Лекция № 22
Воскресение. Мир ангельский. Евангелие от Матвея. Мф. 5.1 – 3. Проповедь на горе. Кто блажен.

Лекция:
Тема о воскресении и мире ангельском была небольшим отступлением от исследования Евангелия от Матфея. Продолжим исследование с пятой главы. Мы коснулись мистической стороны, закрытой человеческому глазу - жизни души за гробом. Сегодня брат Виктор говорил на эту тему. Я только хочу добавить несколько слов, потому что в его выступлении также присутствовали некоторые элементы ортодоксального учения, так называемые басни. Это о них говорил апостол Павел в послании к Тимофею: "Ибо будет время…И от истины отвратят слух и обратятся к басням".

Как же раскрывает нам Библия вопрос о бессмертии Адама? Когда мы читаем Священное Писание, то узнаем, что Адам был создан бессмертным. Значит ли это, что тело его было бессмертным? Какой же ответ на этот вопрос дает нам Библия? Читаем - "Плоть и кровь Царства Божьего не унаследуют..." Физическое (биологическое) тело, которое создано с элементов земли, является белковым, а белок разлагается сколько бы энергии в него не вливали. Иначе обстоит дело с телом физическим человека, который живет в гармонии с Богом. Такая плоть освящается и телесно. Об это мы читаем в книге пророка Исаия (65.20), о возобновлении райского состояния человека, об Едеме духовном: "Там не будет более, малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих, ибо столетний будет умирать юношей". Безусловно, здесь речь идет и о болезнях, и о тщедушии плоти. Они уступят место укреплению здоровья и силе, но все же физическое тело было и будет иметь конец, ибо нет смысла бабочке носить за собой кокон, который выполнил свою функцию; "ибо прах ты, и в прах возвратишься"..(Быт.3.19). Когда мы читаем о бессмертии Адама и о том, что Адам ел плоды с дерева жизни, то это не значит, что Адам питался плодами какого-то фруктового дерева, или плодами какого-то заколдованного дерева. Говорится здесь о дереве духовном, о Законе Божьем, Слове Божьем, законе мироздания. Это дерево духовное - есть Богопознание, а это путь в Царство Небесное. Царство же Небесное внутри нас и Едем внутри нас, так учит Священное Писание. И дерево духовное тоже в нас. И это древо имеет корни, ствол, ветви. Что же есть корень духовный в человеке? Это сердце наше. Господь говорит о сердце в послании апостола Павла к Римлянам (11.16) так: "если корень свят то и ветви"…Потому то и сердце наше мы должны освящать, а оно освящается смирением и любовью. Этот корень должен освящаться погружением в воду премудрости Господней, учения Божьего. Что есть ствол? Это духовное возрастание в надежде, это праведность, которую надо искать, найти ее в Христе Иисусе и идти этой дорогой правды, которая ведет в жизнь вечную. Что есть ветви? Это разносторонность нашего естества, разносторонность направлений человеческой жизнедеятельности, человеческого бытия. Все сферы нашей жизни должны быть освящены, на них должны быть зеленые листочки исповедания веры нашей. Об этих листьях Библия говорит: "А листва деревьев на оздоровление народов", и "верой спасетесь". Верой мы исцеляемся, верой оздоровляемся. И плоды дерева духовного - это плоды Духа Святого: "мир и радость в Духе Святом". Эти плоды дают нам жизнь вечную. Вкушая их, мы не умираем духовно, не умираем "второй смертью", которая является окончательной смертью. Именно об этом сказал Господь Адаму, когда говорил: "От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь", - т.е. с духовного дерева познания добра через зло. Речь идет не о том, что человек съест отравленный фрукт и умрет. Давайте отбросим эти сказки. Пора взрослеть, нам время есть твердую еду, а это есть духовная пища. Святой старец, преподобный Серафим Саровский, когда говорит о сотворении Адама, обращает внимание, что через охлаждение веры нашей, мы так отошли от Христа, что Слово Божие понимаем не так как должно. Например, преподобный Серафим говорит о том, что некоторые считают, будто Адам был создан из праха земного, как бы вылеплен из глины, мертвым. И когда Господь вдохнул через ноздри ему жизнь - он ожил. Неправильное это толкование! Нет, он был создан, как и все животные существа, имеющие дух, душу и тело в полноте. А дух жизни, который вдохнул Господь, - это есть благодать Святого Духа!

