Лекция № 38
Евангелие от Матфея 9. 9 - 17

Лекция:
Прошлый раз мы исследовали восемь стихов девятой главы Евангелия от Матфея. Рассмотрели историю исцеления Господом нашим Иисусом Христом расслабленного, а сегодня продолжим с девятого стиха.

«Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидевши то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы?» Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Вот такой отрывок мы будем рассматривать. Каждое слово здесь имеет внутренний смысл, каждое слово наполнено духовным содержанием. «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея...» Муж по имени Матфей... Кто такой «муж» на библейском языке? Это вера и понимание. Вера и понимание сидят у сбора пошлин (на таможне). Сесть – значит утвердиться. Таможня – это дух корыстолюбия и насилия, это собственно мир, причем центр этого мира, середина его. На таможне собирают налоги для кесаря. Помните изречение «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22.21)? Кесарь – это мир, и мы все отдаем кесарю кесарево. Потому что мы живем в теле и, соответственно, вокруг нас происходит много процессов. Мы должны тело свое одевать, кормить и т.п. А для этого необходимо иметь какую-нибудь работу в этом мире. Почему называется православная паства «миряне»? Потому что они живут в мире. Это я кормлюсь не от мира, а от ваших пожертвований, потому что я не имею права заниматься бизнесом, коммерцией, служить в государственных учреждениях, ибо церковь отделена от государства. Но в основном христиане жили и сейчас живут в миру. И апостол говорит: вы должны быть в мире как те, что не от мира. Мы в миру, но мы не воспринимаем идеологию мира и ценности мира (подразумеваются ценности со знаком минус, неосвященные правдою). Но кесарю кесарево должны отдавать: ходим на работу – платим налоги. Куда идут наши налоги? Мы часто видим по телевидению, куда они идут. Мы видим, что государство торгует оружием, а оружие убивает. Это как раз то, о чем мы читаем в книге Откровений, когда придут времена, что ты не сможешь ни купить, ни продать, пока не положишь эту печать дьявольскую на чело или на руку. Слава Богу, мы не кладем ее на чело! Слава Богу, мы понимаем умом, что «Не воинством и не силою, но Духом Моим...» (Зах.4.6), – говорит Господь. Но на руку, хотим или нет, мы возлагаем эту печать, и поэтому-то мы должны каждый день пребывать в молитве покаяния и говорить: Господи, прости меня! Потому что вынужден отдать кесарю кесарево, но не воспринимаю я этого умом, не воспринимаю я этого сердцем, хотя тело мое здесь, в мире…

Следовательно, отдать кесарю кесарево – это отдать мирское, светское. Отдать свое время, часть своего здоровья земному богатству. Но необходимо помнить, что мы должны отдавать «Богу Божие», что Господь на первом месте в нашей жизни. Так вот, мытарь – это тот, кто отдает кесарю кесарево, забывая про Богу Божие. Вот кто такой мытарь. И мы все до нашего прихода к живой вере были мытарями. Вспомните нашу жизнь до того момента, пока не пришли к вере. Мы отдавали кесарю кесарево! Что нас интересовало? Какие ценности были для нас важны? Ценности мира сего – вкуснее поесть, лучше одеться, чтобы о нас говорили: вот смотрите, как он красиво живет! Но «слава кожи» – то, что мы определяли как Ирод, – слава внешняя. Это нас наиболее привлекало! Включите телевизор, – я его включаю преимущественно для того, чтобы посмотреть новости, но параллельно обязательно идет реклама... «Баунти» – райское наслаждение!» Вот к чему стремится мир. Потому что реклама – это, собственно, предложение того, что пользуется спросом. Мир ищет внешнего. Мытарь – это тот, кто отдает кесарю кесарево, кто думает о светском, живет светской жизнью. И мы видим, что Матфей был мытарем и он «сидел на таможне», он утвердился в этом служении, в этой вере, в этом понимании. Он верит – светское важнее всего. Какая там церковь, что мне твой Бог даст? У меня бизнес, сегодня я еду в Польшу! Если я не заработаю сам – то твой Бог мне ничего не даст!.. Такая вера, такое понимание. И в этом понимании человек утвердился.

«… и говорит ему: следуй за Мною». Во власти Христа поднять нас из этого состояния. И Он поднимает нас! Он дает, Он даррует нам веру, потому что вера не от нас. Нет заслуги Матфея в том, что он уверовал. Нет и нашей заслуги в этом, потому что вера не от нас – это дар Божий, чтобы никто не хвалился. И имя Матфей переводится как «Дар Ягве», или «Дар Божий». Он получает веру в дар. Господь укрепляет нас. У Господа очень много методов для того, чтобы нас призвать. Мы знаем это, мы уже с вами исследовали 33-ю главу Книги Иова, где написано, что Господь говорит нам в видениях (прямым ведением)... Я занимаюсь своими светскими делами, и вдруг взглянул на небо ночное и подумал: кто я? Чем я занимаюсь? Почему я постоянно в суете? Кому оставлю то, что имею? Может мне пересмотреть свои взгляды, свое понимание? Может мне остановиться? Неужели впереди только одна цель существования: еще больше есть и спать. А дети мои будут еще больше и лучше, нежели я, есть и спать и т.д. И чем это все закончится? В чем смысл моей жизни?.. Это и есть видение. Человек увидел видение, задумался над своей жизнью, для чего он живет и что будет с ним далее… Неужели смысл моей жизни эти «налоги» собирать? И с собой я эти налоги, оказывается, не смогу забрать. Один брат говорил, как он пришел к вере. Он задумался над тем, что если за деньги можно купить одну минуту жизни, то действительно стоит оставаться в мире, поставить деньги и все материальное на первое место в своей жизни. Но ответ прост: не купишь за деньги ни минуты жизни! Потому что если можно было бы купить минуту, то за еще большие деньги можно было бы купить две, и в конечном итоге – бессмертие... Нельзя купить, а если нельзя – то оно (материальное) ничего не стоит. Вот чудесный вывод сделал наш брат во Христе! И пришел к вере… Он «сидел на таможне», как тот мытарь Матфей, и вдруг к нему пришло озарение, что нужно искать какую-то ценность. И эту ценность Господь ему открыл, Он сказал: «Следуй за Мною. И он встал, и последовал за Ним».

Господь обращается к нам так же во снах, а еще в болезнях. Вот так Господь проявляется. Так Бог обращался и к мытарю. Мы знаем, безусловно, Он обращался именно таким образом, и тот встал и пошел. Хотя мы понимаем, что происходит это и через страдание, не только через «видение». «И он встал, и последовал за Ним». Сидел, утвердился в материальном, но поднялся духовно. «Восстаньте!» – произносит дьякон всегда, когда начинается вечерняя. Восстаньте духовно, здесь речь идет не только о том, что прихожане сидят до начала службы, а когда начинается служба, то встают. Здесь более глубокое содержание. Восстаньте в молитве, в своей жизни. Восстаньте, как тот мытарь Матфей – оставьте все земное, идите за Христом.

«И когда Иисус возлежал в доме (церковь, сердца верных), многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним (мытарь сидел на таможне, а здесь встал, пошел за Иисусом и «сел» с Ним) и учениками Его». Вот эти таможенники: не один Матфей, а много мытарей и грешников приходят к столу Господнему. Что такое стол Господний? Это стол Премудрости. Помните: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его и приготовила у себя трапезу. Послала слуг (праведных) своих провозгласить с возвышенностей городских… Идите, ешьте хлеб мой…» (Притчи 9. 1 – 5). Эти слова для нас. Мы сейчас здесь сидим с Иисусом, при столе в доме нашем, в церкви. Они воссели за этот стол, хотя еще грешные, только пришли к этой премудрости и начинают трапезу. Это делается не в одну секунду, как кое-кому кажется. Вот пришел к вере – и уже спасен. Многие так и выкрикивают: я уже спасен! Ты стоишь на пути к спасению, ты идешь за Спасителем, ты сел в доме Спасителя за тот стол, который Он накрыл. Но завтрашний день – не твой! Будь внимателен! Не расслабляйся: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды» (Откр. 3.17). Я уже спасен!.. Нет! И каждый день молись: Господи, не отними у меня того, что ты мне дал по милости Твоей большой! Господи, возобнови, укрепи и умножь благодать Твою, благодать веры, надежды, любви. Не дай упасть!..

«Увидевши то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы?» Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». И для того чтобы призвать, нужно войти в таможню, как Иисус пришел и сказал: «Иди за Мной!..» Христос не звал за стенами таможни: Эй! Чего ты там сидишь! Выходи из Вавилона!.. Нет! Христос входит в эти таможни.

Апостол Павел говорит: я с подзаконными как подзаконный, а с беззаконными как беззаконный, хотя сам беззаконный не был, но законный Богу. Я для всех был все, чтобы приобрести хотя бы некоторых (Господу приобрести). Фарисеи никогда не входят. Или говорят: я выхожу из православия, ибо здесь осквернение, здесь потеряны кровь и вода (жизнь и учение), мне нечего делать с этими таможенниками и грешниками. И сами не подозревают, что на самом деле это и есть фарисейская позиция.

К сожалению, номинальное православие действительно сегодня в состоянии значительного осквернения. Вся Украина – православная. И что мы имеем сегодня? Имеем номинально православную страну (не юридически, но фактически, ибо же большинство населения крещены православными), а на самом деле – не православную, потому что православие – от «правильно славить», «иметь право славить». А есть у нас право славить только тогда, когда есть в нас смирение и любовь! Потому что «слава» и «присутствие» – слова-синонимы. Ибо сначала Слово, потом это Слово становится плотью, а потом видим славу, и тогда имеем право славить. Тогда славим: Господи, благодарим Тебя за то, что Ты есть! Со слезами умиления, с согретым сердцем, в мире и радости. Есть ли это сегодня в обществе церкви? Нет! Почти нет… Так вот, очень легко выйти отсюда и звать: Эй! Выходите из Вавилона! И если вы видите, что какая-то община действует таким образом, то знайте: там фарисейская закваска! Легко критиковать и очень тяжело войти в эту «таможню» и поднять Матфея. Сегодня фарисейская закваска во всех религиозных деноминациях! Христос входит в таможню, а фарисеи укоряют Его и учеников Его за это. Если вы видите, что какая-то община действует таким образом, то там – фарисейская закваска!

«Увидевши то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» Ест с грешниками и мытарями. Т. е. Он в этом общении, в этом окружении. Что такое «есть»? И что такое «пить»? Пить – это теория: «Пейте из нее все...», «есть» – это практика. Человек должен войти в эту систему. Быть с иудеем как иудей, а с эллином как эллин; с подзаконными как подзаконный, а с беззаконными как беззаконный... С православными как православный; с протестантом как протестант; с католиком как католик; с физиком как физик; с лириком как лирик. Вот как действует Господь! Вот как действуют ученики Христа! Они действуют во всех конфессиях, они не выходят из своих конфессий, а там остаются и работают, поднимаются сами и поднимают «мытарей». Они пьют и едят с этими мытарями и грешниками для того, чтобы приобрести для Господа хотя бы некоторых. Это правдивое служение! Кто говорит не так – тот фарисей, еще и укоряет: почему ешь с ними!? Не ешь с ними, а иди и зови, пусть они идут к тебе… Нет!

«Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы?» Каждая конфессия цитирует эти слова и не выполняет. Каждый менторским тоном, высоко подняв палец (как читаем в Святом Письме: «не поднимай палец и не говори»), говорит: если бы вы это знали, что значит: милости хочу, а не жертвы... Разворачивается и уходит прочь от грешников. «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Я пришел найти заблудшую овцу и привести ее к Отцу Моему. И радости за одну овечку заблудшую, которая спасена, больше, нежели за девяносто девять праведных (потому что они уже на пути спасения, они в овчарне Господней), а заблудшая овечка ежесекундно подвергается опасности волчьих зубов. Подобно и у нас, когда один ребенок вернулся из школы, а второй нет, то за кого переживаем больше? Конечно за того, которого нет дома.

«Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое». Этот отрывок сложен для толкования, как по духу, так и по букве.

Ученики Иоанна соблюдают пост, а ученики Христа не постятся... Мы с вами ученики Христа? Да! Но мы соблюдаем пост? Да!.. Здесь как будто какая-то неразбериха. Мы соблюдаем пост, ибо Христа с нами нет? Не потому, ибо как же нет?! Когда Он говорит: И се Я с вами до скончания века... Христос с нами, Он среди нас. Мы приветствуем: Христос среди нас! И отвечаем: И есть, и будет! А почему мы тогда соблюдаем пост, если Христос среди нас? Здесь вещи духовные, но здесь буква не противоречит духу, и мы ее воспринимаем. Но давайте сквозь букву проникнем во внутреннее, по высказыванию Григория Богослова.

«Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» Кто такие Иоанновы ученики? Что такое крещение Иоанново? Иоанново крещение – это начало крещения Христа, это предтеча Христа, это подведение к крещению Христа. Иоанново крещение – это крещение в покаяние. Иоанн заканчивает свою проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!», а Христос начинает проповедь этими же словами.

Иоанновы ученики подзаконные, а ученики Христа подблагодатные. Чем отличаются подзаконные от подблагодатных? Тем, что, как говорит Христос, «Из рожденных женами (жена – жизнь), не восставал больший Иоанна Крестителя, но меньший в Царстве Небесном больше его» (Лук. 7.28).

Вот такова церковная жизнь. Человек постится, выполняет предписания церковные, вычитывает молитвы по молитвеннику, но в сердце еще нет ничего, он подзаконный, он не рожден свыше. Главное для этого человека – вычитать канон. Вычитал канон – значит, молился... Ничего, что сердце не согрелось, ничего, что нет молитвы сердца: я еще не знаю что такое молитва сердца, но я уже вычитал канон… Пришел пост – я пощусь, приношу эту жертву, каюсь в своих грехах, хочу вырваться из этого состояния и хочу взлететь. Я приношу жертву, я «связываю на земле»!

Вспомните слова Иисуса: «Что свяжете на земле, то будет связано на Небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на Небе» (Мф.18.18).

Когда мы идем путем подвижничества, тем золотым царским путем, строгим и ясным путем веры, то мы, безусловно, связываем плоть свою. Мы начинаем со связывания. А связывание плоти, (пока мы еще не имеем молитвы сердца, мистического опыта) – это и есть Иоанново служение. Ученики Иоанна и фарисеи постятся. Фарисеи тоже подзаконные, и здесь идет речь о фарисеях со знаком плюс. Потому что фарисей не всегда со знаком минус. Фарисеи – это «отделенные», отделенные от мира. Не те, что только считают себя отделенными от мира, а на самом деле полностью светские, они же и распинают Христа и таким образом отделяют себя от Бога. Здесь речь идет о таких фарисеях, как Никодим. Они постятся, они аскеты, они истощают плоть свою, но они, будучи наибольшими среди подзаконных, по сравнению с подблагодатными – маленькие. Наименьший из тех, кто имеет благодать, – это тот, кто имеет слезы умиления на глазах, как признак присутствия благодати Святого Духа. Кто рожден свыше от Духа Святого – больше, чем ученики Иоанна и фарисеи. Настоящими фарисеями были Симеон, старец Богоприимец, Иосиф, муж Марии... Я сейчас говорю о духовных фарисеях, о настоящей отдельности от мира. Они понимали, что нужно отдать плоть и принять Дух, но еще не приняли Его. Как старец Симеон: он воюет с плотью, он фарисей, он ожидает прихода Христа. И рано или поздно Предтеча Иоанн уходит, и приходит Спаситель Христос. «Нынче отпускаешь раба Твоего, Владыка...», – говорит Симеон, – «... по слову Твоему с миром...». Каким миром? «Царство Божие не еда и питье, а праведность и мир, и радость в Духе Святом» (Рим. 14.17). Сходит благодать, сходит мир – и отходит раб, ибо приходит Сын. Уходит Иоанн Предтеча, потому что приходит Тот, Предтечей Которого он был.

Те, кто подзаконные, – постятся, и мы, пока подзаконные, – постимся, в понимании приложения физических усилий. Когда мы прилагаем эти действительно подзаконные усилия, когда мы не беззаконны, какими были фарисеи со знаком минус, а когда мы подзаконные, как старец Симеон, – то обязательно «свяжется» и на Небе. Господь нам поможет! Господь поможет тем, кто стучит. И когда мы боремся со своей плотью, когда благодати еще не имеем и у нас еще только молитва уст или у нас только молитва разума (как определил Никодим Святогорец, молитва уст – это вообще не молитва, а молитва разума – это полумолитва). Мы еще только гоним эту телесную мысль и еще не поднялись к мистическому опыту, еще в сердце наше не вошел Христос, но мы своими усилиями связываем на земле, – и обязательно Господь поможет связать на Небе. Тогда развяжете на земле, придет освобождение от греха, – и сразу параллельно развязывание и на Небе. Тогда-то происходит рождение свыше, прольются слезы умиления, приходит мистический опыт; тогда-то – мир и радость в Духе Святом.

Иоанновы ученики – это те, кто связывает на земле, и Господь помогает им связывать с Небес, они Господние. Но они еще не поднялись до уровня учеников Христа. Христовы ученики – это те, кто развязываются от греха, и развязывается дух их на Небе. Это не значит, что Христовы ученики не сдерживаются от греха. Ведь слово «пост» значит «сдерживание», это воздержание от греха. Это не значит, что они не сдерживают язык, сердце, чрево. Это не значит, что они беспечно пьют, едят, веселятся: «Мы подблагодатные, и нам не нужно сдерживаться...». Нет, не о том речь! Речь идет об основных усилиях. Для Иоанновых учеников – это связывание плоти, т.е. в первую очередь, сдерживание плоти, пост телесный, а вот для Христовых учеников – это раскрытие сердца в самоотречении и любви, это смирение, это пост духовный.

Вспомните, как Иван Колов рассказывает о своей борьбе с плотью. Он говорит: «Я напоминаю себе человека, который сидит под деревом и пристально осматривается вокруг. И когда видит хищных зверей, которые выходят из леса, чтобы съесть его, он поднимается на дерево и смотрит на них сверху. Они походят-походят под деревом, пощелкают зубами, и, не имея еды, уходят обратно в лес». Он говорит так о молитве, это уже ученик Христа. То есть Иоаннов ученик еще не поднимается на дерево, ибо дерева еще нет. Он берет палку и начинает воевать, и Господь помогает ему в этой борьбе, Он дает силы, но подзаконные силы. Силу воли дает, верой укрепляет через понимание для борьбы. Но когда уже есть Дерево, дерево жизни с плодами даров Духа Святого, – тогда совсем другая борьба. Здесь уже не нужно воевать с палкой в руках, силой и мощью своей, – здесь просто необходимо взобраться на дерево, подняться в молитве на высоты благодати, открыть канал в сердце своем (потому что молитва – это и есть связь с Богом). И тот огонь благодати, который восходит в твоем сердце, сожжет тех «зверей». Только бы не упасть с той высоты! Быть жаворонком, который высоко летает в небе. Пока мы еще куры, которые гребутся в земле, и птицелов набрасывает на нас сеть. А жаворонка – попробуй, поймай! Вот о чем идет речь. У Иоанновых учеников земное связывание плоти. У Христовых учеников – совсем другая борьба. Они уже воюют не на земле, а «на том берегу». И если вообразить, что пост – это борьба со зверями под деревом, - то постятся Иоанновы ученики. Христовы уже не воюют под деревом, ибо они уже на дереве, их пост заключается в том, чтобы подниматься все выше и выше на «дерево», чтобы, как бы звери ни щелкали зубами, – не могли добраться до них. Если ты в молитве, то ты с Богом и благодать наполняет сердце твое. И что может тебя соблазнить? Если ты сам не спустишься через гордыню свою и не скажешь: «Я уже забрался на вершину, и меня никто не сбросит!» Как говорил Иоанн Лествичник: «Насколько уже безопасное место Небеса, а сатана и оттуда умудрился упасть!» Потому что сатана был еще херувимом, а мы должны стать серафимами. Мы должны получить дар не только слова знания, но слова мудрости. И на самом деле подняться на это Небо и полностью уничтожить в себе все нечистое. Мы должны подняться к такому состоянию, когда нам не нужно будет поститься под деревом и воевать со зверьем. А когда мы на дереве, наше задание – только лишь удержаться на нем, там, где мы недосягаемы, не упасть, как упал Люцифер, став сатаной. А остаться там, и в этом состоянии звери не страшны. Каждый из нас имеет этот опыт озарения. Кто-то имеет постоянный, у кого-то его еще нет. Когда ты на этом дереве, когда ты в духовном экстазе (это слово в мире имеет негативный оттенок. А оно обозначает – «восторг»), тогда никакие наслаждения плоти тебе не угрожают. Потому что они темны, по сравнению с тем светом, который в тебе, они смехотворны, по сравнению с тем наслаждением духовно-душевно-физическим, которое в тебе. Это состояние надо почувствовать, к нему нужно подняться, и в нем надо пребывать. Так вот, на этом «дереве» ты также в посте, в борьбе со зверями, но борешься с ними уже тем, что просто не даешь укусить себя. Вот и все. А эта борьба уже не столько телесная, сколько духовная.

Сейчас мы говорим о противоположных этапах, т.е. о земле и Небе. Мы понимаем, что всегда есть полутона, а не только черное и белое. Потому что восхождение на это древо – это путь. И каждый из нас находится на этом пути. Один уже там, на вершине, как святой преподобный Серафим Саровский, и его уже не достают звери. А второй еще на полпути, он еще только растет в надежде Господней. «Я есть Путь», – говорит Христос, и мы все поднимаемся от Иоаннового крещения до Христового. Ведь то, чем заканчивал свою проповедь Иоанн, стало началом проповеди Христа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» Мы должны постоянно помнить об этом.

«И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» Итак, мы ученики Иоанна и ученики Христа! Когда этот Новобрачный Церкви с нами, нам не нужен пост телесный. Когда мы в восторге, в молитве, когда свет Христа в нас, и в нас царствует Христос, не спит на подушке на корме нашего корабля, а руководит нашей жизнью, когда парус веры нашей расправлен и наполнен Духом Святым, когда мы сидим за столом премудрости Господней (Слова, веры и благодати) и с нами Христос, – тогда мы ученики Христа, мы на Небе. Тогда меньше прилагаем усилий телесных, а больше духовных. Но мы иногда спускаемся «под дерево», мы не всегда в восторге, не всегда в экстазе. Бывает день, а бывает ночь. И когда ночь – мы становимся тогда Иоанновы ученики, и не дай Бог упасть нам ниже, в беззаконное служение! Но мы спускаемся на подзаконный уровень и тогда вынуждены поститься.

Вспомните слова Феофана Затворника, когда он говорит: «Не пугайтесь, если теряется молитва. Не пугайтесь, когда теряется благодать. Это нормальное явление, потому что существует день и существует ночь. Но когда приходит ночь – не упадите в беззаконие, а продолжайте выполнять Закон Божий, волю Божию через дела милосердия и богопознания. Хотя бы уже не Христа ради, потому что Христа уже нет за этим свадебным столом, но страха ради. И ваше падение будет только началом мудрости, но не ниже, когда нет страха Божьего». Дай Бог всем нам вырастить в сердце такое древо! И дай Бог, пока мы еще не серафимы, пока мы еще не способны выстоять, три года выстоять на камне с поднятыми руками и со слезами умиления и питаться напитком из сушеной травы... А на самом деле этот напиток только для того, чтобы не иссохли внутренности, потому что уже не нужна физическая энергия, потому что ты уже воспринимаешь энергию высокочастотную, духовную. Ты переключился на совершенно другие источники энергии, не грубо-физические, как животное, а на духовные, как ангелы. Ты уже ангел во плоти... Так вот, пока мы еще не Серафимы Саровские и не можем вот так тысячу дней ничего не есть, а питаться хлебом благодати Господней и летать во время молитвы. Пока мы еще не поднялись – надо растить это древо, нужно достигнуть молитвы сердца. Ведь молитва сердца – это и есть начало для христианина.

Если у тебя нет молитвы сердца, значит, и нет того опыта, значит, ты на самом деле еще и не христианин. Если ты не рожден свыше – ты еще не христианин, ты еще Иоаннов ученик. Стремись на уровне Иоаннового ученика взрастить дерево. Придет время – оно вырастет, и когда в очередной раз покажутся из леса «звери», ты, взобравшись на него, станешь недосягаем. Ты будешь с этой высоты воспевать Господа и говорить: «Слава Тебе, Господи, что Ты взрастил во мне это древо! Что Ты дал мне эти семена Слова, что Ты разрыхлил почву сердца моего! Пусть даже железным сошником страданий, но выросло древо, в ветвях которого я имею защиту». В ветвях этого дерева церковь имеет защиту, в ветвях его гнездятся птицы Небесные. А птицы – это мы с вами, это крылатые наши мысли и желания. Это мы с вами должны стать теми голубями, которые в этих ветвях найдут защиту, найдут пристанище.

«Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». Вот, пожалуйста, о чем говорит Феофан. Иди, пока день – тебе не нужны будут подзаконные усилия, подзаконный пост. Но когда придет ночь. А она обязательно придет. Ибо пока ты в теле – это день и ночь. Помните, как сказано в книге Бытия: «Впредь во все дни земли…». Пока мы еще земные, пока мы еще не стали серафимами, то «... во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт.8.22). Это не значит, что холод и ночь будут вечны. Нет! Бывает плач вечером, а радость утром. Опять, как учат Отцы церкви, не может быть вечно облачная погода, обязательно облака развеются и выглянет солнце. Так вот, если у кого-то из нас сегодня Христа нет (т.е. нет ощущения присутствия Его), то это не значит, что не будет никогда. Но это значит, что мы должны сесть, и не отходить от стола Премудрости. Мы должны прикладывать усилия, хотя, безусловно, усилия другого уровня. Усилия не уровня Христа, не уровня подблагодатного, а подзаконного. Не через любовь, а из-за страха. Не через мир и радость в Духе Святом, а через волевые усилия наши.

«И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое».

Одежда и вино, мехи с вином. Это то же, что хлеб и вино. Эти символы идентичны. Одежда – это праведность, хлеб – тоже праведность, ибо это выполнение воли Отца. Когда мы одеваемся в одежду праведности, то мы выполняем волю Отца. А вино – это учение, теория. Эта одежда и мехи с вином – это то же, что хлеб и вино. Так вот что говорит Господь: «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают…» Не могут вместить. Не может полностью вместить Иоанн Креститель Христа. Потому что хотя он и наибольший среди подзаконных, но он еще не рожден свыше. И пока мы подзаконные, то для нас еще необычны вещи подблагодатные. Пока мы подзаконные – мы не можем вместить в свой мех разума нашего теорию Господа: Как это – не противьтесь злому?! «Око за око, и зуб за зуб» – вот это нам подходит... «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...» (Мф.5.39) – а это мне непонятно! Я не могу этого вместить!.. Вот когда твой «мех» сможет это вместить – то, слава Богу, ты поднялся до уровня ученика Христа.

Одежда… «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф.5.40). Тебя неправдиво называют неправедным, грешным, таким, кто делает свои дела благочестия, дела милосердия и богопознания ради своей выгоды, – отдай тому и плащ. И скажи: да, я грешник! Мы можем это вместить? Или мы будем защищаться и говорить: Братья, вы не так поняли. Я не такой, это на меня клевещут! У меня совсем другая одежда!.. И пока мы еще защищаемся в этом понимании, пока нам еще не все равно что о нас говорят, пока нам не все равно в какой одежде нас видят… Значит мы еще внешние, и нас эта кожа волнует. А когда сидим на этом свадебном пиру, и имеем в сердце Христа, – то что бы о нас ни говорили те, внешние, нам уже безразлично! Потому что здесь интереснее, потому что здесь Христос, Он в нас. И мне не важно, что меня окружает, а важно, как я к этому отношусь. Мое задание – не упасть с того дерева вниз, не спуститься к тем зверям! А там… Пусть кромсают мою одежду, пусть делят ризы. Вот пока мы еще не на таком уровне и печемся о своем имидже, авторитете, праведности, об одежде, которую видят люди, – то заплатку новую Христос не будет на неё пришивать, ибо и одно, и другое пропадет.

Так давайте оденемся в праведность Христа, а эта праведность «не ищет своего», т.е. не беспокоится о себе внешней. Она беспокоится о том, что в сердце – о Царстве Божием. Прежде всего, ищет Царства Божия, а все остальное: что одевать, как эта праведность будет выглядеть внешне – додается. Если мы поднимемся на такой уровень, то станем действительно Христовыми. Вот о чем идет речь. Так что когда говорится об одежде, мехах с вином, хлебе и вине – то речь идет о жизни и понимании. О выполнении воли и об учении. Так вот, пока мы Иоанновы – мы не можем вместить праведности Христа, которая не одевается и не защищается... Так говорит апостол Павел: я есть ничто! Помните, мы цитировали Макария Египетского, который объясняет, что чем выше поднимается человек, тем больше он говорит, что не достоин такой благодати, которую дает ему Господь. Но, Господи, не отними ее, ибо я уже не смогу без благодати!.. И его не интересует, что вокруг него, что он в лохмотьях. Заходит какой-нибудь мирянин, абсолютно светский, – а он падает ему в ноги, целует их, ибо в сердце у него любовь. И его не интересует, что он выйдет и скажет: и это Серафим Саровский?! Так же говорят о Сергее Радонежском… Я думал, что этот старец – Господь Саваоф во плоти, а у него такой вид затрапезный... Пока мы не можем этого вместить – нам необходимо работать и работать, чтобы это понять. И Господь будет ждать терпеливо, пока ты изменишь «одежду» свою, и «бурдюк» свой, когда сможешь вместить теорию и практику Христову в полноте и не будешь заботиться о внешнем, а только о внутреннем. И не будешь думать что есть и пить, и не только в физическом плане. Ибо когда в тебе есть вера, то даже подзаконный уже не думает, что будет кушать и во что будет одеваться буквально... Ты уже не будешь думать ни о еде, ни о питье даже духовных, ибо ты знаешь: Господь все даст. Главное – искать Царства Божьего, а оно внутри нас, в сердце, а все остальное тебе прибавится... Спасись ты – и тысячи вокруг тебя спасутся.

Что такое еда? Это выполнение воли! Разве святые беспокоятся, чтобы выполнить волю (а воля: «Идите, научите все народы...»)? Нет, – говорит Серафим Саровский, – не беспокойся об этом. Господь не даст этот светильник затушить, если он действительно светильник. Ты беспокойся о том, чтобы это был светильник, и если это действительно так, то его нельзя будет спрятать! Сказано в другом месте: не спрячется город, стоящий на вершине горы. Если ты поднимешься на вершину, то Господь обязательно этот свет даст, чтобы его увидели другие. Только ты не туши его, и не ложись «на кровать», и не ставь светильник «под кровать»... Ты не очищай внешнюю сторону чаши, но побеспокойся о внутреннем, ибо Царство Божие внутри, и ты должен найти его там. А Господь решит, Он знает, какое у тебя должно быть служение. Так же и об «одежде». Тебя не должно волновать, что о тебе скажут соседи, знакомые и т.п. Скажут: уже доходился в церковь! У него «крыша поехала». Не курит, не пьет… Все люди, как люди, а он... Гости в доме, а он на библейские курсы пошел! Все, ясное дело!.. Не волнуйтесь о том. Беспокойтесь о той сокровищнице, что внутри. Придет время тебя поймут, а если не поймут, значит, не пришло время. Не вольешь ты вина в мехи старые, не пришьешь ты заплаты к старой одежде. Каждый сам за себя даст ответ перед Богом. Аминь.



† † †



ВЫШЛИ В СВЕТ ТАКИЕ КНИГИ ПРОТОИЕРЕЯ ОЛЕГА ВЕДМЕДЕНКО:

* Пособие по духовному деланию “ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ...”
(Внутренняя Сила или духовные основы успешности и здоровья; почему мы болеем или как стать здоровым; памятка для тех, кто ищет спасения; практические советы в продолжение дня; правила борьбы невидимой; если на вас наслано порчу; прерывание родового проклятия; самоотчитка... Эти и другие материалы вы найдете в небольшой по размеру, но содержательной и исполненной реальным опытом книжке, 104 стр.).

* Две книги из серии “Ответы священнослужителя”: “ЕЩЕ НОЧЬ...” и “ВКУС БЛАГОДАТИ” (Ответы на вопросы, коими укоряют православных представители различных протестантских конфессий: почему поклоняемся Богу перед иконами; почему празднуем не иудейскую субботу, а новозаветное воскресенье; почему крестим грудных детей; почему часто крещение осуществляется не через полное погружение, а путем обливания; как правильно обращаться к Богу /неужто только Иегова?/; нужно ли молиться за умерших; почему почитаем мощи, молимся святым; почему чтим Богородицу, и были ли у нее еще дети, кроме Иисуса... Также о числе зверя /666/; когда и как придет Антихрист; как правильно поздороваться в церкви; можно ли есть мясо с кровью; головной убор в храме /мужчины и женщины/; свойства святой воды; происхождение человека и т. п.).

Книги на украинском языке.



* НАПИШИТЕ НАМ
, и мы проинформируем Вас как получить по почте книги, конспекты лекций, а также аудио- и видеозаписи лекций и проповедей протоиерея Олега. В письмо вложите пустой конверт с обратным адресом.

* НАШ АДРЕС:
Протоиерею Олегу Ведмеденко, Библейская школа духовного совершенствования, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021. (Подробная информация помещена также на сайте www.vedmedenko.org «КНИГИ И АУДИОЗАПИСИ»).