на главную
укр
рус
Учение Господне состоит в едином слове:
ВОЗЛЮБИ!
Возлюби, а для этого
СМИРИСЬ
, а значит, прими ближнего своего и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды.
О нас (Библейская школа Олега Ведмеденко)
Основатель - Олег Ведмеденко
Электронная версия библейской школы
Статьи
Лекции (текстовой формат)
Архив аудио и видео лекций
Лекции библейской школы о Библии, вере и религии
Книги, аудио, видео — Библия, Евангелие, проповеди
Гостевая книга — напишите на о своей вере
Блог о религии и толковании Библии
Банеры библейской школы
Обратная связь с Отцом Олегом Ведмеденко
Пожертвования в библейскую школу
Во многих охладела любовь. Фарисейская закваска гордыни, лености и лукавства вошла в церковную жизнь, и не видят этого лишь сами фарисеи.
Да
71
%(5679)
Нет
20
%(1616)
Не могу ответить
5
%(413)
Всего голосов:
8014
Чтобы подписаться на рассылку сообщений о обновлении нашего сайта и получать анонсы размещаемых лекций и статей, введите свое имя и e-mail и нажмите
"Подписаться"
Имя:
e-mail:
Адрес Библейской школы духовного совершенствования
Украина, 43021, Луцк-21, а/я 18, «Библейская школа духовного совершенствования»,
Ведмеденку Василию Олеговичу
+38
(096) 23–01–777
http://www.vedmedenko.org
vedmedenko@fk.lutsk.ua
Сегодня: 28.03.2024
ПОИСК В РАЗДЕЛЕ СТАТЬИ:
Статья № 92:
Объяснение церковных Богослужений. Литургия оглашенных
Версия для печати
От автора:
В основу написания цикла статей под общим названием
“Объяснение церковных богослужений”
положена высокая идея преодоления искусственного барьера между алтарем и храмом, амвоном и церковью, клиросом и людьми.
Из данных публикаций вы узнаете, что означают те или иные действа литургии и всенощного бдения; поймете порядок церковной службы, а также закрытый для непосвящённых духовно-мистический их смысл.
Из постороннего зрителя вы превратитесь в непосредственного участника общего дела молитвенного богослужения – постигнете духовную радость церковного единения, ощутите святое дыхание живой христианской семьи...
ЛИТУРГИЯ
2. Литургия оглашенных
Оглашенные
– это те верующие, которые только еще готовятся к обряду крещения, некрещеные. В давние времена такие новообращённые, только ставшие на путь
катехизации
, оглашения (“катехизация” – от греческого :
оглашение, устное поучение
– изложение основ христианского вероучения), приступили к ознакомлению с основами веры, с азами Божественного Учения, – допускались лишь на вступительную часть Литургии. Отсюда и название:
Литургия оглашенных
.
Литургия оглашенных начинается возгласом дьякона:
“Благослови, Владыко!..”
Священник берет Святое Евангелие, творит им знак креста, и возглашает:
“Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и вовеки веков
”. Хор и все люди, как бы подтверждая это благословение, поют –
“Аминь”
, что значит “действительно так, так есть, да будет так”. И звучит
большая, или же мирная ектенья (“ектенья” по-гречески – старательное моление): “Миром Господу помолимся...”
В ней дьякон, подняв руку свою с
орарем
– длинной широкой лентой, знаменующей собою Благодать, которую он получил в Таинстве священства, а также ангельские крылья для служения Богу (орарь носится дьяконом на левом плече, поверх
стихаря
– длинного, без разреза спереди и сзади парчовой одежды с отверстием для головы и широкими рукавами, символом чистоты души, которую должны сохранять лица священного сана), – призывает верных к молитве за мир с Неба и спасение душ наших, за мир всего мира, за доброе состояние святых Божьих церквей и за соединение всех; за святой храм сей и тех, кто с верой, набожностью и страхом Божьим входит в него; за святейшего патриарха, за владыку нашего правящего епископа, честное пресвитерство (священство), во Христе диаконство, за весь причет и людей; за Боголюбивую и Богом хранимую страну нашу; за город (село) наше, и за всякий город, село и страну, и за тех, кто по вере живёт в них; за благорастворение воздухов (хорошую, благоприятную погоду), за урожай плодов земных и за времена спокойные; за путешествующих по воде, на земле и в воздухе; за болящих, изнеможенных и порабощенных, и за спасение их... Заканчивается ектенья призывом-обетом отдать всю жизнь свою на служение Христу-Богу.
После этого поются
антифоны
. Это благодарственные псалмы, которые исполняются на два хора, то есть
антифонно
(“антифон” – на греческом языке :
звучащий в ответ, противогласие
). Антифоны ведут свое начало из Иерусалимского храма, и введены в нашей Церкви святым Амвросием Медиоланским в IV веке.
Первый антифон –
“Благослови, душе моя, Господа…”(Псалом 102 (103))
. Второй – псалом 145 (146)
“Хвали, душе моя, Господа…”
И третий антифон –
Заповеди блаженств
(“блаженство” – по-русски счастье), которые дал нам Господь наш Иисус Христос в проповеди на горе (см. Матвея, 5 глава, 3-12 стихи). Он начинается словами-молитвой разбойника, который покаялся:
“Во царствии Твоём помяни нас, Господи...”
После первого и второго антифонов дьякон на
солее
(алтарном возвышении перед иконостасом) возглашает
малые ектеньи: “Паки и паки (еще и еще) в мире Господу помолимся...”
Третьему антифону предстоит гимн
“Единородный Сыне и Слово Божье...”
Этот гимн был составлен в VI столетии в период последних Вселенских Соборов, утвердивших тайну двуединой природы Христа как Богочеловека.
Когда поется третий антифон –
открываются Царские врата
, и происходит
вход с Евангелием
, который называется также малым входом. В давность этому моменту отвечало внесение Евангелия в алтарь. Но в последние века оно постоянно находится в алтаре на престоле, посему сам обряд входа, символизирующий начало миссионерской деятельности Господа Иисуса Христа,
выход Его на проповедь,
– осуществляется несколько иначе. Евангелие выносят через северные боковые (так называемые “дьяконские”) двери иконостаса. Горящая свеча, которую несут пред ним, означает свет евангельского учения, просвещающего всякого человека, а также Предтечу Иоанна Крестителя, который предшествовал Христу и приготавливал людей к принятию Его; Евангелие же – Самого Христа... Дьякон, став лицом к Востоку, и высоко подняв Святую Книгу, возглашает:
“Премудрость! Прости (станем просто)!”
(что означает: вот Премудрость Божья – прямой, нелукавый,
простой
путь спасения, Учение Христово –
УЧЕНИЕ СМИРЕНИЯ И ЛЮБОВИ!
). После того он торжественно входит в алтарь чрез Царские двери (врата).
В давние времена на богослужебных собраниях было принято сидеть, и возглас дьякона “станьте просто” вместе с духовной нагрузкой имел и буквально-практическое содержание. Он призывал присутствующих подняться и приготовиться к слушанию премудрости Слова Божьего. После возложения Евангелия на престол
поются тропари
(торжественные песнопения) храма и праздника.
Вслед за тем начинается
чтение Библейских текстов
. Сначала
из Апостола
– той части Библии, в которой содержатся Деяния и Послания святых апостолов. Затем – фрагмент из евангельских текстов (
из Евангелия
от Матфея, Марка, Луки или Иоанна Богослова). Перед чтением Апостола звучит
прокимен
– короткий подготовительный стих (обычно
из Псалтыря
– Библейской Книги Псалмов), призванный подготовить верных, настроить их на внимательное слушание отрывков из Святого Письма.
Украинская Церковь переняла греческий обычай читать Святое Евангелие лицом к народу. Когда же оно читается посреди церкви – то лицом к алтарю, так как тогда народ окружает священника.
Довершается Литургия оглашенных
тройной ектеньёй
, которая имеет также название
“сугубая”
, то есть
усиленная
, или
заздравная
, и начинается словами:
“Промолвим все от всей души, и от всего разумения нашего, промолвим!..”
После слов
“Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей...”
миряне отвечают на каждое моление трехразовым
“Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!”
Поэтому и сама ектенья называется тройной. Если есть поминание усопших, то звучит
заупокойная ектенья
, и заканчивается Литургия оглашенных
молитвой за оглашенных
. В это время все присутствующие в храме молятся за тех, для кого еще только начался поворот к вере.
После ектеньи за оглашенных звучит призыв к ним оставить храм. Открытая для всех часть Литургии завершается. Дале – Литургия верных...
† † †
ВЫШЛИ В СВЕТ ТАКИЕ КНИГИ ПРОТОИЕРЕЯ ОЛЕГА ВЕДМЕДЕНКО:
* Пособие по духовному деланию “ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ...”
(Внутренняя Сила или духовные основы успешности и здоровья; почему мы болеем или как стать здоровым; памятка для тех, кто ищет спасения; практические советы в продолжение дня; правила борьбы невидимой; если на вас наслано порчу; прерывание родового проклятия; самоотчитка... Эти и другие материалы вы найдете в небольшой по размеру, но содержательной и исполненной реальным опытом книжке, 104 стр.).
*
Две книги из серии “Ответы священнослужителя”: “ЕЩЕ НОЧЬ...” и “ВКУС БЛАГОДАТИ”
(Ответы на вопросы, коими укоряют православных представители различных протестантских конфессий: почему поклоняемся Богу перед иконами; почему празднуем не иудейскую субботу, а новозаветное воскресенье; почему крестим грудных детей; почему часто крещение осуществляется не через полное погружение, а путем обливания; как правильно обращаться к Богу /неужто только Иегова?/; нужно ли молиться за умерших; почему почитаем мощи, молимся святым; почему чтим Богородицу, и были ли у нее еще дети, кроме Иисуса... Также о числе зверя /666/; когда и как придет Антихрист; как правильно поздороваться в церкви; можно ли есть мясо с кровью; головной убор в храме /мужчины и женщины/; свойства святой воды; происхождение человека и т. п.).
Книги на украинском языке.
* НАПИШИТЕ НАМ
, и мы проинформируем Вас
как получить по почте
книги, конспекты лекций, а также аудио- и видеозаписи лекций и проповедей протоиерея Олега.
В письмо вложите пустой конверт с обратным адресом.
* НАШ АДРЕС:
Протоиерею Олегу Ведмеденко, Библейская школа духовного совершенствования, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021. (Подробная информация помещена также на сайте
www.vedmedenko.org
«КНИГИ И АУДИОЗАПИСИ»).
ВСЕ СТАТЬИ
Наши группы в социальных сетях:
Facebook: Олег Ведмеденко
Вконтакте: Олег Ведмеденко
Наши блоги в социальных сетях. Добавляйтесь:
Twitter
Facebook
YouTube
RuTube
LiveJournal
Blogspot
Google+
YouTube
Telegram
Наши группы в социальных сетях: