istanbul ofis taЕџД±ma istanbul evden eve nakliyat evden eve nakliyat kavacД±k evden eve nakliyat maltepe evden eve nakliyat
Лекция № 43
Евангелие от Матфея 10.27-39

Лекция:
Мы продолжаем исследование Евангелия от Матфея и, рассмотрев двадцать шесть стихов, сегодня продолжаем с 27-го.

«Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены. Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. Итак всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным. А кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным».

«Что говорю вам в темноте, говорите при свете…».
В темноте – означает скрыто, утаено, мистически. Мы знаем, что действительно истина скрыта. Скрыта от мира сего. И не потому утаена, что Господь не даёт духовного света, хлеба и воды. А утаена потому, что мир не может вместить эту истину. Помните, как говорит апостол Павел: «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие…» (1Кор.1.23). Скрыто, темень. Не воспринимается это: «Возлюби, для чего смирись, и прими ближнего своего и обстоятельства жизни своей такими, какие они есть». То, что для иудея соблазн, а для эллина – безумие!

«В темноте…». Вокруг тьма, а нам открывается. Это значит – «говорите при свете». Вам открылось, вы ученики Христовы, вы можете это понять, постичь, ибо вы уже поднялись до этого понимания. Теперь несите его, это Слово, это учение в мир.

Вспомним, недавно мы исследовали, что «Вы – соль земли… Вы – свет мира…» Если ваш глаз станет тёмным, если в вашем разумении наступит ночь, то сколь велика будет тьма для мира сего! Потому что мир и так тёмен, и вам рассеивать эту тьму.

Представьте себе ночь. Поле. Не знаешь, куда идти, нет света. И внезапно где-то замерцал огонек фонаря. И ты уже видишь куда идти! Слава Богу! А была-то кромешная тьма. Помню, у меня был подобный случай, когда действительно не знаешь куда идти и боишься упасть в ров или ещё куда-нибудь, идёшь как слепец. И вдруг мигнул свет в окошке в где-то в домике. Слава Богу! Я буду ещё спотыкаться, падать, но я уже знаю, куда мне идти. Я знаю, что там люди, что там спасение, я уже не один, и иду не в лес, не в дебри, не зная, где выйду... «Вы – свет мира…», – говорит Господь нам. Это мы должны светить, мы должны зажечь в темноте свой светильник и нести свет в мир, ибо светильник зажигают не для того, чтобы его спрятать, а чтобы поставить на свечник и светить всем в доме – так говорит Господь.

Как правило, мы имеем время для чтения Святого Письма тогда, когда закончился день, когда окончено работу. И вот тёмная комната, только свеча горит или настольная лампа, и мы входим в глубины мистического слова Божьего, в эти таинственные глубины. Помолившись, открываем Библию, и стих за стихом открывается нам истина, беспредельная глубина. В нашем сердце, согретом Словом, звучит благодать, мы просвещаемся светом этой благодати. И, просветившись, понимаем, что уже не сможем это спрятать. Даже если бы и хотел, то не сможешь. Потому что то, что тебе открылось, ты обязательно должен поднять на высоту свечника. Ты обязан этим поделиться! То, что в потемках открылось вам, проповедуйте при свете, открыто, не бойтесь, помня, что «кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным».

«… и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях». В Палестине дома имеют плоские крыши. Можно подниматься и ходить по них, а в знойную погоду там спят, сушат фрукты. Так вот, «проповедуйте на крышах» имеет буквальное значение и духовно символическое. «…проповедуйте на крышах» – то есть проповедуйте открыто. Одно дело, когда я проповедую в своей каморке, и меня мало кто слышит, ибо проповедую для своих домашних, для узкого круга. А когда я выхожу на крышу, то проповедую уже для многих. Собираются соседи и слушают. Проповедуйте на крышах – то есть проповедуйте с высокой трибуны. Сейчас я проповедую с крыши, стою на крыше. Но в этом сокрыт еще один смысл. Крыша – это вершина, крышей завершается здание. Здание состоит из фундамента, стен и крыши. Фундамент – это вера, которая от Слова, стены – возрастание в надежде, а крыша – это уже вершина домостроения нашего спасения, это есть высоты любви. С этой высоты проповедуй. Только с этой высоты ты имеешь право проповедовать Слово Моё.

Вспомним как ученики, не поднявшись ещё на эту высоту, проповедовали слово Божье. В этот момент Он разговаривал с самарянкой. Ученики возвращались из города, в котором проповедовали, из города Сихар («Опьянение»). Из религиозного города, община которого опьянена духом насилия и корыстолюбия. И они разоблачают это бесчестье невежества духовного, изобличают фарисейство в городе народа веры, они работают там. И приходят к Господу, принося эту «еду»: мы там снискали еду. Учитель, ешь! Он же говорит: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня» (Иоан. 4.34), – читаем в Святом Письме. Та еда, которую принесли ученики, неприемлема для Христа, и Он говорит: «… у Меня есть пища, которую вы не знаете». Вы ещё не поднялись на крышу и проповедуете на земле. Вы «тыкая пальцем» изобличаете в городе неблагополучие, срываете одежду с него (одежду, испачканную кровью). Вы ещё протестуете на уровне бури. Я же не кричу на перекрёстках улиц, у Меня тихий и ласковый голос, – говорит Господь. Я проповедую с крыши, с вершины. Моя «пища» для вас ещё неприемлема. Придёт время – и воскреснет в вас вера, воскресну и Я в вас, приду в каморку вашего сердца, светлицу, общину, дуну и скажу: «Примите Духа Святого…» Тогда кому отпустите грехи, тому отпустятся, а кому оставите – останутся. Только тогда сможете «вязать и решить». Будете иметь истинное видение – и сами станете светом. И этот свет будет уже воистину Моим. Это будет уже не буря, не огонь, не землетрясение, а тихий, ласковый голос.

Так вот, «то, что Я вам говорил на ухо»… Это то, что вы только услышали, что вам начало открываться, ибо ухо тут – начало восприятия. Сначала мы воспринимаем ухом, потом начинаем осознавать разумом, а то, что мы осознали разумом, входит в наше сердце. А сердце – это уже «крыша», это уже вершина. Когда же сердце согрелось Словом, то есть Слово проникло в сердце, и мы, воплотив его в свою жизнь, увидели славу Божью в себе, – значит, мы поднялись на вершину, на крышу. Вот теперь мы имеем право проповедовать то, что вначале услышали ухом. Помните, как говорит Господь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим…» (Лук. 10.27). Сердце – это вершина, и Он указывает на наивысшее, что мы должны достичь: «всем сердцем своим». Потом уже – «… всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим», то есть далее идут менее ценные вещи. Разум на последнем месте и ухо на последнем месте. Сердце – самое важное.

Мы должны проповедовать то, что видели. Если ты поднялся на вершину любви, то действительно будешь проповедовать истину. Так учат Отцы Церкви, утверждая, что не имеешь права проповедовать Слова, если не очистил сердце Духом Святым, Духом любви, если не просветил свое сердце, не поднялся на крышу. Ибо хочешь ты или нет – обязательно допустишь ошибку в Слове. Поэтому Господь и говорит: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7.1). Потому что имеет право судить только один Господь. «Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир» (Иоан. 3.19), а свет – это свет любви, свет Духа Святого. И если Слово правды стаёт духовным, если появляется другой Утешитель, Дух правды, тогда у тебя есть право судить. Ибо в другом месте апостол говорит: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?» (1Кор. 6.3). Но уже не своим судом, а судом Божьим. Божий же суд, оказывается, и не судит, ибо это собственно и не есть суд в точном понимании этого слова. Это есть озарение Светом. Когда приходит Свет в сердце, в разум человека, тогда и совершается этот суд. Как сказал апостол Павел в свое время: «Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь (пришел Свет), то грех ожил, а я умер (выяснилось, что я был духовно мёртв)» (Рим. 7.9-10). А до этого я думал, что живой и проповедовал Слово, и судил неверных, и язычников, и самарян с высоты фарисейской мудрости своей… И только тогда, когда пришла Заповедь, выяснилось, что я мёртв…

Помните, в книге Деяний апостольских, когда Савл шел в Дамаск («Город забот») преследовать христиан и по дороге Господь ему открывает Свет? Он шёл, он считал себя живым, шёл преследовать еретиков, безбожников. И Господь дал ему Свет. Не в виде света прожекторов и не в свете физическом явился Савлу, а в неземном Свете! Это свет понимания истины, свет любви, благодати, свет мира и радости со слезами умиления на глазах. Просветилось сердце его и выяснилось, что он мёртвый был духовно, несмотря на всю его фанатичную веру! Что он есть мёртвый преследователь живых, а не живой преследователь мёртвых. И тогда он ослеп, потерял видение… Всё то, что он знал, оказалось ненужным, и угасло в сравнении с тем Светом, который явился ему – светом Христовым. Господь говорит: «Встань и пойди на улицу, так называемую Прямую» (Деян. 9.11). Найдёшь там тех простых людей, учеников Моих, которые сильны не догматами и канонами своими, не церемониями и обрядами, а истиной Моей, очень простой: Возлюби! А для этого смирись. И тогда тебе откроются глаза… И воистину, пришёл Божий человек, помолился, и будто чешуя спала с глаз Савла, и стал он Павлом, совсем другим человеком. «Се творю всё новое» (Откр. 21.5). Вот о каком Свете идёт речь. Вот до какого Света призывает подняться нас Господь, вот на какую крышу призывает подняться Иисус. На вершину любви – тогда будешь действительно апостолом, тогда будешь воистину проповедовать истину, и будешь иметь право проповедовать эту истину и славить Меня. И будешь истинным православным в полном понимании этого слова.

«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне». Смерти нет, есть переход. Если ты поднялся на эту крышу – имеешь совершенную любовь, мир и радость в сердце – ты есть праведник и совесть твоя чиста, ибо каждый день делаешь маленький шаг вперёд. Ты знаешь, что если Господь заберет тебя в этом состоянии, то ты поднимешься в светлые обители, на те светлые высоты, в светлые сферы любви, сферы духовные, высокочастотные. И будешь пребывать там, в ангельском кругу, и очень скоро приобретёшь мудрость ангельскую во всей полноте, и сам станешь ангелом. Что может тебя испугать? Если ты праведник и вместе с апостолом Павлом говоришь: кто может отлучить меня от любви Христовой? Гонения или преследования, или сама смерть?! Нет! Я уже с Христом, и для меня смерть биологического моего тела есть просто освобождением мотылька от кокона. Кто меня может испугать? Не бойтесь тех, кто тело может уничтожить, вот если душу (да ещё вместе с телом) – это уже беда. Потому что когда душу без тела – то ещё есть шанс, ибо вы в теле, и есть возможность возродить свою душу, позволив Богу войти в разум, в ваше сердце, постом и молитвою очищаясь для спасения. Но если душу и тело заберёт, тогда всё – это вторая смерть. Ибо душа погибла, и уже нет возможности использовать тело как инструмент, с помощью которого можно делать добрые или злые дела, то есть приносить плоды.

Сегодня на литургии читали притчу о богаче и Лазаре. Богач просится: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламене сем». Авраам отвечает: «… между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лук. 16.26). Речь идет о духовной пропасти. Если у тебя мёртвая душа и мёртвое тело, то есть, нет времени измениться, – тогда ты уже сам там ничего не сможешь изменить. У тебя нет тела и нет возможности! Пропасть! Ты уже ничего не знаешь вне тела, как и говорит Екклесиаст, 9.5: «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают…». Не ведает вне тела ни любви, ни ненависти, ничего уже не знает вне биологического тела. Там другие измерения, другое существование. Там уже то, о чём мы говорили в одной из предыдущих лекций. Если мы, пребывая здесь, на земле, в биологическом теле находимся под давлением демонским и вдохновением ангельским (то есть Божьим) в соотношении 50 на 50, и нам так тяжело спастись и подняться на высоту победы духа над плотью, то представьте себе, насколько труднее будет это сделать, когда мы в тёмном, непросвещённом состоянии, после выхода из биологического тела, после перехода в тот мир попадаём за законом сродности в низкочастотные, адские сферы! И там уже соотношение не 50/50, а, наверное, 99 к 1. И уже невозможно оттуда вырваться, где плачь и скрежет зубов от злости на себя, на окружающих, от мук адских и невозможности что-нибудь изменить.

«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне». Напоминаю, что геенна буквально – мусорная свалка на окраинах Иерусалима, там постоянно горел огонь, и копошилась червь. Речь тут идёт о геенне духовной, об огне страданий, огне вожделений телесных и страстей душевных. И о черви неудовлетворенности собой, беспокойства, когда желания есть, а тела, чтобы удовлетворить их, нет, и хочется от злости кусать локти, которых, кстати, тоже нет.

«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены. Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц». Тут говорится о духовных вещах. Птицы на библейском языке – это духовные мысли, они летают над пространством, временем, материей. Господь желает, чтобы наши мысли были как голуби: мирные, радостные, боговдохновенные. Чтобы были подобны орлу (если рассматривать сквозь призму видения другого пророка Божьего), – чтобы мы были «мужами с открытым глазом», горными орлами, как изображён Иоанн Богослов. Чтобы наша мысль, наша душа парила в Небесах, на высотах Духа, на чистых горных высотах Ливана. Но до этого надо дорасти. К сожалению, когда человек только приходит к вере, к Богу, то мысль его напоминает далеко не голубя и не орла, но воробья, «малую птицу». Но Господь не смеется с того воробья. Это мы можем посмеяться с «воробья» – человека, который только пришёл в церковь и никогда не читал Слово Божье, хотя уже верит, что если поставишь свечу там-то и там-то, то он получит что хочет! И он пришел как раз это получить. Ещё очень далеко от истинного видения, понимания. И мы можем позволить себе пренебрежительно похлопать его по плечу и сказать: «Придёт время, и ты поймёшь…». Или как-то иначе высокомерно погасить этот порыв маленькой и несовершенной души человеческой. Господь так никогда не сделает, Он не даст упасть этому «воробышку» на землю. Он поддержит его, потому что это уже пташка крылатая, это уже праведность, это уже взлёт. И пусть он ещё несовершенен, пусть ему ещё далеко до истинной добродетели, но Господь не даст упасть и ему.

Приведу такой пример. Мы говорим, что никогда не будем сбивать «малых птиц». А вот приходит человек, у которого нет ни веры, ни осмысления – он атеист. Но его постигла беда, болезнь. И он является к какой-то бабке в деревне, причём на уровне языческом: да, иконы стоят, но рядом – книжица с заговорами, предметы для гадания... Это то, что называется мерзостью, и мы сразу говорим: куда ты, человече, идёшь? Это не то, что надо! Там нет «орла», нет «голубя»! Там только «воробей»! Господь не хочет, чтобы ты там обретался! Господь желает, чтобы ты был орлом и голубем!.. И мы этого воробья, только-только поднявшегося в постижении, атеиста в недалеком прошлом – сшибаем на землю! Господь этого не делает. Он видит, что по сравнению с полным безбожьем, с ползанием по земле – это уже плюс, это «воробышек»: хоть и малая, но птица. Потому что человек уже приходит к уразумению того, что существует какой-то невидимый мир, какие-то мистические, тайные вещи. Хотя ещё и не отличает мистики от оккультизма, не видит, где есть мистика Господня, а где магия. Он ещё в разумении не орел, и сердцем ещё не голубь, потому что у него нет ещё ни молитвы сердца, ни мира, ни покоя, а есть страх смерти от тяжёлой болезни, адский плачь и скрежет зубов. Но есть уже первая попытка подняться, есть поиск спасения – не в земном уже, а в чем-то духовном. И по наставлению той бабки, которая сожгла ему «рожу» или вылила воск… Она советует: иди в церковь, поставь свечечку Николе Угоднику, и все у тебя будет хорошо… И человек, который смеялся в лицо тем, кто в воскресенье посещает богослужения, кто приходит в храм. Он смеялся, потрясая лопатой, и говорил: «Что тебе даст твой Бог? Жук вон картошку поест!..» И вот этот человек уже появляется в храме… Это и есть первый шаг по дороге праведности, на которой Господь не даст упасть. А мы дадим, потому что сразу скажем: туда не ходи, того не делай! Мы начнем действовать силой, пренебрежением своим фарисейским, гордостью подавлять, знаниями своими. Вместо того, чтобы опустится до его уровня, и сказать: видишь, брат, как хорошо. Значит, есть что-то, и я был таким как ты, я тоже думал, что нет ничего, и прошел дорогу безбожия. Слава Богу, я рад, что ты был у той бабки, но пришёл сюда, в храм. Продолжай идти духовным путём, продолжай искать истину, и тебе будет открываться все больше и больше. Воробышек будет расти, и рано ли, поздно, но в понимании истины он вырастет до орла, если будет так идти. Рано или поздно вырастет до голубки. Обязательно, помним об этом, всегда будем теми, кто может правильно судить о вещах, кому даёт Господь право вязать и решить. Будем теми, кто имеет в сердце милостивый дух Христов, а для этого просто возьмем сей дух в себя, смиримся, и научимся принимать своего ближнего таким, каким он есть.

Почему «за грош» продаются две малых птицы? Потому что они ещё «гроша ломаного не стоят», как в плане духовного совершенства, так и в плане воплощения этого совершенства на практике, в жизни. Ведь ни в теории, ни в практике безусловно, эти «воробьи» не стоят много. Это ведь только первый шаг, попытка подняться над земным. Гроша ломаного ещё не стоит то совершенство, та вера, то понимание, на котором стоит этот человек. Но Господь не даст ему упасть.

Он обязательно поднимет, «… и ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего…». Здесь речь идет не о том, что не упадет, если Отец не сбросит. Отец никогда не сбросит вниз. Имеется в виду, что на все воля Божья. А воля Божья на то, чтобы не упали эти воробушки.

«… У вас же и волосы на голове все сочтены…». «Волосы» – это мысли. Каждая мысль наша записывается, каждое движение наше духовное, каждый воробушек-мысль, который слетает с нашей головы, драгоценен для Господа. Господь не разбрасывается этими воробушками, потому одна за другой появляются белые волосинки, и голова становится белая, как чистая шерсть. Осознание совершается Божьим, и каждый воробушек, возникающий в нашем разумении, очень ценен. Копейка к копейке, и в итоге появляется гривна, десять и сто. Большой дуб вырастает из маленького жёлудя, а море слагается из капель. Часто за лежащей на земле монетой нет желания нагнуться, а Господь нагнется и поднимет эту «монету». Потому что за этим «ассарием», за этим «грошом» стоит душа человеческая, которая создана по образу Божьему, и без этой «копейки» не достичь подобия Божьего. Не бойтесь, идите, возрастайте, не стыдитесь своих мыслей и своих движений сердечных: нужно быть искренним на собственном пути, искренним в своей жизни. Нужно быть таким, каким ты есть, нужно быть нелукавым и нелицемерным в этой жизни. Я иду и знаю, что мои шаги не семимильные, но какой есть, такой есть. Я иду, я стараюсь, и я не стыжусь, что так иду – моя совесть чиста. Не бойтесь, – говорит Господь, – каждый «волосок» ваш посчитан, каждая мысль посчитана, каждое зернышко пшеничное, которое взошло в вашем сердце среди плевел, посеянных врагом, среди терния и волчцов, – на вес золота для Господа. Потому что вы дороги Ему, вы ценнее многих воробьев, потому что за вас Бог отдал жизнь. Как и сказано: дорогой ценой выкуплены вы! Кровью Иисусовой! Бог воплотился Человеком, пришел, пострадал, претерпев бичевание, издевательства, и умер ради творения Своего. Ради нас с вами! Так вот, мы ценнее многих малых птиц. И никогда не думайте о себе униженно. Всегда должна быть золотая серединка, не сворачивай ни вправо, ни влево. Как учат нас и Отцы Церкви: не сворачивай влево, то есть не иди в мир, не иди в гордыню и не говори: «Человек – это звучит гордо!». Но и не катись вправо, говоря: «Я совсем ничто». Не «я ничто как творение Божье», но «Господь во мне – все, сам же я – ничто»! Ибо за «ничто» жизнь не отдают, Господь не пришёл бы, и не воплотился, и не страдал бы, и не умер бы за «ничто». Только не возгордись о себе! А в действительности, ты ценен, ибо за тебя Бог умирает! Как учить святой Григорий Богослов: не думай о себе слишком низко. Помни, что в тебе образ Божий. Но не мысли о себе и очень высоко, помни, куда ты можешь упасть от такой мысли. И кто ты есть…

«Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». Это для нас. Помним это каждый день и каждый час. Очень часто сатана нас пугает: и то заберу, и это отниму… Лучше будь тих, спокоен, не исповедуй своей веры ни устами, ни жизнью, будь как все. Нам стыдно на людях помолиться пред едой (это элементарные, обыденные вещи), хотя дома молимся всей семьей… Стыдно перекрестить кровать где-то в гостинице… Стыдно… Это говорит о том, что ты ещё не искренен, еще лицемер… Господь хочет искренности, чтобы мы были как внутренне, так и внешне одинаковы. Не стыдись ни в малом (я рассказал о малом), ни в большом. То есть если тебе открылась истина, и ты знаешь, что за эту правду тебя будут гнать, и даже физически уничтожать, – не стыдись её никогда, не сторонись, но исповедуй её. Христос не прячется! Мы должны исповедовать Христа всей своей жизнью: и словом, и делом – на всех уровнях.

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

И враги человеку – домашние его».
Почему Христос пришёл принести не мир, а меч?! Не может быть! Он есть любовь! Он пришёл принести Царство Божье, приблизить Царство Божье к нам. А Царство Божье – это мир и радость в Духе Святом… Здесь речь идет о начале. Да, Царство Божье – это цель, вершина, но начинается все с меча. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…» (Иоан. 1.1). А Слово – это и есть меч обоюдоострый, – читаем в Святом Писании, – и этот меч, когда мы касаемся его, начинает разделять нашу сущность. Появляется «твердь» в нашем сознании. Вспомним сотворение духовности человеческой личности. Шестоднев. И творит Господь твердь посреди вод, которая разделяет воды на воды что под твердью и воды что над твердью. Это сначала происходит в нашем сознании. Об этом же мы читаем и в Апокалипсисе: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон, и ангелы его воевали против них…» (Откр. 2.7). Сразу вспыхивает война, когда является Господь, когда является свет – начинается война. То «небо» – в наших сердцах, в разуме и в душе, в нашей духовности. Как только мы приходим к вере – сразу же начинается война. «Я был живой», – говорит Павел. И не было войны в его сознании. Потому что он полагал, что делает правильно, когда был Савлом. «… но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер!» (Рим. 7.9). Здесь начинается слепота, война; начинается выяснение, что правильно, а что нет. Начинается буря в душе человека, в его жизни. Буря, затем землетрясение, огонь, и только потом – тихий, ласковый голос. Потом мир, – он настанет обязательно, – но сначала меч, война, которая разделяет, рушит устои (землетрясение) и сжигает нечистое (огонь).

И на буквальном уровне происходит то же. Человек пришёл к вере – и у него начинается непонимание в семье, разделение. Как так, он идёт в церковь, когда все – в театр? Или: в доме полно гостей, а она – на занятия Библейской школы? И начинается на почве этого разделение в семье. Невосприятие – и делятся муж и жена, отец с матерью, отцы и дети. И это объективные вещи и по букве. Но мы рассматриваем здесь на духовном уровне, хотя понимаем, что и буква – она также есть, и что эта буква тоже действует в нашей жизни. Потому что каждый из нас, придя к вере, приносит некое разделение в семью, в общение с родными, с соседями, с коллегами по работе. Тотчас возникает война, пока всё не улеглось, пока не примут тебя таким, каким ты есть. Но в начале всё это не воспринимается, идёт протест и противление.

А по духу речь идёт о евангельском:

«Ибо Я пришел разделить человека с отцем его…». Кто есть «муж», «отец» на библейском языке? Мужской пол символизирует веру и понимание. Идёт разделение между отцом и сыном. Отец – старая вера и старое понимание, сын – новая вера и новое понимание. И когда человек приходит к пониманию новому, то обязательно происходит разделение со старым. То есть вера от веры разделяется, понимание от понимания. Новое Христово понимание враждует со старым пониманием, новая вера Христова враждует с верой старой, ортодоксальной, консервативной, фарисейской.

«… дочь с матерью её, и невестку со свекровью её…» Здесь речь идет о том же. Дочь – это новая, обновленная жизнь, ибо, если мужчина – это вера, разумение, пастырь, Господь, то женщина соответственно – жизнь, чувства, община, Церковь. Новая жизнь вступает в конфликт со старой жизнью. Старая жизнь была такой: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя…» (Пс. 50.7). А тут приходит жизнь, которая хочет вырваться от грехов своей матери, то есть от старой жизни, и наступает антагонизм. Невестка и свекровь. Свекровь – это мать мужа, жизнь старая, из которой уже вышел муж. Невестка – новая жизнь. Итак, здесь идёт речь о том, что разделю, как в вере, в понимании, так и в жизни и чувствах.

«И враги человеку – домашние его!». Буквально мы понимаем этот стих так, что в доме происходит конфликт, когда человек пришёл к вере и начинается разделение. Но если проникнуть сквозь букву во внутреннее, то увидим «врагов домашних» в доме нашего сердца, ведь сердце наше – это и есть наш дом. В этот дом стучит Христос: «Вот стою под дверью и стучу…». В этом доме с приходом Христа и начинается вражда. И там есть много врагов, которые не хотят открывать дверь Христу. Вот они, враги наши домашние! Ибо не враг мне мать моя, не жена моя и не дети. И я не враг детям своим и жене. Не о врагах домашних буквальных говориться, а о врагах домашних наших внутренних. Это – наши мысли, которые враждуют против нас, против нашего духа, созданного Господом полностью светозарным ещё от самого основания, ибо дух человека сотворен по образу Божию. Наши враги – это наши дурные мысли, это страсти, это вожделения плоти нашей, звериные инстинкты, которые в нас. Вот они, «враги домашние», в сердце нашем имеющие корень. «Ещё ли не понимаете, – говорит Господь, –… ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния?..» и т. д. «А исходящие из уст – из сердца исходят; сие оскверняет человека» (Мф. 15.17-19). Эти-то «враги домашние», которые из нас выходят и оскверняют нас, и есть настоящими нашими врагами. «И враги человеку (собственно духу человеческому, нашему «я») – домашние его!».

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня».
Отец – это старая вера, понимание. Мать – это старая жизнь. Пришёл Христос, Слово, Учение. Пришло новозаветное видение, вера, жизнь – а ты держишься старой веры, соображения, старого видения и старой жизни. «Никто не может служить двум господам», – говорит Господь. Значит, ты не Мой, ты предал, ты устыдился Меня, и Я тебя устыжусь, ибо Я не иду на компромисс с тьмой, – говорит Господь. Или ты со Мной, или нет, третьего не дано. Но кто не со Мной – тот против Меня. И кто со Мною не собирает – тот расточает, – говорит Господь. Определяйся сразу: или ты со своей старой жизнью и старым пониманием остаешься, или ты оставляешь «мёртвым погребать своих мертвецов», и идёшь за Мной.

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня». Давайте рассмотрим теперь по букве. Есть пятая Заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою». И есть Заповедь первая: «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». На первом месте должен быть Бог, на втором семья, на третьем ближние, на последнем – материальное. Если мы начинаем здесь что-то переставлять, то математические правила тут не действуют. От перестановки мест слагаемых сумма тут меняется. Если я Бога ставлю на второе место, а на первое материальное – то этим самым нарушаю первую Заповедь. Если на второе место ставлю Бога, а на первое ближнего своего – то я нарушаю первую Заповедь. И если я на первое место ставлю свою семью, а на второе, соответственно, Господа, – тогда я также нарушаю первую Заповедь. Бог – ревнитель!

«И кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Оставим букву, здесь буква не противоречит духу. А в духовном плане? Кто есть сын и дочь на библейском языке? Это плоды наши. Когда я люблю плоды свои – как в сфере разума, так и практические достижения в жизни своей – больше, нежели Бога, и ради этих земных плодов предаю Христа, – то я недостоин Его.

«И кто не берет креста своего, и не следует за Мною, тот не достоин Меня». Крест наш – крест смирения, и нет иного пути стяжания благодати Христовой, иного пути спасения. «Я есть дверь…», – свидетельствует Господь. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим…»

«Сберегший душу свою потеряет её, а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её». Душа и жизнь на библейском языке – слова-синонимы. Кто хочет постичь жизнь вечную – тот должен отречься своей старой, греховной жизни. Иного пути нет. Не может нечистое войти в Царство Божье, ибо сказано: «Плоть и кровь не могут наследовать Царствие Божие…» (1Кор. 15.56), и: «…неправедные Царство Божие не наследуют» (1Кор. 6.9). И наша старая, грязная душа, старая жизнь должна умереть, чтобы родилась новая жизнь, новая душа – чистая, освященная верой и благодатью, ибо благодать по вере даётся. Именно так «потерять душу» – то есть потерять душу греховную, отречься жизни греховной, распять в себе своего «ветхого человека», – учит апостол. «Я повседневно распинаюсь вместе с Христом, я повседневно умираю для греха», – свидетельствует апостол Павел. Ежедневно надо губить свою старую душу, чтобы воскресла душа освященная, обновленная. Таинство крещения и символизирует собой эту смерть для греха. «Баптизма» – полное погружение в Слово, веру и благодать. Когда мы крестимся духовно, то умираем вместе с Христом, ибо «Вы смертью крестились…», как читаем из Апостола во время таинства крещения. «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились…» – обязательно должны умереть для греха, душу свою погубить греховную. И тогда мы выходим из купели чистыми, освященными, облечёнными во Христа, ибо «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись…». Облеклись в Слово, в постижение Христово (возлюби, а для этого смирись), в веру, которая от Слова (вера должна быть освящена любовью, и совершаться в смирении), и в любовь, которая по вере (в ту самую благодать Пресвятого Духа). Аминь.



† † †



Библейская школа протоиерея Олега Ведмеденко не имеет постоянной финансовой поддержки от церковных или светских структур – наши программы благословляют своими молитвами и средствами те верные, чьи сердца открыл для этого Господь.

Имеющие возможность поддержать дело возрождения духовного учения Христова собственным пожертвованием, могут сделать это с помощью почтового перевода в адрес Библейской школы (Протоиерею Олегу Ведмеденко, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021) с пометкой: «пожертвование», «десятина», или «на построение храма», или же перечислив средства на счет Независимой православной религиозной общины Христового Воскресения, настоятелем которой является протоиерей Олег (тел. в Луцке /0332/ 74-04-04; 8-096-23-01-777): расч. сч. № 26003017473 в КБ «Захидинкомбанк» ТсОО г. Луцка, Украина. МФО 303484. Идент. код 34827281.

МЫ МОЛИМСЯ ЗА ЖЕРТВОВАТЕЛЕЙ ДЕЛА БОГОПОЗНАНИЯ И ИХ СЕМЬИ ПОСТОЯННО.


“Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?” (Книга пророка Малахии, 3 глава, 10 стих).