Библейская школа духовного совершенствования Епископа Олега Ведмеденко
  на главную    укр   рус      Учение Господне состоит в едином слове: ВОЗЛЮБИ! Возлюби, а для этого СМИРИСЬ, а значит, прими ближнего своего и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды.
ПОИСК В РАЗДЕЛЕ СТАТЬИ:

Статья № 201: Парадокс раскола


ПАРАДОКС (от греческого Παράδοξος – неожиданный, странный) –

мнение, точка зрения, резко расходящаяся с общепризнанными

взглядами (устоявшимися теориями), но не ложная, а

реально отражающая факты с неожиданной стороны (точки зрения).




Парадокс – это именно то слово, которое наиболее точно характеризует феномен церковного раскола. Разве может Церковь расколоться? Может ли тело Христово иметь две головы? Разве разделился Христос? Однако вот он, раскол, буквально за порогом нашего дома, а иногда и в нашем доме. Как же так? В чем причина, и, главное, что делать? Чтобы получить объективный ответ на эти вопросы, прежде всего следует абстрагироваться от церковной политики. Поэтому предлагаю рассмотреть явление раскола не с позиции церковного историка, политика или канониста (толкователя церковных канонов), а с несколько необычной ныне, духовной точки зрения. Да, именно с духовной! Подняться на камень, который отвергли строители церкви последних дней. Опереться на учение Христово, учение смирения и любви. И если на этом Камне станем, с этой позиции будем смотреть, то никогда не ошибемся ни в богословии нашем, ни в праведности, ни в церковной жизни.

Прежде всего необходимо осознать, что Христос не творил конфессий. Конфессии создали люди. Христос же создал Церковь – по определению Единую, Святую, Соборную и Апостольскую. Церковь, основанную на камне веры смиренной, действующей любовью. Единую в Духе, святую в посвящении, соборную по устройству, и апостольскую по преемственности. Рассмотрим эти четыре положения с позиции Духа, и мы увидим, что раскол в действительности – это не более чем иллюзия, и что данную статью можно было бы смело назвать не «парадокс», а «иллюзия раскола»...

Позиция первая – «единая». Духовно непросвещенные так и понимают это единство, по букве, как некую внешнюю структуру, где на первое место ставится отчетливое иерархическое единение, обязательно под каким-то видимым управлением, будь то «собор канонических епископов», патриарх, или папа Римский. На самом же деле единственный руководитель Церкви – Господь наш Иисус Христос, через Которого Отец Небесный Духом Святым и творит, и действует, и направляет. Именно Он, Его главенство должно быть на первом месте. Церковная же иерархия – это лишь средство, форма, инструмент церковного построения. Душа не больше ли тела, а тело – одежды? Не церковная иерархия является лозой виноградника Божия, но Христос. Как и сказал Он: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам…» (Евангелие от Иоанна, 15 глава, 5-7 стихи)

Посему если «двое или трое» во имя Иисуса, то есть во имя смирения Христова и Отчей любви соединены, там и Христос среди них пребывает, и Дух Святой в них действует и спасает, сочетая их с Христовым Телом. Ибо они – уже церковь, они – собрание праведников, составная часть Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Господней.

Даже если бы кто-либо и один в смирении спасался, как спасались многие подвижники веры, то и он в действительности является членом Вселенской Церкви. Ибо он не один. Ибо Сам Господь благодатью, которая по смирению дается, невидимо с ним пребывает, и ангелы Божии ежедневно причащают его причастием духовным. И не нужны ему ни патриархат, ни папа, ни иная какая подлунная юрисдикция. Только бы благодать согревала и просветляла сердце праведника. Только бы вера Христова наполняла миром и радостью в Духе Святом.

Ведь христианство – это не просто какая-то там конфессия, не определенная религиозная деноминация. Христианство – это состояние души и образ жизни. Где смирение – там и Христос, а где Христос – там и Церковь…

Позиция вторая – «святая». Здесь святая не в смысле безгрешности членов Церкви – один лишь Бог наш безгрешен и свят. Здесь святость, как полное посвящение себя Богу. Отречься от себя. Раскрыться пред Небом в самоотречении и любви. Полностью довериться, отдаться Богу. Принять Христа в свое сердце как безраздельное, сладчайшее смирение Христово...

Святость – это святое совершенствование. Это ведение Духом. Это раскрытие сердца навстречу Богу и стихии. Это особое духовное состояние, присущее духовное чувство. Это как полет, или как на качелях в детстве – вперед и вверх, до захвата дыхания... Полное доверие, полная отдача, полное самоотречение... «В руки Твои, Господи, предаю дух, душу и тело мои! Здоровье мое, семью мою работу мою, достаток, благополучие и безопасность мои. Ты же меня благослови. Ты меня помилуй. И жизнь вечную даруй мне. Аминь...» Святость – это войти в свое сердце, и познать себя настоящего: не как тело, не как разум, а как духа, имеющего разум, и живущего в теле. Это познать Бога в себе! И так и жить – жизнью внутренней, мистической, сокровенной, в мире и радости духовного просветления, в молитве сердца, в смирении духа... Это и называется святостью Церкви. Это и называется спасением...

Позиция третья – «соборная». И речь здесь не о вселенском соборе епископов, не об ограниченном круге ортодоксальных церквей. Здесь речь о собрании праведников. О вселенской экклесии тех, кто искал правду, нашел ее в Иисусе Христе (в учении смирения Христова, в явленном Иисусом пути духовного просветления, совершенствования, воскресения), и идет этой дорогой правды, ведущей в жизнь вечную. Как читаем в «Законе Божием»: «Соборная Церковь не ограничена ни пространством, ни временем, ни народом, ни живыми, ни умершими, и в нее входят все истинно верующие всего мира. Поэтому она еще называется Вселенской».

Принцип соборного единения выразил еще блаженный Августин: «В главном (в смирении, как определенном пути Церкви. – О.В. ) – единство, в спорном (в традициях, канонах, обрядах, форме догматов. – О.В. ) – свобода, и во всем – любовь!..» Смиренные овечки Христовы в действительности есть во всех «дворах», во всех конфессиях, во всех общинах. Они и составляют соборность Церкви Христовой. И Господь знает Своих, и свои Его знают. И придет время – как те «сухие кости Израилевы», соберутся вместе, сплотятся в общем служении, облекутся в единую Христову праведность, восстанут в очищении, обновлении, воскресении соборных церквей и общин, примут Духа Силы Божией, и увидят все, что жив Господь! И будет на земле один Пастырь, и одна паства…

И, наконец, «апостольская». Не потому апостольская, что буквальное рукоположение от них. Если сердце закрыто гордыней, корыстью и нетерпимостью фарисейской – то сколько ни пой «Аксиос!», сколько ни возлагай рук, – все равно не примет оно благодати ни епископства, ни священства, ни диаконства. Буквальное рукоположение – это также лишь средство, а не путь. «Апостольская» Церковь потому, что Господь распространил и утвердил ее через святых апостолов, а главным образом потому, что она усвоила учение, ими переданное, и творит дела, которые они творили. Служение же апостольское – это «идите и научите все народы, крестя их («крестя» – то есть погружая в слово, в веру и в благодать, по вере смиренной даруемую. – О.В. ) во имя Отца, Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. И се, Я с вами во все дни до скончания века! Аминь...» (От Матфея, 28.19-20)

Посему понятие «раскол» – это на самом деле иллюзия, жупел в руках церковных политиканов, еще одна «козырная карта» в борьбе за паству. Церковь Христову расколоть невозможно, как невозможно расколоть воду. Расколоть можно лишь построение человеческое – «черепок из земных черепков». Вот и «колятся» различные конфессии и деноминации, вот и формируются все новые и новые религиозные общины. Раскалываются, ибо строятся не на камне смирения Христова, а на песке гордыни человеческой. Не на единстве духовном, а на зависти и несогласии фарисейском. Не на святости, а на освящении. Не на соборности, а на раздоре. Не на духовном учении апостольском, а на мертвой букве книжничества, обрядоверии и догматизме.

Не существует раскола Церкви. Существует раскол церковных деноминаций. Это как болезнь, как горькое лекарство для души, кое прописывает Господь, дабы показать нам немощность нашу. Дабы смирить нас. Дабы испытать. Дабы вернуть на Путь...

Впрочем, Господь все обращает во благо. Он жнет там, где не сеял, и собирает там, где не рассыпал. И раскол, и разделение общин Он использует как средство для нашего спасения. Чтобы не было «монополии» на истину. Чтобы соревновались «добрым подвигом веры». Чтобы не убывало многообразие взглядов, традиций и форм... «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (Первое послание апостола Павла к Коринфянам, 11.19)

Поэтому вместо того, чтобы пугать неутвержденных, духовно калечить паству, тянуть одеяло праведности каждый к себе, может стоит взглянуть на вещи иначе? Может, вместо того, чтобы проклинать друг друга, лучше благословлять? Может, принимать такими, какие есть? Может, явить миру смирение и любовь Христовы? И стать учениками Его не по форме только, но по содержанию? И пусть будет много церквей и общин, «хороших и разных»? Единых в главном, свободных в спорном, и совершенных в любви?..

На эти вопросы пусть каждый ответит себе сам. Лишь только помним вот эти слова Господни: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою...» (От Иоанна, 13.35)



www.vedmedenko.org


Наши группы в социальных сетях:

Facebook: Олег Ведмеденко

Вконтакте: Олег Ведмеденко

Наши блоги в социальных сетях. Добавляйтесь: