istanbul ofis taЕџД±ma istanbul evden eve nakliyat evden eve nakliyat kavacД±k evden eve nakliyat maltepe evden eve nakliyat
Библейская школа духовного совершенствования Епископа Олега Ведмеденко
  на главную    укр   рус      Учение Господне состоит в едином слове: ВОЗЛЮБИ! Возлюби, а для этого СМИРИСЬ, а значит, прими ближнего своего и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды.
ПОИСК В РАЗДЕЛЕ ЛЕКЦИИ:

Евангелие от Матвея. Мф. 3.1-6. Проповедь Иоанна Крестителя.

Лекция № 8

Лекция:
Сегодня приступим рассматривать третью главу - проповедь Иоанна Крестителя:

"В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся окрестность Иорданская выходила к нему и крестилась от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн, увидев множество фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: "порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния, и не думайте говорить себе: "отец у нас Авраам"; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигать детей Аврааму. Уже и секира при корне дерева лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубят и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно свое и соберет пшеницу свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым".

Итак, "В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской...". Иоанн проповедует в пустыне иудейской... Безусловно, мы понимаем с вами, что за этим событием лежит духовно символический смысл. Пустыня иудейская, что это в духовно-символическом плане? Где эта пустыня? Безусловно, она в человеческих сердцах. Речь идет о пустыне бездуховности, в первую очередь. Пустыня... Место, где нет влаги, где не растут деревья, где адское солнце все испепеляет - это как раз и есть адская пустыня в сердцах человеческих. Но каких людей? Иудейская пустыня. Иудеи - это народ веры. Следовательно, речь идет о религиозном мире. Речь идет о церкви старозаветной, речь идет именно об этой "иудейской пустыне", где проповедует Иоанн Креститель. Иудейская пустыня - пустыня духа, пустыня бездуховности в сердцах верующих, но не верных. В сердцах тех, которые называют себя подзаконными, а в действительности являются беззаконными, которые не исполняют Закон Божий.

"...И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Он Предтеча Господний. Мы его так и называем: Предтеча Господний, ибо он предшествует Иисусу Христу. Он проповедует, что приходит Мессия, приходит Бог во плоти, сбывается Писание. Иоанн Креститель - пророк. В другом месте мы читаем, что он пришел в духе Илии, а Илия символизирует собою (этот образ является как бы архетипом) дух пророков - всех пророков. Вспомним преображение Господнее на горе ученикам Христовым: Петру, Иакову, Иоанну. Являются Моисей и Илия. Моисей символизирует собою Закон (кроме буквально-исторической личности. Я хочу еще раз подчеркнуть, что каппадокийская школа Богословия букву Писаний воспринимает там, где она не противоречит духу, но, несмотря на это, учит, что за каждой буквой Писания лежит морально-этический и духовно-символический смысл). Итак, Моисей и Илия - это Закон и Пророки. Илия символизирует собою пророков. Иоанн пришел в духе Илии, то есть как пророк, пришел прорекать истину."Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему". Он зовет: в пустыне готовьте дорогу! И мы понимаем: здесь идет просто подтверждение того, что Иоанн крестил в пустыне иудейской, в пустыне духовной. Эта пустыня интересует нас, эта пустыня интересует Господа, потому что, какие же стези равнять в пустыне буквальной? Что, Иоанн Креститель с лопатой прокладывает дороги в пустыне? "…Приготовьте путь Господу..." Не в буквальной пустыне, не буквальную дорогу. Библия сама раскрывает себя, любимые мои! Это видно непредубежденному глазу. Готовьте путь в пустыне - в пустыне своих сердец! В пустыне сердец церкви, в пустыне сердец верующих, но не верных. Готовьте дорогу! Этот голос для нас с вами! Разве мы здесь так праведны, святы, что у нас все тропы ровные и нет лукавых троп, нет кривых стезей и кривых дорог в наших сердцах?! И наши сердца так уж напоены росою Благодати, дождем Правды, дождем Слова Господнего? Безусловно, эти слова для нас - для народа веры. Мы должны заглянуть в свое сердце, чтобы посмотреть, не пустыня ли там в действительности? Потому что мы можем называться "иудеями" (духовными иудеями), мы можем называться верующими, но действительно ли мы верные, ибо и бесы верят, но дрожат? И не тот иудей, который внешне иудей, – говорит апостол Павел, – а тот, кто иудей духовно, тот, кто внутри иудей. Не та Иудея, которая пустынна, а та Иудея, которая плодородна!

"Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему". Есть разные пути в нашей жизни, есть разные стези, и о них говорит Господь. И мы знаем: стезя, тропа на библейском языке - жизненный путь. Господь нам показал прямой путь - "дорогу простую". Вспомним книгу Деяний апостольских, когда Господь явился Савлу (в будущем апостолу Павлу) на пути в Дамаск. Разве тот путь прям? Дамаск - "Хлопоты" Нет! Тот путь кривой, лукавый, извилистая тропа. И когда явился ему Христос в сиянии (в свете духовном), Он сказал: "Иди в Дамаск..." Почему именно в Дамаск? Ведь Дамаск - мир. Да, в этом мире, а не в сказочной стране Эльдорадо нужно найти простой путь, не извилистый, не кривой. Но идти на ту "улицу", которая зовется "простой, прямой". Прямыми сделайте стези Ему, потому что в действительности Господь прост! В действительности все очень просто! Часто мы идем к Господу какими-то изворотами, усложняем этот путь и совращаемся или влево, или вправо. Господь говорит: "Я показываю тебе. Я есть путь, и правда, и жизнь". То есть, Я - дорога правды, которая ведет в жизнь вечную. "Научитесь у Меня, - так говорит Господь, - ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим...", все очень просто. Смиренный путь - прямой путь и простой - путь Христа. И когда мы будем идти путем, смиряя свой язык, сердце, чрево, то мы будем идти этим путем, согласовывая свою волю с волей Божьей, подчиняя свое понимание пониманию Господнему, сверяя свою веру с Верою, исполненною Любовью, которую принес нам Христос; мы будем идти прямым путем.

Голос Иоанна звучал для Старозаветной Церкви, которая была фарисейской, для старозаветных, буквальных иудеев. Но и сегодня в новозаветные времена история повторяется, как прорекал Екклесиаст: Все возвращается на круги своя. Некоторым кажется: это что-то новое, а оно уже было от веков. Ветер кружит, кружит (веяния духовные идут, идут...), - идет на север, идет на юг. Это горячая вера, подъем... А потом опять входит фарисейская закваска, и падение, охлаждение веры. Церковь превращается в "пустыню", в которой нужно равнять стези. И первое, что нужно сделать, чтобы сделать прямыми стези - смириться, потому что первый шаг - это покаяние. "Я альфа и Омега, начало и конец". И начало - покаяние, причем покаяние с плодами смирения, потому что мы можем сказать: "Да, Господи, я каюсь!" И так часто делали фарисеи, они каялись, они били поклоны буквальные, но не желали склонить свое понимание, свою волю, свою жизнь перед пониманием, волей и жизнью Христа. Они не желали смириться. И притча о мытаре и фарисее прекрасно иллюстрирует ситуацию, которая была в Старозаветной церкви тех времен перед первым приходом Христа, и которая существует в новозаветной церкви перед вторым Его приходом. "Прямыми сделайте стези Ему!", – призывает нас Иоанн Креститель и сегодня. Мы знаем, что Иоанн Креститель символизирует собою (если взять личностный план) нашу совесть. Совесть - это посольство Господнее в нас. Но как часто мы, предаваясь Ироду в наших сердцах (закону плоти, плотскому разуму в нас), допускаем вакханалию плоти, танец Иродиады ("Слава шкуре", шкурное, внешнее, плотское, звериное). И заключаем Иоанна Крестителя - совесть нашу - в темницу. А когда этот танец плоти становится настолько могучим, настолько мощным, что он затмевает нам ум, то мы угождая плоти, угождая этому танцу, угождая Иродиаде (жизни плотской), отсекаем голову Иоанну Крестителю... Это все в нас! В нас эта пустыня! В нас тот голос: "Прямыми сделайте стези Ему". Он звучит в каждом из нас: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное"...

"Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед". Чудесный образ. Но что обозначают в духовном плане эти атрибуты? Что такое одежда? Одежда - внешняя праведность. Мы можем увидеть человека и сказать, кто он. Есть русская пословица: "Встречают по одежке..." Вот что значит одежда. И у него одежда не какая-нибудь, а из верблюжьего волоса. Давайте рассмотрим, что значит верблюд на духовном языке? Итак, верблюд на библейском языке, если рассматривать со знаком минус (а речь тут, безусловно, о минусе), - пустыня бездуховности, «корабль пустыни», так мы его называем. Это жители пустыни. Верблюды символизируют собою людей. Речь в библии идет о людях. Мы должны четко от этого отталкиваться в исследовании Священного Писания. О чем бы мы ни читали: или о волах, или об овцах, или о верблюдах, или об ослах, или о лошадях - речь о людях! Апостол Павел говорит: "Не заграждай рта у вола молотящего... Разве о волах Господь печется? Не говорит ли он о нас?" Так вот, верблюд это человек (мы понимаем: когда Господь говорит: "Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями..." - также речь не о буквальных свиньях. Кому придет в голову взять жемчуг и сыпать в корыто свиньям? Безусловно, это духовные вещи! И псы, которым не нужно давать святого. Речь не о пасхальном яичке, которое не следует давать собакам в пищу. Вот, верблюд. Здесь идет речь о духовных вещах, это тот, которому хорошо в пустыне бездуховности, он привык и чувствует себя в ней естественно. Повторяю, это в негативном плане, иначе это был бы верблюд со знаком плюс. Это были бы те, которые могут войти в пустыню и там работать и не умирать. Иоанн Креститель как раз и есть "верблюд" со знаком плюс, который работает в пустыне. В этой пустыне живет, проповедует, приготавливает путь для Господа. А верблюд со знаком минус - это среда, которая его окружает. Верблюд - это человек, который один раз попил воды (и то не чистой, не родниковой) и может неделю обходиться без нее, и возить багаж той пустыней. Это тот человек, который носит еду с собою. Поел один раз – и месяц носит пищу в горбах, и ему достаточно. Это человек, который может прийти в храм раз в год, чтобы посвятить пасхальный кулич. И достаточно - на год этого опыта полностью хватает... "Вы не желаете освятить жилище?" - "О, уже два года назад у нас был батюшка и освятил. Достаточно...". "Читал Слово Божие?" - " Да, лет пять назад читал, знаю. Один вопрос только мучит. Трижды читал одну и туже историю, три Евангелия - и все об одном и том же... Не понимаю, почему, но читал..." Итак, верблюд - человек, которому комфортно в бездуховности этого мира, тот человек, который не стремится к водным потокам. И для того, чтобы с такими людьми общаться, необходимо иметь внешний вид именно этих людей. Апостол Павел говорит: "Для Иудеев я был как Иудей... для чуждых закона - как чуждый закона..." Это как раз и есть тот момент, который мы с вами исследовали, когда рассматривали глоссолалию, - вещание языками, – а это и есть одно из дарований: быть с иудеем как иудей... То есть, с верблюдом иметь вид, как у верблюда. С жителями пустыни быть, как житель пустыни. Откроем Первое послание к Коринфянам апостола Павла, 9-я глава и прочитаем с 19-го стиха:

"Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести (Вот метод Господний, метод слуг Божьих! Будучи свободен, я поработил себя, дабы больше приобрести для Господа - не для себя). Для Иудеев я был как Иудей (как Иудей где? В пустыне. Символика! Вот почему одежда из верблюжьего волоса! Волос на библейском языке - звериное, шерсть. Вспомним, священники снимали шкуры с жертвенных животных и сжигали их за лагерем, ибо это звериное. И Иоанн Креститель "сдирал" эти шкуры в сердце своем и вычинял их, не зря он носил пояс кожаный), чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона (даже для беззаконных, а иудеи в пустыне беззаконные. Фарисеи были беззаконные) как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых Закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтоб быть соучастником его".

Какие чудесные слова! Потому что говорит апостол Павел: "...препоясавши чресла ваши истиною, облекшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир". Делайте это для Евангелия, ибо так сказал Господь Бог, так сказал Христос: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам ..." Фактически Иоанново крещение - крещение во имя Отца. Это крещение возрождает веру, реанимирует веру, очищает и показывает: братья любимые, покайтесь. Покайся, потому что в действительности ты не имеешь веры, твоя вера поверхностна. Ты не даешь плодов, как неплодная смоковница. "...уже и секира при корне дерев лежит..." Если не покаешься - срубят... Вспомним притчу о неплодной смоковнице: Господь подошел к смоковнице и, не увидев плодов, проклял ее. И засохла та смоковница очень быстро, и удивлялись ученики, как? Если нет плодов, то и вера засохнет. Сказано: Кто не имеет, то отнимается от него и то, что он думает, будто имеет (притча о талантах). Будто в землю закопал, если в пустыню отдал веру свою, сердце свое, душу свою, жизнь свою.

"Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих...". Итак, одежда - внешний вид. Это человек, который понимает язык собеседника, знает, как с ним обращаться, его язык, разговаривает его языком и имеет внешний вид такой, как у него. Что обозначает "пояс кожаный"? Для чего человек носит пояс? Чтобы укрепиться. Когда штангисты поднимают штангу, то обязательно на них есть пояс, чтобы не надорваться. Пояс укрепляет. И действительно, как говорит апостол Павел: "препоясавши чресла ваши истиною..." Вот чем он укрепился - истиною! Он был укреплен истиной Божией, правдой Господней. Но этот пояс кожаный. Каждое слово имеет значение - случайностей нет! Почему "кожаный"? Из чего сделан пояс? Из кожи, безусловно. А кожа - звериное. Имя Ирод обозначает "Слава шкуре". Шкуру нужно вычинить, звериное нужно в себе убить, дракона, минотавра нужно убить в своем сердце. Этот закон плоти необходимо победить тем самым назорейством, о котором мы говорили в прошлый раз. Постом и молитвой! Иначе не выводится этот род, иначе не вычиняется эта звериная шкура. А у нас у всех она есть, у нас у всех есть закон плоти. И Господь говорит: "Вот у порога грех лежит, но ты должен властвовать над ним. Господь говорит Адаму: "... владычествуйте над... пресмыкающимися по земле". Эти гады ползают в поле твоего сердца, над этими гадами ты должен властвовать. И над существами морскими, которые живут в житейском море, взволнованном бурею соблазнов. Ты должен сдирать эти шкуры звериные с себя в первую очередь, со своего понимания, со своего сердца, со своей жизни и вычинить, очиститься от этой шерсти. И подпоясаться этим, этим укрепиться и в этой истине стоять. "Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих..."

Откроем Четвертую книгу Царств, 1-ю главу, с 1-го по 8-й стихи... Я даю Синодальные названия книг. Если у вас есть книга в переводе митрополита Иллариона (Ивана Огиенко - укр.), которой я также пользуюсь, то там эта книга - Вторая книга Царей. Это масоретский список, и в нем используется еврейская нумерация, которая кое в чем отличается от Синодального списка, то есть от "Септуагинты", – перевода семидесяти греческих толкователей для библиотеки Птоломея Филадельфа. Итак, Четвертая книга Царств (в русской Библии) или Вторая Царей. Это будет полезно для нас: посмотреть на отрывок глазами способных служителей Нового Завета - не буквы, а духа...

"И отложился Моав от Израиля по смерти Ахава. Охозия же упал через решетку с горницы своей, что в Самарии, и занемог. И послал послов, и сказал им: пойдите, спросите у Вельзевула, божества Аккаронского: выздоровею ли я от сей болезни? Тогда Ангел Господень сказал Илии Фесвитянину: встань, пойди навстречу посланным от царя Самарийского и скажи им: разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Вельзевула, божество Аккаронское? За это так говорит Господь: с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь. И пошел Илия.

И возвратились к Охозии посланные. И он сказал им: что это вы возвратились? И сказали ему: навстречу нам вышел человек и сказал нам: пойдите, возвратитесь к царю, который послал вас, и скажите ему: так говорит Господь: разве нет Бога в Израиле, что ты посылаешь вопрошать Вельзевула, божество Аккаронское? За то с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь. И сказал им: каков видом тот человек, который вышел навстречу вам и говорил вам слова сии? Они сказали ему: человек тот весь в волосах, и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин".


Илия родом из города Фесва. Опять видим параллельное место. У него волосистый вид (не одежда из верблюжьего волоса, но символически одно и тоже). Вспомним Исава. Имя Исав обозначает "Волосистый", это звериное, негативное. "Возненавидел Господь Исава, Иакова полюбил", - читаем в Священном Писании. Иаков гладенький, вот та "гладкость", она нарабатывается. Царство Божие усилиями берется. Смотрите, как красиво звучит этот отрывок, когда мы рассматриваем его по духу.

"И отложился Иоав от Израиля по смерти Ахава". Умирает Ахав, и начинает Царствовать его сын Охозия. Если мы будем рассматривать это в историческом аспекте, то это произошло ок. 853-852 года до Рождества Христа. Но нас интересует духовный аспект этого отрывка. Кто такой Ахав? Это царь, который осквернился, но покаялся. Именно об Ахаве сказал Господь: "Вот, Я выведу на тебя беды, и вымету за тобою, и истреблю у Ахава мочащегося к стене..." (3-я Царств 21.21). Мы часто пользуемся этим стихом. Кто мочится на стены? Псы. Что такое пес на библейском языке? "Пес" - тоже человек... Неужели Господь, как шкуродер, ходил и отстреливал собак в городах Ахава? Не о том идет речь, безусловно, не о том! Господь истребляет собак в наших сердцах. Господь истребляет все псиное в наших сердцах. Кто же пес на библейском языке? Вспомним о чистых и нечистых созданиях. Опять речь о людях. Люди разделяются на чистых и нечистых. Очень простой признак, какое создание чистое, а какое нечистое? Книга Левит, 11-я глава. Чистые животные должны иметь два признака: раздвоенные копыта и жевание жвачки. Вот и все. Копыта раздвоены - это то, на чем стоит, и жует жвачку. Нечистое не имеет или одного из этих признаков, или обеих. Пес как раз не имеет обеих, это нечистое создание. Что значит иметь раздвоенные копыта? Различайте чистое от нечистого, святое от не святого... Апостол Павел говорит: "Вот в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего". И человек ощущает в себе добро и зло, когда человек борется, когда в человеке борются эти два начала, то есть он не стоит всеми "четырьмя лапами" нераздвоенными в материальном, но борется. Когда человек борется духом с плотью, это уже раздвоенное, и на том стоит. Когда у человека есть вера (это одно и тоже), он чувствует закон плоти, который противоречит закону разума. Как только появляется вера, мы видим Небо и поднебесье. Пока только было поднебесье, и никакого "Неба" мы не видели, и никакая "Твердь" не разделяла... Дал Господь Твердь посреди вод, и она отделяет воды, которые под Твердью и над Твердью. И назвал эту Твердь "Небом", а "Небо" - Закон Божий, воля Божия. Вера, реализованная в Слове и Законе. Так вот, раздвоенные копыта - это когда идет борьба светлого и темного, чистого и нечистого, святого и не святого, и человек имеет веру и различает чистое от нечистого, но этого оказывается мало, ибо и бесы верят, но дрожат. Разве ж у бесов нет веры? Безусловно, есть, они живут в духовном мире и прекрасно понимают, что Господь есть, и знают это лучше, чем мы с вами. Я говорю о демонах как о категории личностной (служебные духи сатаны). Значит, мало иметь веру, мало иметь "раздвоенные копыта", мало идти по земле, осознавая, что существует небесное и земное. Необходимо еще и "жевать жвачку". Что значит "жевать жвачку"? В духовном плане - искать истину. Речь идет о духовной пище, то есть человек, который ищет истину, который стучит, уже имеет двойное жевание, уже жует ту жвачку, когда думает о духовном. Помните, апостол Павел отличал, когда мы плотские, а когда духовные? Он говорит: мы духовные, я духовный, когда мы думаем о духовном, потому что мысль телесная - вражда против Бога, ибо не подчиняется Закону, да и не может. "Страшно упасть в руки Бога живого" - говорит апостол. Итак, если мы жвачку не жуем, если мы не думаем о духовном, а только о плотском, то мы враждуем с Богом. Два условия: мы должны иметь веру и думать о духовном постоянно. Искать истину, "жевать", обращаться к Слову постоянно, словно олень стремиться к потокам водным, как читаем в Священном Писании... Олень стремится к потокам водным, к родникам воды живой, источнику Слова Божьего, к источнику Благодати, которая дается по Слову потом, в будущем, когда мы вырастаем в Слове, ибо вначале было Слово, потом Слово стало плотью, потом видим славу, – потом приходит Благодать.

Чистое создание - это такое, которое имеет веру, имеет раздвоенные копыта, и на них стоит, и ищет истину. А если ищет истину, – то и находит, потому что кто стучит, тому открывается, и разжевывает, и приходит к пониманию. В русском переводе это "двойное жевание" с начала мы читаем Священное Писание по букве (первое жевание, вкус буквы), а потом разжевываем по духу: приходим к пониманию и видим за буквой дух, приходим к видению, что Бог есть любовь, и к пониманию важности смирения. Это начало и конец. Смирившись покайся, и поднимайся ступенями к высоте совершенной любви. Двойное жевание. У овечек двойное жевание. Овечка - смиренное создание, оно разжевало истину. «Овечка» поняла, что Бог есть любовь, а, следовательно, она чистое создание. Второй вопрос, бывают моменты, когда и овечка может стать заблудшей, больной, напуганной, израненной. Но Господь - Пастырь наш. Он знает, как вылечить больную, раненную перевязать, напуганную успокоить.

Свинья - нечистое создание. Копыта раздвоены у нее, а истину не разжевала, нет двойного жевания. Как просто сейчас определить, почему свинья нечистое животное! И опять Господь не заботится о том, едим ли мы свиные котлеты или нет. Речь совсем не о том! Господь печется чтобы мы не "ели" все подряд, не глотали, а различали чистое и нечистое, святое и не святое, чтоб мы не глотали и букву, и дух подряд, а различали, где есть буква, а где есть дух, чтобы мы искали истину, а не просто имели веру и приходили раз в год в храм Божий. Я всегда вспоминаю такую церковную шутку. Человек хвалится: "Мне всегда везет, потому что когда ни приду в храм, все время поют: "Христос воскрес!" "Свиньи" - это те, которые имеют веру, но еще не разжевали истину. Это, собственно, фарисеи. Но приходит еще больший момент осквернения, когда и веру теряют. Помните, сказано: кто не имеет, у того и то, что имеет, заберется. Это наивысшее осквернение, когда уже нет веры, когда нет раздвоенных копыт и всеми четырьмя лапами стоишь на земном, на плотском. Мало того, "пес" ещё и мочится на "стену"!..

Вернемся опять к нашему тексту. Что такое стена на библейском языке? Закон Божий, безусловно! Стена - Закон, которым Господь оградил Иерусалим. Церковь свою, город свой. Так вот, пес пренебрегает Законом Божиим! Мочится на "стену" - пренебрегает Бога, веру. Вот, пожалуйста. Три, так сказать, категории людей: овечки, свиньи, псы. "Не давайте святого псам", - тем, кто пренебрегает, не давайте! Если ты, разговаривая с человеком, увидишь, что он пренебрегает Закон Божий (мочится на стену), все! Не давай, потому что ты будешь только искушать его. Кстати, мы прекрасно знаем, что лучше смиренно отойти. Он еще не готов, подожди, пока станет хотя бы "свиньей". Это уже лучше. Свинье нужно давать, но не давать ей свой жемчуг. Господний давайте, истину говорите, но душу свою не открывайте, потому что они не поймут, они не разжевали слова "любовь", и они, как сказано, затопчут ваш жемчуг в болото, потом развернутся и используют это против вас, то есть "сожрут и вас" - так сказано в Священном Писании... А вот овечка Господняя, о ней уже сказано: " Открывайте грехи свои друг перед другом"...

Так вот, 21-й стих предыдущей 21-ой главы Третьей Книги Царств: "Вот, Я выведу на тебя беды, и вымету за тобою, и истреблю у Ахава мочащегося у стены...". Где царь Ахав? Он в наших сердцах, безусловно. Я не говорю о буквально историческом моменте. Да, это был период истории народа Израиля, это происходило за 850 лет до рождения Христа, но за этими событиями стояла еще и духовная канва. И более того, все это происходит и сегодня! Смотрите, насколько глубока Библия! Насколько безгранична премудрость Господняя! Как говорит псалмопевец Давид: "Я день и ночь раздумывал над Заповедью и увидел, что она безгранично глубока".

Итак, Ахав… Ахав покаялся: "Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально". Ахав покаялся. Что обозначает "разодрать одежды свои"? - разодрать свою лжеправедность, эту звериную шкуру! Вот в чем покаяние! Мы видим: Ахав покаялся и принес плоды. Как каялись в Старозаветной церкви? - раздирали одежды свои, то есть "сдирали" свою праведность, шкуру Иродову, и посыпали голову пеплом. Голова на библейском языке - понимание. Посыпать пеплом - сжечь старое понимание, покаяться. Раскаяться и сжечь все старое, и понять, что жил я безбожно, размножал в сердце своем псов, которые мочатся к стене. Я обязан покаяться, ибо если этого не сделаю, Господь сделает это вместо меня, загонит в такой тесный угол, что я обязан буду прийти к покаянию. Видим: Ахав покаялся. Это была предыдущая, Третья книга Царств. А вот Четвертая книга Царств начинается рассказом о сыне Ахава Охозии.

"...По смерти Ахава"... Наступает момент, и умирает покаяние в церкви. Покаяние умерло в церкви - это история церкви. Мы покаялись и приходит момент, и в нас так же умирает покаяние. Следующий этап. Приходит сын Охозия, что обозначает - "Яхве схватил". Здесь речь идет о наказании. Не думай, что убежишь от суда Господа. Не думай, что Господь будет осмеянным. Господь осмеянным не бывает! Он схватит тебя обязательно. Никуда не убежишь. Мы говорим: от себя не убежишь. А почему? "Тайну, сокрытую от веков и родов... Христос в вас, упование славы". Так вот, Охозия отошел от покаяния отца, начал грешить. «Господь схватил» – имя его.

"И отложился Моав от Израиля по смерти Ахава". Вот такой процесс идет в церкви, и в наших сердцах это может происходить. В историческом плане это происходило и происходит. Моав... Кто такой Моав, что он "отложился", взбунтовался на Израиль? Имя Моав обозначает "от отца". Вспомним историю, это сын пьяного Лота и собственной дочери. Библейскую историю мы должны знать. Я еще раз подчеркиваю: купите детскую Библию и выучите историю, чтобы помнили и ориентировались, чтобы не было для вас излишних преград, излишних трудностей. Если мы хотим научиться читать, сначала надо выучить азбуку... Сын пьяного Лота и его дочери. Дочь должна выйти замуж. Церковь должна жить. Господь есть живой. Вера не должна консервироваться. Если церковь (дочь, жена на библейском языке - церковь, община) оплодотворяется старыми идеями, то это называется консерватизмом. Так вот Моав - церковный консерватизм. Наступает момент консерватизма, наступает момент властвования ортодоксии в церкви, ретроградских идей в церкви, это фарисейская закваска. Раз умирает отец Ахав, а сын не в покаянии, то и допускает Бог, что Моав бунтует, безусловно. То есть в церковной жизни начинается омертвение.

"Охозия же упал через решетку с горницы своей, что в Самарии, и занемог". Каждое слово имеет значение. Как выпал он через решетку? Через окно... На окне решетка, и как выпадешь? Противоречие буквы и духа очевидно. Что значит окно на библейском языке? - видение, кругозор. Через окно мы смотрим на мир - мировоззрение. Есть церковный кругозор, он за решеткой. Так же, как Иерусалим, окружен стеной. Что делает решетка? Защищает. Стена Иерусалима защищает город, защищает наше видение. Чем мы можем, защитить видение? Законом Божьим. Но Закон Божий в одном слове - Возлюби! Когда исчезает любовь и смирение, исчезает решетка. Смирение - индикатор того, что есть решетка. Это есть та нить Ариадны, которая выводит нас из дебрей, из леса, из лабиринта, которая помогает нам убить "минотавра" и повернуться к свету. "Тот войдет и выйдет, и пажить найдет..." Так вот, решетка - это то, что защищает наше мировоззрение, наше видение. Она защищает, безусловно. Канон, канон Божий, мера Господняя - Возлюби! Если это есть в нас, и мы это понимаем, и мы разжевали это. Слава Богу! Решетка на окне, и мы никогда не выпадем через наше видение в мир, за пределы нашего города. Никогда! Если мы имеем знание. Если же нет, то: "И погибнет Мой народ из-за недостатка ведения..." Если нет знаний, идет погибель. Когда исчезло знание у царя Израиля Охозии, он выпал через решетку, потому что нет решетки. Он думает, что решетка есть, а ее нет... Прошлый раз мы говорили: человек думает, что вбегает в свою общину, в свой дом, прислоняется к стене, а змея кусает его, потому что видения уже нет. Будут смотреть и не видеть, слушать и не понимать. Будут думать, что есть стена, а стены уже нет, потому что развалили. Будут думать, что есть решетка на окне, а мировоззрение уже помутнело. Сказано: «Если свет в тебе темнота, то какая ж большая темнота..." Об этом говорит Господь с разных позиций, разными словами, многими примерами, многими символами, многими притчами. И Охозия смотрел и не видел. Сейчас будет подтверждено, что значит выпал через решетку в своей горнице в Самарии. Горница в Самарии! Самария обозначает "Сторожевые высоты". Что охраняют самаряне? Какие высоты? Фарисейские. Самария - слияние веры в Единого Бога и язычества. Напомню в двух словах. После смерти царя Соломона происходит раскол царства Израиля. 931 год до Рождества Христова. Идет раскол. Десять племен (колен), которые возглавил бунтарь, бывший слуга Соломона Иеровоам, создают державу, которая имеет название Израиль, но столицу переносят в Самарию. Не город правды, не город Божий, где истина царствует, а Самария, город языческий. И только два колена - Иуды и Вениамина - остались в Иерусалиме. Хоть держава уже перестала называться Израилем, а стала называться Иудеею по названию многочисленного из этих двух колен. Приходит время, и Господь наказывает. Наказывает таким образом, что царство, десять колен, которые взбунтовались (мятежные), берутся в плен ассирийскими войсками, находятся в плену, а их земли заселяют язычники. И те остатки израильтян сливаются, ассимилируются с язычниками и создают в историческом процессе область Палестины, которая называется Самарией. И самаряне сохранили веру в Единого Бога, но загрязнили ее язычеством, идолослужением: обрядоверием, служением злой похоти и любостяжанием, что является идолослужением, то есть - дух насилия и корыстолюбия, мирские принципы (язычество) вошли в церковную жизнь, и мы имеем Самарию. Итак, на высотах самарийских...

"Охозия же упал через решетку с горницы своей, что в Самарии..." Вот где та решетка, то мировоззрение, вот почему упал... "...и занемог. И послал послов, и сказал им: пойдите, спросите у Вельзевула". Вельзевул переводится: "Мушиный хозяин" (Ваал - хозяин, Зевул - мухи). Какими мухами управляет Вельзевул? Откроем книгу Выход. Там есть момент, когда на Египет нападают псиные мухи и кусают. Это проблемы, безусловно. Где проблемы? В какой сфере они летают? В духовной. Безусловно, это проблемы духовности. Сознание определяет бытие. В начале было Слово, а если слово загрязнено, если этой решетки уже нет, если стены уже нет, если ты с высот Господних перешел на высоты самарийские (на сторожевые высоты)... Ты охраняешь, только не Божье слово. "Уста священника знания стерегут...", но стережешь языческие, мирские принципы, которые вошли в церковную жизнь. Соответственно обращаешься уже не к слову Божьему, ибо читаешь и не понимаешь. Таким образом начинаешь обращаться к Вельзевулу – хозяину псиных мух, начинаешь обращаться к мирской духовности... Очень хороший перевод с древнееврейского языка: «псиные мухи» - «летающие звери», зверье, которое летает в воздухе.

Моав - речь об идеологии мира. Идеология мира – вот та река, которая вытекает из пасти змея, – читаем в другом месте. Это та самая египетская река Нил, к которой прикоснулся, – а она в действительности кровь. Вот куда начинает обращаться царь Израиля, церковная элита, начальники религиозного мира, и там начинает искать спасения, потому что заболел. Что же делать? И обращается к мудрости мира. Не к премудрости Божьей, а к премудрости мира.

"...Пойдите, спросите у Вельзевула, божества Аккаронского..." Опять божество Аккаронское... Аккарон или Аскалон переводится как "Искоренение" или "Переселение" (двойное значение). Что искореняется? Что такое корень? Корень веры. Он должен быть чистый и святой. Если этот корень становится горьким от фарисейской закваски, то приходит момент искоренения... Уже и секира при корне деревьев лежит..." Да, при корне, при вере. Искоренение - это неверие, безусловно. Вельзевул хозяин, он Аккаронское божество, которое живет в Аккароне, он несет неверие, искоренение и переселение. И если мы идем этим путем из Иерусалима в Иерихон, если мы идем в Аккарон к Вельзевулу, то безусловно, будет искоренена наша вера и мы будем переселены. Куда переселены? В мир. Заберется и то, что имеешь. Полное исчезновение духовности...

"Пойдите, спросите у Вельзевула, божества Аккаронского: излечусь ли я от сей болезни? Тогда Ангел Господень сказал Илии Фесвитянину (Илия переводится как "Ягве Бог"): встань, пойди на встречу посланным от царя Самарийского и скажи им..." Вот, Я посылаю Вас. Куда? В среду волков в овечьих шкурах. Я посылаю вас: "Идите и научите..." Работайте, свидетельствуйте, что так сказал Господь Бог. Помните, в книге пророка Иезекииля, 2-я глава начинается: "Сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым", - говорит Господь Иезекиилю. Куда посылает? Посылает к народу Своему... «К людям непокорным, которые возмутились против Меня... Я посылаю тебя, и ты скажешь им: так говорит Господь Бог! Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них. А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов..." То есть среди скорпионов, среди лжецов, лжепророков (скорпион - лжепророк, так Библия раскрывает понятие). А терния - это корыстолюбие и обман этого мира (понятие "терния" раскрывается нам в притче о Сеятеле), "Хоть там терния и волчцы, идти туда и не бойся, потому что Я буду с тобою", - говорит Господь Иезекиилю. Будут ли слушать, или не будут: так сказал Господь Бог, потому что должны они знать, что пророк был среди них. Так Илию Господь посылает, пророка. Господь всегда посылает своих рабов - пророков. Господь посылает пророков к злодейским виноделам и говорит: Дайте мне плодов. Принесите плоды. Я поставил Церковь, Я насадил виноградник, Я его обработал, Я его оградил стеной, Я поставил там пресс (то есть суд), который отделяет сок от мезги. У меня есть веялка, Я поставлю эту веялку. У Меня есть сторожевые башни, и на этих башнях я постановил священников, левитов Своих, но на сидение Моисея сели злодеи и разбойники. Иди, - говорит Господь каждому пророку, - иди и пророчествуй им! Говори: Так сказал Господь Бог! Вы сели на Мое сидение, вы забрались на то место, которое Я приготовил Своим рабам, пророкам, тем, кто соблюдает Закон, которые знают Закон и проповедуют его. Вы взобрались и выпадете через решетку, потому что нет у вас той решетки, нет у вас защиты вашего понимания, мировоззрения.

"Тогда Ангел Господень сказал Илии Фесвитянину: встань, пойди навстречу посланным от царя Самарийского и скажи им: разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Вельзевула, божество Аккаронское?" Неужели из-за того, что в Церкви выветрилась премудрость Божья, вы начинаете искать мудрость этого мира и начинаете молиться мирским Богам? "За это так говорит Господь: с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь". Тут "постель" со знаком минус - бездеятельность, лег на постель умирать. "И возвратились к Охозии посланные. И он сказал им: что это вы возвратились? И сказали ему: навстречу нам вышел человек и сказал нам: пойдите, возвратитесь к царю, который послал вас, и скажите ему: так говорит Господь: разве нет Бога в Израиле, что ты посылаешь вопрошать Вельзевула, божество Аккаронское? За то с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь. И сказал им: каков видом тот человек, который вышел навстречу вам и говорил вам слова сии? Они сказали ему: человек тот весь в волосах, и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим". И мы видим, что он был такой же, как они. Павел говорит: "я для иудея как иудей, для подзаконных как подзаконный", то есть, имея закон любви в сердце, говорю языком подзаконных или беззаконных, чтоб хоть некоторых привести к вере, исполненной любовью. Кто-нибудь да и услышит. Сей, сеятель! Почему сеешь на дороге? Разве ты не знаешь, что там птицы склюют? Почему сеешь в тернии? Разве не знаешь, что поднимутся тернии и заглушат? Кому из вас придет в голову сеять зерно в тернии или сыпать его на дороге? Нет, все-таки сей, потому что хоть одно зернышко где-то и прорастет! Пусть одну душу спасешь, то уже ты не зря прожил жизнь, - говорит Господь апостолу... Человек "в волосах". Он с иудеем как иудей, с эллином как эллин. Он имеет вид как волосатые наследники Исава. Но только вид! Исав - "волосатый": Дай мне того красного, что мне твое первородство?! (первородство - это духовность). Что ты мне про свою духовность говоришь, если я сейчас умру с голоду!..

"…человек тот весь в волосах, и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим". Человек волосатый, но подпоясан поясом. Это значит, что он убил в себе зверя. Он будто беззаконный, не будучи беззаконным для Бога, но законный Христу. Он правдой подпоясан. "И сказал он: это Илия Фесфитянин". И Охозия умер, и умер по слову Господа, который говорил Илии.

Возвращаемся к Евангелию от Матвея. "Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих..." Теперь понимаем, что за одежда, что за пояс. "...Пищею его были акриды и дикий мед". Что такое акриды? Они имеют двойное значение, снова знак плюс и знак минус. У Господа все по двое, так сказано в Книге Сираха, 33-я глава, 15 стих. Акриды - это растения пустыни, у которых очень длинный корень. Несмотря на то, что вокруг пустыня, у них есть пища и вода. Помните, жена убежала в пустыню, но там ее кормили орлы. Так же и здесь. Растение живет в пустыне. А мы где живем? Выйди из этого храма и оглянись, включи телевизор и увидишь, где живешь. Сахара, Кара-Кум... Кара-Кум лучше, "черный", но имеем корень, а корень что? Это вера. Если есть вера, то по вере получаем благодать, несмотря ни на какое адское солнце этого мира, потому что имеем длинный корень. Вот вам акриды со знаком плюс. И это пища Иоанна. Он брал в этой пустыне воду: воду слова Божьего, воду веры, воду благодати на служение. Второе значение этого слова - саранча. Это съедобный вид саранчи. И ныне в тех краях сушат и едят, как семечки, саранчу. Тут уже саранча - минус. Что такое саранча на библейском языке? Сказано: Что не побьет у тебя градом, то доест у тебя саранча". Опять кары египетские. Саранча - одно из египетских наказаний. Это наказание сего мира. Саранча поедает все живое, уничтожает все. Ее много. Саранча символизирует множество нападений на нас духов злобы поднебесных сего мира, воинства сатанинского. Кусает эта саранча постоянно, уничтожает и хочет уничтожить все духовное постоянно. И Иоанн уже стал настолько совершенным - речь идет о человеке настолько очищенном постом и молитвой, настолько укрепленном духовно аскетизмом, - что для него эта саранча пища! Что такое еда на библейском языке? Еда ж Моя – исполнять волю Отца, Который послал Меня", - говорит Господь наш Иисус Христос. Питаться этой саранчой – это значит исполнять волю. Что значит питаться саранчой? Преодолевать трудности, побеждать многочисленную тьму проблем, которые насылает на нас сатана, и получать от этого радость. Искать и переходить в наступление: где эта саранча, потому что я хочу есть?! Какие проблемы, сатана, ты сегодня мне подбросил? Чем хочешь сегодня ужалить? Чем ты хочешь сбить меня с моего пути?! Ты хочешь, чтобы я сегодня пришел в раздражение, испугался, чтоб во мне проснулась жадность... Как только это чувствуешь, ты меня ешь, а не я тебя... Не получишь ничего! Мы должны быть такими. Мы должны подняться на этот уровень. Это еще подзаконный уровень. Иоанн был подзаконным. Мы должны подняться к такому состоянию, когда акриды, когда саранча, когда проблемы стают нашей пищей. Мы выходим на борьбу, мы ждем их, мы готовы их встретить! Мы ловим их в воздухе, жарим их в огне слова Господнего и воли Божьей и едим... Говорит святитель Феофан Затворник: "Каждый день нужно жить так, чтобы ожидать неприятностей, как гостей". Ожидать неприятности, как гостей, чтобы не застала эта саранча внезапно. И ждешь. День прошел, что-то тихо. Нет гостей, а я жду... Ага, стучат! Это путь подвига. Мы же воинство Христово! Речь идет о подвижничестве и говорит Феофан Затворник: и оставь эту мысль, что когда-то эти неприятности закончатся, пока ты в теле, пока ты на этой земле, пока ты на месте испытаний, иначе никогда не достигнешь терпения. Мы должны воспитывать в себе терпение. А терпение достигается только тогда, когда мы постоянно в праведности (в смирении). Только в смирении эта праведность проявляется. Подпоясав свои чресла поясом правды, обув ноги в готовность благовествовать Евангелие, надев на голову шлем спасения (понимание воли Божьей), взяв меч Слова и щит веры, который отбивает все огненные стрелы лукавого, эту саранчу, так надо жить! Вот воин... Этим путем прошел Христос. Этим путем прошли сонмы, множество верующих и верных. Прочитайте, пожалуйста, как о них пишет Священное Писание, о тех, кто побеждает... Они воскрешали мертвых, сами воскреснув в первую очередь, ибо спасешься ты и тысячи вокруг тебя спасутся. Этот путь для нас, это мы должны питаться акридами.

Чем же еще питался Иоанн Креститель? "... а пищею его были акриды и дикий мед". Что такое мед на библейском языке? Это благодать Всесвятого Духа, духовная радость. Это мир и радость в Духе Святом! Так вот, у Иоанна Предтечи, безусловно, был мир и радость. Дикий мед. Пчелы собирают его в поле. Поле на библейском языке – человеческие сердца. Там надо выработать мед, во внутренней борьбе. И когда мы ведем эту борьбу в своем сердце, когда мы оградились молчанием и вслушиваемся в себя, когда мы идем путем подвига, тогда мы получаем от этого духовную радость, духовное наслаждение. Мед - духовная радость от работы над собой. А потом еще какой мед? От какого труда? Какой мед я сейчас ем, когда стою тут за этой трибуной? Мёд радости труда на ниве Божией. Это невозможно передать. Это большое наслаждение, но мед сей сотовый, потому что его нужно наработать, как пчелка. Под лежащий камень вода не течет. Если ты не будешь работать, если ты не будешь ревнителем перед Господом, то никогда не станешь сыном Божиим по благодати Христовой, то никогда ты не будешь иметь помощь Господнюю, благодать Духа Всесвятого, благодать Духа Истины. Ты не сможешь ничего проповедовать в духе, ты только сможешь выйти и прочитать сухой текст. На второй день ты придешь, прочитаешь тот же самый текст, и здесь останется половина храма. На третий день ты придешь, прочитаешь сухой текст, и останется первый ряд. А на четвертый день, когда ты придешь читать, сторож скажет: "Батюшка, я дам вам ключи, когда прочитаете, закроете храм..." Мед нужно наработать в себе, подняться на высоту видения и спуститься, чтобы поднять своих братьев: вот принцип церковного единства. Мы говорим о том, что видим. Иоанн проповедовал о том, что он видел и то, через что он прошел.

"Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходила к нему. И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои". К нему выходили. В Библии нет случайностей. Христос шел в синагогу, шел в народ, шел к грешникам, к мытарям, заходил к ним в дома: "Закхей, сегодня я буду у тебя в доме!" Иоанн никуда не ходил. Безусловно, он наибольший среди рожденных от жен подзаконных, но наименьший в Царстве Божьем больше за него. Он буря. Он: "Покайтесь, ибо приблизилось! Он тот, кто кричит, вопиет... Он не Христос, который говорит тихим, ласковым голосом. Господь тростины надломленной не доломает и льна тлеющего не погасит. А этот гасит и ломает. Иоанн - буря, голос вопиющего в пустыне. Это тот, кто ломает, вскрывает, критикует. Это тот, кто говорит: "Порождение ехидны!". Но буря должна пройти. Иоанн-предтеча, предшественник. Вспомним, как является Господь Илии... Он сначала является в буре, но сказано: не в буре Господь. Он, Предтеча, эта буря: трясет земные сердца, приземленное мышление - он встряхивает его... Потом землетрясение, но еще не в землетрясении Господь! Потом огонь. Потом идет испепеление, очищение. И еще не в огне Господь. А потом тихий ласковый голос - вот где уже Господь! Так и говорит Иоанн Креститель: "я крещу вас водою в покаяние" вода - учение. Он учит, обучает - покайтесь. Он показывает Священное Писание. Нового Завета не было. Он берет Тору - Закон, он берет книги Пророков, открывает их по духу и говорит: "Посмотрите; вы смотрите и не видите, слушаете и не понимаете, покайтесь!" Разве Господь требует, чтобы вы превратили Иерусалимский храм в «мясокомбинат», чтобы муровали канавки, чтоб кровь стекала в Кедрон? Разве этого хочет Господь?! Покайтесь, принесите овечку духовную, в вы режете буквальных: кто богаче, тот режет больше. Нарезал овец и думает: откупился от Бога. Да не нужно Богу крови козлов, тельцов! Богу нужны духовные жертвы "козлов" и "тельцов" в твоем сердце!

К нему выходили. И он говорил: "Выйдите из этого Вавилона". Он не входил в эту среду. Для подтверждения давайте прочтем Евангелие от Луки, 7-ю главу 33-й стих. Иисус упрекает неверных и говорит об Иоанне Крестителе: "Ибо пришел Иоанн Креститель, ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: " в нем бес". Пришел Сын Человеческий (то есть Я), ест и пьет; и говорите: "вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам".

Иоанн Креститель не входил в эту среду. Он знает их язык. Он знает, как к ним подойти, но он не входит туда. Он назорей и им остался. Христос прошел назорейство и вышел из Назарета. Куда? В Иерусалим, на труд. Иоанн так и остался назореем. Он не ест и не пьет. Иоанн не пьет прокисшего фарисейского вина, не живет фарисейской церковной жизнью, не пребывает в этой атмосфере. Он отстранен. Не ест хлеба ржавого, черствого, то есть ни теории, ни практики. И речь идет не о Господнем хлебе и вине - их он как раз ест. Исполняет волю Господа (есть хлеб - исполнять волю Божью). Он исполнял волю Божью? Безусловно. Тут же Господь и подчеркивает, что он "тот, кого посылаю пред Собою". Он Предтеча. Он исполняет волю Мою, хоть не имеет еще тихого, ласкового голоса. Но он предтеча - должен быть бурей!

"Пришел Сын Человеческий, ест и пьет"... "Христос непосредственно вошел в эту среду. В этом его и винили, что он с мытарями и грешниками ест. Что он ест? Их еду. Это не значит, что он живет так, как они. Это значит, что Он общается с ними в их среде. Он вошел в середину. Он пришел послужить. Он подошел не так, как Иоанн Креститель: "Выходите из этого Вавилона!" Христос приходит в эту среду и тихим ласковым голосом говорит: "А как вам кажется? Давайте попробуем вашей еды. Меня угощают - я пью их вино прокисшее и ем хлеб ржавый. И я говорю: как тебе кажется? Давай мое вино попробуем! Не будет ли вино лучше, если оно будет не кислым, а сладким? Если бы от учения не несло злобой, агрессией, а несло в себе любовь? Не было бы ль это лучше?.. Хлеб - исполнение. Вот как ты исполняешь! Соль потеряла силу в этом хлебе, он проржавел! Твое исполнение внешнее. Твоя вера превратилась в обрядоверие. Ты думаешь, принес пасху, посвятил и на этом оканчивается твое участие в церковной жизни? А вот представь себе, что кроме этой пасхи ты еще сделал дела милосердия и Богопознания. Как было бы хорошо! Давай вместе подумаем..." И действительно, он действовал таким способом. Христос входил в эту среду. Его спросили: "Будет ли Учитель давать две драхмы на храм?.." Что значит дать две драхмы на храм? Будет ли исполнять все обряды, предписания, каноны? Он говорит: Безусловно. Только ты мне скажи: платят ли сыны царя налоги? Нет, не платят. Значит свободные сыны не должны платить. Мы выше, нам эти костыли не нужны. Но чтобы сбылась полностью правда, иди на это море (сего мира), забрось удочку и поймай рыбу, которая попадется. Вступи в общение с этой рыбой, открой ей рот... А уста знание стерегут. Разузнай, как необходимо вести себя в мечети, в костеле, в православном храме, в лютеранской церкви. Достань этот "статир" и заплатишь и за себя и за Меня, то есть и ты будешь чувствовать себя комфортно в разных ситуациях, куда бы ни попал. И ты в шляпе не пойдешь в Православный Храм, а в сапогах в мечеть. И за Меня дашь – тем самым ты проявишь любовь. Ты будешь действовать так, как Я действовал. Я входил, Я ел этот хлеб, Я пил это вино, Я возлежал вместе с этими грешниками и мытарями. Речь идет обо всех аспектах как религиозной, так и мирской жизни. Но они не были для Меня идолами. Как говорит апостол, "сдерживайтесь от идоложертвенного". Если ты попадешь в такую ситуацию - ешь то, что там. Главное, чтобы это не было идоложертвенным, чтобы ты не начал зависеть от этого, чтобы это не начало властвовать над тобою. "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною". Обряды - хорошо, обрядоверие - беда. Догматы - хорошо, догматизм - беда. Отличай священное от не священного и чистое от нечистого (Левит 10.10). Так вот, к Иоанну выходили, а Христос Сам входил в эту среду.

"Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходила к нему. И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои". На этом остановимся. В реке Иордане... Название "Иордан" обозначает: "Спускающийся". Откуда сходит Иордан? От престола Господнего вытекает эта река! Это учение, которое течет от правды и сужденья Божьего. Это учение Господнее. И он окунал в него! Крестить - от слова "баптисма", что обозначает: "полное погружение". Он полностью окунал в учение Господнее, в учение Божье, в покаяние. И показывал, что вы не так понимаете. Он раскрывал Священное Писание, он истолковывал по духу, потому что был пророком Божьим. А пророк Божий прорекает слово по духу. Он показывал, обличал всю мертвечину фарисейскую, всю грязь загрязненного фарисейского служения. Крестил, омывал покаянием. И это действует также в наших сердцах, потому что как физическая вода смывает грязь, так слезы покаяния смывают грязь грехов с души. Иоанн Креститель в нас, и Иордан здесь (в сердце). Мы каждый раз понемногу окунаемся в этот Иордан. Кто как входит: один вошел по щиколотки, второй по колено, третий по пояс, а четвертый уже в плавании. Помните, как Иезекииль входит в эту реку? Но все мы входим, слава Богу! Слово дает веру, вера дает Благодать, а благодать - Богоединение. Благодать реализует в нашей жизни смысл бытия.

Пусть Господь даст нам мудрость понимать это, пусть даст Он нам силы услышать в себе голос того, кто зовет в пустыне: "Приготовьте дорогу Господу, равняйте Ему путь!" Пускай даст нам питаться теми акридами. Аминь!



† † †



ВЫШЛИ В СВЕТ ТАКИЕ КНИГИ ПРОТОИЕРЕЯ ОЛЕГА ВЕДМЕДЕНКО:

* Пособие по духовному деланию “ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ...”
(Внутренняя Сила или духовные основы успешности и здоровья; почему мы болеем или как стать здоровым; памятка для тех, кто ищет спасения; практические советы в продолжение дня; правила борьбы невидимой; если на вас наслано порчу; прерывание родового проклятия; самоотчитка... Эти и другие материалы вы найдете в небольшой по размеру, но содержательной и исполненной реальным опытом книжке, 104 стр.).

* Две книги из серии “Ответы священнослужителя”: “ЕЩЕ НОЧЬ...” и “ВКУС БЛАГОДАТИ” (Ответы на вопросы, коими укоряют православных представители различных протестантских конфессий: почему поклоняемся Богу перед иконами; почему празднуем не иудейскую субботу, а новозаветное воскресенье; почему крестим грудных детей; почему часто крещение осуществляется не через полное погружение, а путем обливания; как правильно обращаться к Богу /неужто только Иегова?/; нужно ли молиться за умерших; почему почитаем мощи, молимся святым; почему чтим Богородицу, и были ли у нее еще дети, кроме Иисуса... Также о числе зверя /666/; когда и как придет Антихрист; как правильно поздороваться в церкви; можно ли есть мясо с кровью; головной убор в храме /мужчины и женщины/; свойства святой воды; происхождение человека и т. п.).

Книги на украинском языке.



* НАПИШИТЕ НАМ
, и мы проинформируем Вас как получить по почте книги, конспекты лекций, а также аудио- и видеозаписи лекций и проповедей протоиерея Олега. В письмо вложите пустой конверт с обратным адресом.

* НАШ АДРЕС:
Протоиерею Олегу Ведмеденко, Библейская школа духовного совершенствования, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021. (Подробная информация помещена также на сайте www.vedmedenko.org «КНИГИ И АУДИОЗАПИСИ»).


Наши группы в социальных сетях:

Facebook: Олег Ведмеденко

Вконтакте: Олег Ведмеденко

Наши блоги в социальных сетях. Добавляйтесь: