Лекция № 28
Евангелие от Матфея. Мф. 5:43-48. Любите и врагов своих.

Лекция:
Господи, помоги!

Сегодня я хотел бы начать с ответа на один из вопросов, которых накопилось достаточно много… На прошлой лекции я дал ответ на вопрос о пустом доме "Се, оставляется вам дом ваш пуст" (Мф. 23.38), а сегодня такой вопрос (записка):

“Священное Писание говорит о том, что: "И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его". Моисей умер в земле Моавитской, воскрес (я не знаю откуда взято, что Моисей воскрес в теле на земле, ибо в Священном Писании этого нет, - О.В.), и могила его неизвестна. Илия вознесся на небо живым. Моисей и Илия встретились с Иисусом на горе Преображения. Священное Писание не говорит о воскресении Девы Марии, ибо еще Христос не пришел, а в песне поем: что ангелы в раю Ее встречают с телом. После смерти Христа все воскресшие изменятся на тела нетленные, во время второго прихода Его, а прихода еще не было. Если Авраам и Лазарь в раю, то почему Даниил не в раю, ибо Бог сказал: "А ты (Даниил) иди к своему концу и упокоишься и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней"?.. (Дан. 12.13)".

Вот такой вопрос. Попробуем разобрать эту часть. В этом вопросе немного "каша", и нужно расставить все по своим местам. Хотя я не берусь дать исчерпывающий ответ, потому что для этого нужно было бы посвятить целое занятие. Но основной каркас ответа я изложу, и ответ прозвучит в полноте, хотя может не так обширно, как хотелось бы. И так, суть вопроса в том, что на Небо взяты в теле только праведный Енох, Моисей и Илия, а о Марии не сказано. Этот вопрос в свое время интересовал и меня. О первом мы читаем в Священном Писании - это праведный Енох. Действительно, так сказано в Книге Бытие, 5 глава, 24-й стих:

“И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его". Ходил - и не стало, ибо забрал его Бог; искали - не могли найти. И напрашивается вывод: забран вместе с телом. С биологическим телом, ибо вопрос задан по букве. Второе, что читаем о Моисее (Втор. 34:5-6): “И умер там Моисей, раб Господень…" Где умер? В земле Моавитской, кстати, вышедши из Моавитских равнин на гору Нево. То есть упокоение имеет два понятия. Я сейчас говорю о духовной символике. Умереть со знаком плюс и со знаком минус. Вспомните, похоронили Авраама, похоронили Исаака, и похоронили Иакова. Хоронят где? В пещере Махпела, Махпела значит - “Двойная", т.е., двойное погребение: для праведников и для фарисеев, для Церкви остатка и для фарисеев, берем черное и белое. Погребение для праведника. Кто хоронит Авраама? Исаак и Измаил, хоронят вдвоем. Хоронить как Исаак (я сейчас говорю о духовных вещах) - это хоронить в сердце, сберечь эту веру в чистоте, в неизменности, в святости. Похороны Измаила - это похороны, о которых сказал Господь фарисеям: что вы пророкам надгробия ставите. Вы ставите надгробия, вы пророка возносите на хоругви, но дела делаете не Божии. Вы прикрываетесь именем пророка и вы искажаете слово пророка, толкуя его по букве, и то неверно. Похороны двух братьев, Исаака и Измаила, - один бережет в сердце веру и в чистоте хранит учение от которого эта вера, ибо вера от слушания Слова. Второй возводит в догму, строит “шатер" и выветривает “соль". Так же мы видим, как Иаков и Исав хоронят Исаака, вдвоем и все тоже. Здесь я коснулся глубин духовного толкования Священного Писания.

“И умер там Моисей, раб Господень…". Мы читаем, что Моисей вышел из Моавитских равнин и поднялся на гору Нево (Нево - “Высокое место"). И здесь речь безусловно идет о высотах подзаконного служения. Моисей символизирует собой подзаконное служение, это не значит, что Моисей-личность не входил в мистический мрак Господний, что Моисей не видел Бога в полноте. Здесь речь идет не о личности Моисея, здесь он уже теряет свои индивидуальные черты, и приобретает обобщающие черты архетипа подзаконного служения. Служение Моисея, - вот о чем прежде всего идет речь. Библия, в первую очередь, книга духовная. Безусловно, когда мы начинаем искать какие-то вещи по букве, то мы начинаем путаться, и часто спотыкаемся о противоречия. И это нормально, потому что Господь допускает противоречия в Священном Писании специально для того, чтобы мы сквозь букву проникали во внутреннее. Для того, чтобы мы задавались вопросом: противоречия, что же делать? Отбрось покров буквы и углубись в дух! Следовательно, поднялся Моисей в тех Моавитских равнинах, вышедши из них (он не моавитянин) на высокое место, на высоты подзаконного служения, высоты ветхозаветной церкви. “И умер там Моисей, раб Господний …". Опять подчеркивается, не сын (Христос - Сын), но раб. Моисей еще раб. Это различные степени служения: Христос - новозаветное служение, новозаветная вера, движимая любовью; Моисей - ветхозаветная, подзаконная вера, движимая страхом.

“И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской …". Моав - значит “От отца", т.е., речь идет об отцовской вере: умер в состоянии отцовской веры, умерла - отцовская вера. Умер - опять же двояко: как в сердцах праведников, так и в сердцах грешников. Как в сердцах церкви Остатка, так и в сердцах фарисеев; как в сердце Иисуса Навина, так и в сердцах сынов Кореевых. Это если мы будем рассматривать моавитский край положительно, на вершине этого состояния… Причем, увидев Царство Небесное, выйдя из моавитских равнин и поднявшись на гору, хотя она и в моавитских равнинах, но он поднялся на высоту. Это тоже, что Иоанн Креститель - о нем говорит Господь, что “из рожденных женами не восставал больший”, он восстал выше всех, кто вышел из “моавитских равнин". Но Моисей только увидел ту землю Обетованную, не вошедши в нее. Повторяю, здесь Моисей не как историческое лицо (тот вошел, будьте уверены, он видел Бога в полноте!), а Моисей как служение ветхозаветной Церкви. На наивысшей своей ступени это служение видит землю Обетованную, оно прозревает будущность, оно (служение подзаконное) стоит перед дверями Царства Небесного, но не в Царстве. Ибо говорит Господь: “меньший в Царстве Небесном – больше его“ (Мф. 11.11), то есть Иоанна Крестителя. Наименьший новозаветный больше, чем самый больший ветхозаветный. И, мы видим, что Моисей умирает в этих моавитских равнинах.

“И погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора…" Что это за Беф-Фегор? Это значит - “Дом Фегора", а Фегор переводится, как “Отверстие". Помните, мы читали о царе Езекии, который нашел в стене отверстие и что-то там увидел? Это - видение: через отверстие смотрим, через отверстие проникаем во что-то другое. Отверстие как призма, как кристалл. В бинокль мы смотрим в отверстие, и что-то созерцаем. Что же это за “отверстие"? На моавитской горе Фегор стоял моавитский идол. Помните, Ваал-Фегор! Значит здесь негатив, видение негативное. Когда появляется проповедник Слова, то пока он еще живой - фарисейская закваска не может помешать его служению. Но когда он отходит, то начинается перекручивание учения, из него делают идола и порочат полностью его дело. Так говорил апостол Павел, обращаясь к пресвитерам в Милите: "Ибо я знаю, что, по отшествии моём, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою" (Деян. 20.29-30). Это путь, это продолжается из года в год, из столетия в столетие. Как говорит Екклесиаст: "Бывает нечто, о чём говорят: "смотри, вот, это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас" (Еккл. 1.10). Так вот, Моисей поднялся на ту гору, увидел Царство Небесное и умер двояко: в сердцах праведников и в сердцах фарисеев. И в сердцах фарисеев оказался в моавитской равнине (со знаком минус). Между прочим на вершину этой горы Фегор или Пеор привел Валак Валаама пророка, чтобы тот проклял с этой горы народ Израилев. С этой горы видны шатры Израиля, с этой горы на них можно посмотреть, и можно смотреть и со знаком плюс, и со знаком минус. Если ты “муж с открытым оком", то ты уже не можешь с этой горы проклясть, из этого отверстия, из этого видения. Ты видишь как чудесны шатры Израиля. Их можно проклясть, только увидев все через призму фарисейства. Так вот, здесь есть отверстие через которое можно видеть. И можно видеть ясно, как муж с открытым оком, а можно получить видение фарисейское, ортодоксальное. Вспомните, что Моав означает - “От отца", и в негативном значении Моав - это сын опьяневшего Лота и его дочери, а это символ ортодоксии. То есть новая жизнь оплодотворяется старыми идеями, старым отцом - нет обновления, ортодоксия, ретроградство. Так и произошло, что после Моисея стали толковать его закон по букве, хотя это началось уже при его жизни: вспомните, сынов Кореевых… Вот и похоронили его в долине.

“…И никто не знает места погребения его даже до сего дня". Читаем о Моисее. И здесь не только буквально: никто не знает где он похоронен, чтобы не сделали из него идола, фетиша, чтобы не поклонялись его могиле. Но и духовно, ибо покрывало буквы доныне лежит в чтении Ветхого Завета. И никто не знает как раскрыть тайну слова, которое принес Моисей. Один Христос может, и те, кто Христовы. “…И никто не знает места погребения его даже до сего дня". В гробу похоронен. Вот этого сокрытого, похороненного, сохраненного не знает никто до сего дня, ибо покрывало буквы доныне лежит в чтении Ветхого Завета.

Мы рассмотрели: Еноха, Моисея (и по духу, и по букве похоронили и никто не знает где его могила, но нигде не сказано, что он воскрес) и третий Илия. Об Илии мы знаем, что он был в теле взят на Небо в огненной колеснице. А о Марии, ( говорится в записке) не сказано. Еще раз отмечу! Библия - это книга духовная, пророческая. О взятии Марии на Небо сказано не в Библии, но в Священном Предании церкви. Но и здесь сказано символически, потому что Священное Предание написано языком символов. Неужели вы думаете, что апостолы на похороны Богородицы слетались на облаках? Так говорит Предание. Нет, речь идет о духовных вещах. Что такое облако? Это благодать, это облако свидетелей Господних. Священное Предание писалось духовным языком, который потерян на сегодняшний день, и который мы сегодня здесь реанимируем. Вернее, Господь реанимирует в нашем уме, в наших сердцах. Восстанавливает, воскрешает, потому что вера должна воскреснуть, а вера от Слова. Так вот, Священное Писание и Священное Предание - это источники духовные. Мы видим: Енох, Моисей, Илия - кто они такие, если мы будем говорить о духовных вещах? Енох - символ праведности, Моисей - Закона, Илия - пророков. Енох и Мария - это один и тот же символ. Только Енох в Ветхом Завете, а Мария - в Новом и в Священном Предании. Потому что Мария также символ праведности. Неопалимая Купина - чистый терновый куст, который не допускает к себе ничего нечистого. Праведность Ее и смирение Ее: “Се Господняя раба, и будет Мне по слову твоему…". Енох и Мария, Моисей и Илия, - все они, как мы видим, появляются в теле, или же взяты на Небо в теле, т.е., речь идет не сугубо о духе праведности, не сугубо о духе закона, и не сугубо о духе пророков. Не только об абстрактных, теоретических вещах, а и о конкретных носителях этого духа - Церкви. Члены которой исповедовали этот Дух и возносились на высоты духовные.

Вспомним, когда Христос, воскреснув, явился своим ученикам и говорит: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух тела и костей не имеет, как видите у Меня» (Лук. 24.39). О чем идет речь? Они испугались того, что то учение, которое принес Христос (Бог Слово) существует только как чистый дух, как идея, только теоретически, что этот барьер взять невозможно, что к этой высоте совершенства подняться нельзя. Что тех дел, которые совершает Христос, простым смертным сделать невозможно… Сможете сделать и вы! Если будете верить - то будете делать такие дела, которые Я делаю, и еще большие будете делать! - говорит Господь (см. Иоан. 6.28). Христос имеет тело и кости. Кости - это основа, а тело - это церковь, масса. Так же и здесь. Енох в теле возноситься, и Илия в теле, не дух. Не один он вознесся (пророк вознесся и больше никто не будет пророчить). Нет! В теле! В массе последователей! "Ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать" (1Кор. 14.1), - говорит апостол. Не сугубо Закон, который некому выполнить, но исполнители Закона. Потому что не слушатели Закона будут оправданы, но исполнители. И они - Моисей и Илия, - являются Иисусу, являются новозаветному учению, ученикам Христа на горе преображения в теле духовном, как свидетельство того, что Закон можно выполнить, этим можно жить, это живое и действенное учение. Так же и Енох в теле, которое удостоверяет: праведность - не какая-то теория! Так действительно можно жить, действительно можно стать праведником, можно очиститься и подняться на высоту Небесную и быть взятыми к Богу. Потому что “И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его". И мы можем так же ходить с Богом и придет время, нас не станет здесь на земле, ибо мы станем не от мира сего. Нас не станет в мире и возьмет нас Бог на Небо, еще в теле. Это тоже, что сказал Господь: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём" (Мф. 16.28), т.е., еще будучи в теле будут вознесены на эти Небеса, как Илия. И станет каждый пророком Божиим еще в теле, как Енох поднявшись еще в теле, т.е., будучи праведником и приобретя праведность еще в теле. О Моисее не сказано, что он вознесся в теле, но мы понимаем, что выполнять Закон мы также можем будучи в теле. Этот путь для всех. Вот, что это значит.

А теперь относительно смерти буквальной, потому что вопрос поставлен по букве. Относительно смерти буквально-исторических лиц - Еноха, Моисея и Илии, как и Девы Марии, - то существует естественный путь перехода в мир невидимый, путь выхода из кокона биологического тела. Хотя я не удивлюсь и чудесам энергетической трансформации тел некоторых праведников, прямо из биологических в тонко физические, эфирные, прославленные, без разложения первых. Но это исключение из правил. Впрочем, которые только подчеркивают правило. Существует правило и существуют исключения из правил. Так вот, правилом является естественный путь - мы оставляем это биологическое тело, и никто от этого не откупится. Но существуют исключения из правил, ибо Бог есть Тот, который творит чудеса, и для Него буквально нет ничего невозможного. Так вот, из всего видно, что так произошло и с биологическим телом Христа после Его воскресения. Мы говорим: Христос воскрес! Но не только духовно, мистически, но и буквально! Потому что, если это не так, если буквально Его тело не воскресло, то тогда правы фарисеи, которые говорили, что ученики украли Христа ночью! Не исключаю такой возможности и в случае с другими праведниками, ибо для Бога ничего невозможного нет. Однако это не правило, а скорее всего исключение из правил. Так же, как обновление икон - это исключение из правил, только некоторые обновляются. Мироточивость мощей - это исключение из правил, не все мощи мироточат. Кстати, нетленность мощей тоже указывает на такую возможность, и биологическое тело святых, как видим, все же меняет свои физико-химические свойства. О Моисее не сказано, что он воскрес в теле биологическом подобно Лазарю, следовательно, явился как он, так и Илия, если рассматривать по букве, в теле духовном. В этом же теле и Богородица, и мы с вами будем пребывать. Разница лишь в способе перехода - или чудесном, или естественном. Это очень сложно для понимания. Но на самом деле так оно и есть.

Я хотел бы коснуться сегодня еще одного понятия. Мы с вами рассматривали Евангелие от Матфея, 5-ю главу, 25-й стих: "Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним…" Мы его уже рассмотрели, но я хотел бы сегодня прочитать вам из “Добротолюбия", как толкует это Авва Исаия. Он толкует о том неприятеле, с которым мы должны мириться, как о совести нашей, которая всегда сопротивляется нам, закону нашей плоти, - звериным нашим инстинктам. Авва Исаия пишет:

"Будем пребывать в страхе Божием братья дражайшие. И возделывая добродетели не будем давать никакого претыкания совести нашей. О себе самим будем внимать в страхе Божием, пока и сама она-совесть-вместе с нами свободною станет". Пока не освободим Иоанна Крестителя из темницы, куда заключил его Ирод. Ирод - это наш плотский ум. Иоанн Креститель - это наша совесть."И так соединенною, что будет потом для нас стражем, показывая чего мы должны остерегаться. Если мы не захотим повиноваться ей, то она оставит нас и бросит, и мы попадем в руки врагов наших, которые никакой не будут иметь к нам жалости". Оставит нас: отсекли голову Иоанну Крестителю, - и тогда вакханалия плоти, полная погибель. Потопление, как фараона в море Красном - житейском море искушений. Говорят: “совесть потерял". “Как показал нам Господь говоря: "Буди увещеваяся с соперником твоим скоро (это то же, что: - "Мирись с соперником твоим скорее…" Этот неприятель - это совесть наша). Дондеже еси на пути с ним, да не предаст тебя соперник судии, а судья тебя предаст слузе и в темницу ввержен будеши. Аминь глаголю тебе: не изыдеши от туду…" Соперником здесь названа совесть, потому что она сопротивляется человеку, когда он хочет творить волю плоти. Но эта соперница, когда человек с нею не согласуется, предает его врагам его. Почему Осия сожалея о Ефреме, говорил: "Притеснил соперника своего и попрал суд". Опять, соперник и суд. Он берет параллельное место. Это одно из правил экзегетики - науки о толковании. Где в Священном Писании сказано о сопернике и суде? И он находит книгу Осии, 7-я глава, 12-и стих. “Искал Египта и силою отведен к ассириянам. Египта ищет тот, кто хочет творить волю плоти (сразу толкует. Египет - это страна рабства греха), силою же ведется к ассириянам. Таковые когда хотят или не хотят служат врагам (силой вводится в плен плоти). Употребим же дражайшие братья все старание, чтоб не впасть в руки воли нашей плотской. Чтоб она не свела нас пленниками в Ассирию. Будем внимательно слушать следующие страшные слова. "Пришел царь ассирийский в землю Израилеву, и пленными отвел Ефрема и Израиля к ассириянам. И поселил их близ Гелиад и Еномора, рек хузамских. И суть они там до настоящего дня (т.е., это для нас слово). Тогда послал царь ассирийский некоторых из народов своих, чтоб обитали на земле израильской, и всякий сделал себе изваяние и поклонялся ему. И вот там они до нынешнего дня". (4 Цар.18:6; 24; 25:29). Вот что постигло Ефрема за то, что он притеснил соперника своего и попрал суд (вот так истолковал, какого соперника притеснил). Рассудите, дражайшие, что будет с теми, кои поблажают пожеланиям своим злым и попирают свою совесть. Не будем соревновать им, возлюбленнейшие, но паче будем подражать святым, кои даже к смерти стояли против греха, повинуясь своей святой совести и получили наследие Царства Небесного. Каждый из них в свое время совершен был в любви. И имен их никогда не поглотит забвение". Это между прочим о вопросе относительно Даниила. Вернемся к этому вопросу, ибо мы еще не полностью его осветили. Потому что вторая часть его звучит так: “Если Авраам и Лазарь в раю, то почему Даниил не взят в рай?" Даниил, безусловно, поднялся на ту высоту Небесную после перехода, после выхода из биологического тела. Как Авраам и Лазарь из притчи, так и пророк Даниил попали в тот мир ангельский, ибо родственное стремится к родственному, - это Закон Божий, - и поднялись на эту высоту. Здесь речь идет о Данииле как о духе пророков. Так же как и об Илии. Здесь духовные вещи, а Бог сказал: “А ты Даниил иди к своему концу, и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней" (Дан. 12:13), т.е., упокойся, пока не воскреснешь в сердцах человеческих. Вот, о чем идет речь! Помните, мы читали Послание к Фессалоникийцам, 4-я глава, 13-и стих, там где говорится об умерших? Сейчас мы прочитаем, как может воскреснуть Даниил:

“Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших… Ибо, сие говорим вам словом Господним (по духу, не человеческим словом (т.е. по букве), но Господним), что мы, живущие (для греха, потому что библейским языком жить - это жить для греха. Жить - в негативном понимании. Как говорил апостол Павел: Я был живой, а пришла Заповедь и я умер. Мы те, кто еще живет для греха, в ком еще не воскрес Христос, не дунул дух Свой, у кого еще не воскресла вера), оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших (Даниила, Моисея, Илию, Еноха и Богородицу мы не предупредим. Пока они не воскреснут в нашей жизни, в нашем сердце, понимании, в нашей вере, до тех пор и мы не воскреснем), потому что сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с Неба (духовного Неба, взойдет в наших сердцах. Сделает наше сердце, нашу землю святой, Царством Небесным: “как на Небе, так и на земле". Архангел трубит свободу всем обитателям земли, свободу духа от рабства плоти), и мертвые во Христе воскреснут прежде (сначала должен воскреснуть Даниил, ибо говорит Господь: “А ты Даниил иди к своему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней". Он должен воскреснуть в сердцах Церкви. И тогда Церковь вместе с тобой будет вознесена на облаках благодати, на облаках свидетелей Господних навстречу Господу на небесах)… и так всегда с Господом будем". Вот путь!

Именно это же говорит здесь и Авва Исаия о святых, “… кои даже до смерти стояли против греха, повинуясь своей святой совести и получили наследие Царства Небесного. Каждый из них в свое время совершен был в любви, и имен их никогда не поглотит забвение". Они должны воскреснуть в наших сердцах. Сначала воскресают те, которые умерли для греха во Христе - пророки, святые Церкви… А потом и мы присоединяемся к ним, мы в этом облаке поднимаемся навстречу к Господу на воздухе духовном. “Возымем пример с достойного любви Иакова, который во всем повиновался родителям своим по Богу". Здесь идет толкование по духу - Иаков, Лия, Рахиль… Отцы Церкви толковали Священное Писание духовно. Сегодня спрашивают: кто еще так толковал, по духу? Толковали Отцы. Те кто стучат, тем и открывают. Постучите и найдете, что Церковь, отцы Церкви толковали по духу Священное Писание.

Теперь вернемся к Евангелию от Матфея, к Нагорной проповеди. Прошлый раз мы закончили 42-м стихом. Следующие стихи до 6-ой главы мы прочитаем, они воспринимаются почти без толкования. Здесь идет морально-этический смысл Священного Писания, и я не думаю, что нужно его обременять символикой, потому что здесь содержание фактически на поверхности.

“Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: "любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас, (здесь все на поверхности, что здесь не понятно без толкования?), да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных". Это путь, который нам показал Господь: “Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный". И не различай, а свети. Спасись ты, и тысячи вокруг тебя спасутся. Не важно, что тебя окружает, а важно, что в сердце твоем. Здесь важно, чтобы не угас тот огонь, чтобы он был неугасимым. Чтобы этот огонь не угасал в храме вашего сердца. И это солнце пусть светит, как на праведных, так и на грешных… Свети, засевай…

“Любите врагов ваших…" Наивысшее учение - в этом стихе. Это признак учения Христа. И теперь кто бы мне ни говорил - кришнаиты, конфуцианцы, Лао-Цзы и т.д., - что они поднялись выше? Нет! Только там, где будет сказано: “Любите врагов ваших… ", - только там будет учение Господнее, там на самом деле будет высшее учение. И выше этой ступени не поднялся никто. Наивысшее учение принес Христос, ибо Он сказал: возлюби врага своего, не только ближнего. У Заратустры есть - “возлюби ближнего", но “ненавидь врага своего, ибо он есть человек-насекомое, он язычник, он недостойный". Но “Любите врагов ваших… ", - это наивысший уровень, наивысшая ступень, то есть полнота времени. Я всегда привожу слова, которые сказал о. Александр Мень: он сказал, что на протяжении всей жизни человечество прошло много троп и дорог. От богоотвергающего материализма до мироотвергающей мистики. И когда пришла полнота времени, - пришел Господь наш Иисус Христос и принес Учение: “Возлюби и врага своего". И это учение – для иудея соблазн, для эллина - безумие. И теперь, куда бы мы ни пошли: к Конфуцию, или к Лао-Цзы..., - это будет шаг назад по сравнению с этим Божественным учением.

“Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?.. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. " Вот путь для нас. Аминь.



† † †



ВЫШЛИ В СВЕТ ТАКИЕ КНИГИ ПРОТОИЕРЕЯ ОЛЕГА ВЕДМЕДЕНКО:

* Пособие по духовному деланию “ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ...”
(Внутренняя Сила или духовные основы успешности и здоровья; почему мы болеем или как стать здоровым; памятка для тех, кто ищет спасения; практические советы в продолжение дня; правила борьбы невидимой; если на вас наслано порчу; прерывание родового проклятия; самоотчитка... Эти и другие материалы вы найдете в небольшой по размеру, но содержательной и исполненной реальным опытом книжке, 104 стр.).

* Две книги из серии “Ответы священнослужителя”: “ЕЩЕ НОЧЬ...” и “ВКУС БЛАГОДАТИ” (Ответы на вопросы, коими укоряют православных представители различных протестантских конфессий: почему поклоняемся Богу перед иконами; почему празднуем не иудейскую субботу, а новозаветное воскресенье; почему крестим грудных детей; почему часто крещение осуществляется не через полное погружение, а путем обливания; как правильно обращаться к Богу /неужто только Иегова?/; нужно ли молиться за умерших; почему почитаем мощи, молимся святым; почему чтим Богородицу, и были ли у нее еще дети, кроме Иисуса... Также о числе зверя /666/; когда и как придет Антихрист; как правильно поздороваться в церкви; можно ли есть мясо с кровью; головной убор в храме /мужчины и женщины/; свойства святой воды; происхождение человека и т. п.).

Книги на украинском языке.



* НАПИШИТЕ НАМ
, и мы проинформируем Вас как получить по почте книги, конспекты лекций, а также аудио- и видеозаписи лекций и проповедей протоиерея Олега. В письмо вложите пустой конверт с обратным адресом.

* НАШ АДРЕС:
Протоиерею Олегу Ведмеденко, Библейская школа духовного совершенствования, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021. (Подробная информация помещена также на сайте www.vedmedenko.org «КНИГИ И АУДИОЗАПИСИ»).