О том же самом говорит Макарий Египетский, когда речь идет о сотворении человека. Господь за Образом Своим создал душу. Не тело физическое (потому что, Господь не сотворенный), но душу. Когда читаем в Священном Писание: "И сотворил Бог человека, по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их", подумаем, разве Бог имеет пол? Отбросим эти басни, мы не должны ими помрачать свой ум.

Когда мы говорим о первых людях, которых символизирует Адам, мы уже с вами различаем Адама вечернего и Адама утреннего. Вечерний - это Homo sapiens, человек мыслящий, который поднялся на высоту духовную, поднялся на высоту мистического опыта, на высоту Богосозерцания и Богопознания и стал Ноmо spiritualis, человеком духовным, Адамом утренним. Богопознание - это и есть дерево жизни, "Жизнь вечная, это чтобы познать Тебя единого истинного Бога..." А плоды с дерева этого - милосердие и Богопознание.

Теперь рассмотрим вопрос о суде окончательном. Отмечу снова, давайте, отбросим басню о том, что души человеческие будут воплощаться в мертвые, погребенные тела. И будут воскресать буквально, то есть с буквальных гробов будут подниматься покойники, отряхивая пыль с полуистлевших костюмов. Давайте не будем интерпретировать фильмы ужасов у нас, на библейских курсах. "Плоть и кровь Царства Божьего не унаследуют"! Смерти нет, а есть только переход. Тот "кокон бабочки" отпал, и закопан, там ему и место. После смерти физического тела, человек сразу воскресает. Воскресение наступает сразу после смерти! И когда мы говорим об окончательном и частном суде, это нужно понимать реально. Когда человек умирает физически, для него наступает частный суд, "суд же состоит в том, что Свет пришел в мир". Душа человека поднимается к Свету, - ангелы Господние, духи служебные, поднимают ее к этому Свету. И человек, за законом подобия или соединяется с этим Светом Христовым, или прячется от Него потому, что Он не является ему родным; а родственна ему темнота духовная, темнота злобы и ненависти. А что же скажем об окончательном суде? Человечество переходит в мир невидимый постепенно. Все новые и новые поколения, умирая физически, пополняют мир духовный. По научному это называется "ноосферою". А когда же окончательный суд? И что, до окончательного суда души будут лежать в гробах, только уже духовных? Там, в тех "затворах", о которых читаем в Священном Писании, понимая, что не могут шевельнуться или спят, как будто замороженные до тех пор, пока не настанет всеобщее размораживание? Не будем рассказывать басни. Не о том идет речь! Речь идет об окончательном суде над светским пониманием, светским образом жизни, над вселенским духом злобы (змием); зверем, - т.е. человеческой системой насилия, которая приняла силу и власть от сатаны; и лжепророками - теми, которые от правды отошли и услаждали уши человеческие. Придет этот момент обязательно, и возьмут власть святые Всевышнего, и будет царствовать Дух Святой в сердцах, и поклоняться будут Богу в духе и Истине, а Истина в одном слове - Возлюби! А дух - есть Дух Любви. Будет это обязательно: "как на Небе, так и на земле". Об это мы и молимся основной нашей христианской молитвой "Отче наш". Тогда на земле, в человеческом обществе не будет места насилию, все будет просветлено светом Христовой любви, светом Истины. И все будет судиться этим Светом, а те, кто не присоединятся к сообществу любви, к Церкви написанных на Небесах, - те будут гореть огнем страданий, продолжать гореть в том аду, который сегодня уже пылает в мире. Только сегодня этот ад называется морем, в котором бушует огонь геенский. Но настанет время, когда это море станет озером, а озеро не бесконечно и не безгранично, - это уже замкнутый круг. И озеро выгорает, и выгорит окончательно, пока не останется один дым - напоминание о прошлом. Эта память будет вечная, чтобы человечество не повторяло больше ошибок прошлого. Но это все будет значительно сложнее. Из Священного Писания мы знаем, что настанет время когда, сатана еще будет развязан на короткий срок, после тысячелетнего царства праведников с Христом. Еще раз фарисейская закваска попробует взять реванш в Церкви Божьей, в сердцах человеческих, но это будет на короткое время. И тогда будет окончательное уничтожение злобы. Вот это и будет суд всеобщий. И настанет время, когда все человечество обязательно возвратится в состояние Адама утреннего, для которого не существовало мира невидимого, но Бог был видимый. Для него не будет опыта тайного, мистического, закрытого, (ибо опыт мистический только тогда, когда его не видишь), но будет все открыто, и будет прямое общение с Богом. Тогда человек будет жить в Божественной реальности, в Царстве Небесном, в Новом Иерусалиме, который спустится с Неба духовного, (не из космоса, не с другой галактики, не с созвездия Орион). И для нас этот опыт, который является сегодня мистическим, будет открыт. Мы будем видеть духов, и сами будем духами. Мы будем выполнять свою миссию обожествления, без противостояния Богу, без противления Богу, без сатаны, ибо же сатана обозначает - "супротивник".

Почему спасительной является только вера, исполненная любви? Почему сокровищем является жизнь Христа ради? Потому что тот, кто живет морально, за Законом Божьим, согласно Божественному началу, ради самого этого Божественного начала, Христа ради (ибо Христос есть воплощение любви), - тот духовный. Кто же ведет моральную жизнь для отвода глаз (нет надзирателя - то можно и своровать, не видят люди - не сделаю и милости тайно) - тот поступает лицемерно, как фарисей, он ведется плотью, а значит тот - телесный. "Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут". Страшно оказаться в руках Бога Живого, - говорит апостол. Мы с вами рассмотрели два случая благодеяния - Христа ради, и себя ради. Первое спасает, второе губит. Вот путь спасения. Слово - воплощение Слова - Благодать, и нет другого пути. Пока мы не будем иметь веру, исполненную любви, Христа ради, а не для отвода глаз, мы не войдем в спасение, мы ни одного сокровища не отложим себе на Небесах. Помните об этом! Ибо можно всю жизнь прожить, ведя морально лишь для отвода глаз: делать милосердие, посещать церковь, изучать слово Божье, воспитывать детей на моральных принципах: не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, и попасть в ад, после отхода с этого физического мира. И только по одной причине: потому что не найдется сокровище на Небе, ибо ничего не делали Христа ради, а все делали для отвода глаз. Все делали, любя себя и мир, а не Бога и ближнего. Истинным, нетленным сокровищем являются только плоды милосердия и Богопознания, только когда мы совершаем дела милосердия так, чтобы никто не знал, а знал один Господь. И не надо об этом рассказывать никому, как и говорил Господь, чтобы правая рука не знала, что делает левая, - вот только тогда мы скопим сокровище на Небе. И каждый из нас имеет этот опыт. Вспомните, как приятно сделать доброе дело и никому не сказать, и ощущать, что я имею сокровище на Небе, и чувствуешь в сердце умиление, что сделал что-то Христа ради, ради любви, ради самой Истины. Только тогда, когда мы так живем, когда мы живем во имя любви, во имя Господнее, мы имеем благословение Господнее: "Благословен грядущий во имя Господне!"... Идти - это жить. Благословен, кто живет во имя Господнее! Кто признает Божественное начало, т.е. любовь, и ведётся ею в своей жизни. Таков-то и является членом церкви Божьей, независимо от своего вероисповедания номинального.

После смерти физического тела, человек становится ангелом не сразу, (речь идет о праведнике). Он сначала является духом в тонком, эфирном теле души. Но, попав в Небо, в сообщество ангельское, он быстро воспринимает всю мудрость ангельскую, и таким образом сам становится ангелом - вестником этой мудрости. Понимание и мудрость образуют ангела. А к этому моменту дух находится в состоянии постижения мудрости. Длительность этого момента зависит от уровня, на котором произошел переход души, от уровня праведности. Поэтому, спешите, бежим с терпением к борьбе, которая впереди, забывая о том, что позади. Быстрее растите в праведности, пусть дерево жизни поднимает ветви к небу, пусть распускаются зеленые почки веры в наших сердцах - веры, которая исполнена любви, веры Христа ради. И пусть быстрее появляются плоды веры - мир, покой и радость духовная в нашей жизни, ибо они дают нам жизнь вечную. Аминь.

Сегодня мы заканчиваем труд над моим дневником. Я его снова закрываю и не знаю, когда я его открою для вас...

А сейчас мы возвращаемся к изучению Евангелия от Матфея. Начнем с того момента, где мы прервали исследование. Мы закончили четвертую главу. Продолжим, пятая глава, с первого стиха: "Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески несправедливо злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали пророков, бывших прежде вас".


Я умышленно не прочитал "и пророков...", ибо оно прибавлено переводчиком, якобы для лучшего понимания содержания.

"И увидя народ, Он взошел на гору…" На какую гору взошел Господь? Это Нагорная проповедь, и речь здесь о высотах духа. На эту гору поднялся Господь. Только с этой горы, с этой высоты, с высоты понимания, ведения можно учить. Мы тоже, имеем право учить только с этой высоты, ибо Он - Христос, а мы - христиане. Это нам Он говорил: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам". Он учил свыше, и мы должны учить с горы. Но что это, гора? - эта кафедра? Нет! Гора - это высота ведения, видения мудрости, видения света Христового, видения света истины, света благодати. Что можно говорить о вкусе меда, не вкусив его? - говорит Макарий Египетский. Да, я могу знать теоретически, что мед сладкий, и рассказывать какой он сладкий, но если я его не ел, то закончится тем, о чем говорит Господь о фарисеях: "Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте". Мы говорим о том, что видели, - говорит Господь. А для того, чтобы увидеть, нужно подняться духовно. А как подняться на гору благодати, гору видения? Как подняться на высоты Духа? Где лестница? Эта лестница - смирения, ибо только смирение поднимает на высоту благодати, как сказано: "Господь противится гордым, а смиренным дает благодать". Кажется необычным, что для того, чтобы подняться, нужно опуститься. "Кто душу свою хочет спасти, тот погубит ее". Для того, чтобы подняться, нужно опуститься в долину покаяния, опуститься в долину суда (долину Иосафатову) над собой, частного суда духовного, который проходит над праведником уже в этой жизни, потому что Иосафат значит - "суд Божий". И все должны прийти в долину Иосафатову. Не буквальную, как толкуют буквалисты, что вот в конце света все народы придут в долину Иосафатову, и бронируют там уже места, чтобы видеть, как будут туда сходиться. Эта долина в наших сердцах, - это долина покаяния, долина смирения, долина суда Господнего. Тогда свет Господний просветит нас и выявит все наше несовершенство, тщедушие, всю нашу нечистоту. Но это случается только тогда, когда мы позволяем Богу просветить нас, когда мы приходим к этому свету, когда мы молимся: "Покаяния двери открой мне жизнеподателю, Христе...". Потому что покаяние не от нас, и его не будет, пока мы Богу не позволим дать нам это покаяние, открыть нам эти двери.

"Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его..." Уясним себе, что в Библии каждое слово имеет смысл. Учитесь читать Священное Писание не через слово, а каждое слово, разжевывая. Потому что мы должны быть чистыми Господними созданиями, и не просто иметь "раздвоенные копыта", т.е. иметь веру, различать духовное от материального. Мы должны иметь такую веру, когда "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих". И это Слово необходимо уметь разжевать и выплюнуть скорлупу буквы, потребив зерно духа. Потому что слово - это есть орешек, и неразумный тот человек, который ест его со скорлупой. Во-первых, рано или поздно может сломать зубы; во-вторых, - испортит себе желудок. Так же и в духовном плане, когда сломаешь зубы, не сможешь разжевать, потеряешь видение и потеряешь вкус к истинному Слову. Вот тогда человек и портит себе жизнь (живот на библейском языке есть жизнь).

"…и, когда сел (т.е., утвердился на этой высоте), приступили к Нему ученики Его. И Он отверзши уста Свои ("Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа", - так говорит Господь. Он Первосвященник. Христос - это великий Иерей. Он открывает уста и дает нам знание, ибо мы ученики Его. Вот здесь, на библейских курсах, открываются уста Господние), учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное".

О ком речь идет, и что это за "нищие духом"? Возможно это юродивые? Говорят, вот он нищий человек, у него слюна катится, вот он - блаженный. Так по букве трактуют. Не о том идет речь! Эти нищие со знаком минус или со знаком плюс? Ибо если бы со знаком минус, - то таких "блаженных" полно в областной психиатрической больнице. Нет, не об этих нищих говорит Господь. И не к такой нищете призывает Он нас! Речь здесь идет о нищих со знаком плюс! На древнееврейском языке это звучит, как "анве", "анавим" - бедные, бедняки. Впервые мы встречаем это слово в книге пророка Исаии. Бедняки Господние - это те, которым постоянно мало духовных благ, которые не останавливаются на путях своих. Это те, которые чем больше получают, тем более жаждут, и они все время бедные в отличие от "богатых". О таких богатых говорится в Откровении святого Иоанна Богослова, в третьей главе:

"И Ангелу Лаодикийской Церкви напиши… ибо ты говоришь: "я богат, разбогател, и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг". В данном случае нищ - со знаком минус в устах Господних. Потому что, это признак фарисейства говорить: я богатый. Это - фарисейство, рассказывать: я имею знание, я знаю Слово, я есть праведный, я умею жить. "Я" - это последняя буква в алфавите. Когда кто-то начинает говорить: я богатый и мне уже ничего не нужно (в духовном плане) - это признак фарисейства. Это нищета в глазах Господних. А вот, когда человек говорит: я нищий, и чем больше знает - тем более понимает, что мало знает, что ничего не знает, - это есть признак богатства духовного перед Господом. Эта "нищета" является на самом деле богатством. Блаженны нищие, блаженны те, которые умаляют себя, которые видят себя малыми, как Павел, на самом деле, будучи большими светильниками. Их поставил Господь на подсвечник, чтобы светили всем в доме. Блаженные те, которые снизошли к покаянию, к смирению, на самом деле поднявшись на гору Благодати. Ибо не может укрыться город, который стоит на вершине горы. Блаженны эти убогие, которые на самом деле являются богатыми, потому что нищета эта является признаком богатства.

"Блаженны плачущие (те которые в постоянной печали от своего несовершенства. "Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего... И не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то я делаю"), ибо они утешатся. Блаженны кроткие (кроткие, тихие, не "крутые" как сегодня модно высказываться), ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся".

Я сегодня принес с собой первый том "Добротолюбия". Это - пятитомник, и он является на самом деле концентрированным собранием практической мудрости восточной Церкви, и не только восточной. Но, в основном, все-таки восточной традиции, той, которую мы называем православной. Это опыт Церкви в течение всего ее периода, начиная от Антония Великого. Это, собственно, то, что можно было бы назвать Преданием православной Церкви. Часто ищут те Предания. Вот одно из них - "Добротолюбие". Священное Писание и Священное Предание - это два источника, которые питают Церковь. Священное Писание - это Солнце. Священные Предания - это Луна. Мы ищем эти Предания, потому что они рассеяны, как и свет Луны. В Добротолюбии сконцентрирована значительная часть света этой Луны. Я не говорю - все, но очень значительная часть. "Добротолюбие" содержит произведения отцов Церкви. И сейчас я хочу вам прочесть буквально два раздела с настановлений отца Церкви Макария Египетского, или Макария Великого, как он больше нам известен. Здесь раскрывается сущность убожества духовного. (Перевод Феофана Затворника):

"Жаждая, всё больше Господа, такие (праведники) чувствуют себя скудными, недостаточными во всём. От этого смирение есть укоренённое в них чувство, оно же условие всякого дальнейшего преуспевания. Как можно быть человеку нищим по духу, особенно, когда сам в себе чувствует, что он переменился, преуспел, дошёл до ведения и разумения какого прежде не имел? Пока человек не приобрел всего и не преуспел - он не нищий ещё духом, но высоко о себе думает. Когда же приходит сие разумение, преуспеяние, - тогда сама благодать учит его быть нищим по духу. И хотя он праведник, и Божий избранник, однако, стремится не почитать себя за что-либо, но признавать свою душу малоценною и уничижённою, будто ничего он не знает и не имеет, хотя и знает и имеет. И такая мысль делается как бы прирождённою и укоренённою в уме человеческом. Не видишь ли что праотец наш Авраам, будучи Божьим избранником, называл себя землёю и пеплом? И Давид, помазанный в царя, видел пред собою Бога, а что говорил? - "Азмъ есть червь, а не человек…". Посему желающие быть наследниками их не должны представлять, будто они что-то, а иметь сокрушенное сердце. (Вот они, блаженные нищие духом). Принявший благодать почитает себя уничиженным паче всех грешников, и такой помысел насаждён в нём как естественный. И чем глубже он входит в познание Бога, тем больше почитает себя невеждой. Чем более учится, тем паче признаёт себя ничего не знающим. Сия же благодать происходит в душе, как нечто естественное (Когда человек становится смиренным, - это есть первый признак благодати. Потому что Господь противится гордым, а смиренным дает благодать. Потому что, когда кто хочет быть первым, - пусть будет последним. Нет другого пути! Христос, наш Господь, будучи Богом, пришел сюда в подобии грешного тела, умалился к этому "червю", о котором говорит Давид, к праху земному. Он пришел, и принес Себя в жертву. Когда ученики говорили: пошли огонь на них, пусть поест он их, пусть миллионы ангелов сойдут сейчас и уничтожат тех, которые кричат: "Распни!". Господь сказал: Не ведаете вы, какого вы духа! Не ведаете, ибо только любовь, смирение, нищета духовная поднимает на высоту Благодати. И тогда человек смотрит на сильных мира сего, и плачет: "Господи прости им, ибо не ведают что делают! Ибо не вкушают того меда, что я вкушаю, ибо не знают того наслаждения, которое я знаю, и я уже ТАМ. А они еще с надутыми щеками гребут под себя добро свое, и, задумав месть врагам своим, теряют покой, теряют жизнь. А ведь каждая секунда жизни бесценна). Искусные пред Богом, признают себя весьма малыми (между прочим, имя Павел обозначает "Малой". Здесь Макарий Великий раскрывает духовную символику этого имени) и крайне неблагоискусными. И для них стало естественным и приемлемым делом почитать себя малыми, и даже ничем. (Апостол Павел говорит: я есть ничто). Ужели таковые не знают, что им дано чего не имели, и что приобрели нечто необычное для естества своего? Сказываю тебе, что не признают они себя благоискусными и преуспевшими, не знают что приобрели, чего не имели. Нисходящая на таковых благодать сама учит их, чтобы, преуспевая, не почитали своей души драгоценною, и естественно признавали себя ничего не стоящими. И будучи драгоценными перед Богом, не таковы они сами для себя. При своём преуспевании, ведении Бога, признают себя как бы ничего не знающими; и богатые пред Богом - сами для себя кажутся бедными. Если же увидишь, что кто-нибудь превозносится и надмевается тем, что он причастник благодати, то хотя бы и знамения творил он, и мёртвых воскрешал, но если не признает души своей бесчестною и уничиженною, и себя нищим по духу и мерзким, наполняется он злобою, и сам не знает того. Если и знамения творит он - не должно ему верить, потому что признак христианства: и тому, кто благоискусен пред Богом стараться таить сие от людей. И если имеет у себя все сокровища царя - скрывать их и говорить: "Не моё это сокровище! Другой положил у меня, а я нищий. Когда положивший захочет - возьмёт его у меня". Если же кто говорит: богат я, довольно с меня и того, что приорёл, больше не нужно (вот оно: Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды... Лаодикия), то таковой не христианин, а сосуд прелести и дьявола. Ибо наслаждение Богом ненасытимо, и в какой мере вкушает и причащается кто его, - в такой делается более алчущим (Блаженны алчущие и жаждущие правды...). Такие люди имеют горячность и неудержимую любовь к Богу. Чем более стараются они преуспевать и приобретать, - тем паче признают себя нищими, как во всём скудных и ничего, не приобретших. Они говорят: Недостоин я, чтобы это Солнце озаряло меня! Это признак христианства, это смирение (когда я говорю: прости меня, недостойного... И удивляются: зачем же ты говоришь недостойный?! Как недостойный?! Ты же - человек!.. - Недостойный, ибо не по моим достоинствам, дал мне Господь. Но это не значит: Господи, не давай мне, ибо я не достойный... Нет! Господи, дай мне, хотя я и не достойный; и прости меня, недостойного, но дай мне эту благодать, ибо это для меня дыхание, это для меня жизнь!) Если кто не соблюдет смиренномудрия, то предается он сатане и обнажается от данной ему Божественной благодати. (Отнимается благодать у гордого, как отнята она была у сатаны. Он был Люцифер - и упал. Потому и будьте бдительны, ибо нет безопасного места. Как говорит Иван Лествичник: Уж насколько Небеса являются безопасным местом, а сатана умудрился и оттуда упасть.. Не возноситесь, и помните всегда, что в Небо (духовно) можно подняться только по лестнице смирения. Вот эти ступени, по которых надо подниматься: в вере - добродетель, в добродетели - рассуждение, в рассуждении - воздержание, в воздержании - терпение, в терпении - благочестие, в благочестии - братолюбие, в братолюбии - любовь. И все они покоятся на основании смирения. Если забрать смирение - упадет каждая из этих ступенек. "Я Альфа и Омега, Начало и Конец", - говорит Господь, - а Я есть смирение. Господь говорит: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим". И найдете покой, мир, благодать… "Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе"). Если кто не соблюдет смиренномудрия, то предается он сатане и обнажается от данной ему Божественной благодати (вот, когда Адам и Ева стали "нагие"! Вот о какой "одежде", - одежде благодати, одежде праведности говорит нам Священное Писание! Вот о какой броне (смирение) идет речь, это она дает нам защиту благодати силы Духа Святого! Ибо благодать дается по смирению). И тогда обнаруживается его самомнение, потому что он наг и беден. Посему обогащающийся Божьей благодатью должен пребывать в смиренномудрии и сердечном сокрушении, почитать себя нищим и ничего не имеющим. Думать: что имею у себя - всё то чужое, другой мне дал, и когда захочет - возьмет у меня. Кто так смиряет себя перед Богом и людьми, тот может сохранить данную ему благодать. Как сказано: "смиряющийся вознесётся ". (Все, нет другого метода! Поднялся - все время бойся, чтобы от тебя не отнялась благодать! Не потому, что Господь одной рукой дает, а другой забирает, а потому что Господь дает только смиренным! Таким как Он! Поэтому мы и называемся христианами). Будучи Божьим избранником, да осуждает он самого себя. И будучи верным, - почитает себя недостойным. Такие души благоугождают Богу и животворятся Христу".

И последняя глава. "Несмотря на то, однако ж, им даётся предостережение больше всего опасаться самомнения, превозношения, осуждения, ибо из-за них отступает благодать, а без благодати - тот час падение (следовательно, невзирая на то, что человек имеет благодать, Господь предупреждает, чтобы больше всего боялись заносчивости, гордости. Гордость - первопричина падения, первопричина греха!). Если царь положит своё сокровище у какого-нибудь нищего, то принявший его на сохранение не считает сокровище своею собственностью, но везде признаётся в своей нищете, не смея расточать чужого сокровища. Потому что всегда рассуждает сам с собою: это сокровище не только у меня чужое, но ещё положено у меня сильным царём, и он, когда захочет возьмет его. И имеющие благодать Божью, должны то же о себе думать, быть смиренномудрыми, исповедывать нищету свою. Если нищий, приняв от царя вверенное ему сокровище, и понадеявшись на это сокровище, начинает превозносится им, как собственным своим богатством, и сердце его исполняется течения, - то царь берёт своё сокровище, и имевший оное на сохранении, остаётся таким же нищим, каким был прежде. Так если и имеющие благодать превознесутся и станут надмеваться сердцами, то Господь отъемлет у них благодать, и остаются они такими, какими были до принятия благодати от Господа. Поелику приняв благодать от Господа и находя для себя благодатное утешение в упокоении, желании, и духовной сладости, и положившись на сие превозносятся они, предаются беспечности не сокрушаясь сердцем, не смиряясь мыслью, не достигнув совершенной меры бесстрастия, не получив того, чтоб со всей рачительностью и верой совершенно исполниться благодатью. Удовлетворились они тем, и успокоились, и остановились при малом благодатном утешении. То подобные сим души, преуспев более в превозношении, нежели в смирении, если и сподобились такого дарования, - лишаются оного за беспечное небрежение и за суетную кичливость их самомнения. Сказываю тебе, что видел я людей имевших все дарования и соделавшихся причастниками духа, и, не достигнув совершенной любви, они падали. (Только совершенная любовь не дает упасть! Серафимы не падают! Херувимы падают. Вот почему сатана, который был ангелом светлым, херувимом, упал. Серафимы - это выше, это пламенная любовь, это совершенная любовь. Оттуда не падают. Ибо все нечистое сгорело; и, вот, создано все новое. Херувим - это ангел ведения, а знания надмевают...). Некто, человек благородный, отрекшись от мира, продал имение своё, дал свободу рабам, и как благоразумный прославился уже честною жизнью. И между тем предавшись самомнению и надменности, упал, наконец, в распутство и в тысячи зол. Другой во время гонения предал тело своё и был исповедником (в православии исповедники - это те, которые исповедовали веру, невзирая на пытки, и остались живыми. Если они погибали, то получали духовный титул мученичества), впоследствии по наступлении мира был освобождён. И был в уважении. У него были повреждены вежды оттого, что его томили в сильном дыму. И он, прославляемый, будучи позван на молитву взял хлеб, дал оный отроку своему, и ум его пришёл в такое состояние, как будто бы никогда не слышал он Божье слово. (Что значит "дать хлеб"? Отцы также говорили духовным языком. Разве за то, что дал корку хлеба, он упал? Не об этом идет речь. Он начал учить как тот, кто богатый, разбогател , и не нуждается ни в чем. И упал. И как будто ничего не имел, и не знал слова Божьего). А другой некто, подвижник, живя со мною в одном доме и молясь вместе со мною, так богат был благодатью, что, молясь подле меня, приходил в умиление, потому что кипела в нём благодать. Ему дано было дарование исцелений. Он не только изгонял бесов, но и связанных по рукам и ногам, имевших жестокие болезни, исцелял возложением рук. Потом, услаждаясь сам собою, возгордился он и упал в самую глубину греха. Смотри же, и имеющий дар исцеления пал, видишь ли, как падают не пришедшие в меру любви? А кто достиг любви, связан и упоён ею, - тот погружён и отведён пленником в иной мир, как бы не чувствуя собственной своей природы. (Вот высота, о которой говорит Господь апостолу Петру в Евангелии от Иоанна 21.18: "…когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда и не хочешь". Вот о чем идет речь! Святой Дух - Тот другой Утешитель. Помните? "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины". Этот Дух - Дух Любви поведет тебя туда, куда плоть и не хочет, куда не хочет естество твое. Все, ты сделался "пленником", отдался в плен любви. Любовь пленяет, русским языком звучит лучше - "любовь пленительна"). Душа верная и истиннолюбивая, взирая на уготованные праведным вечные блага и на неизречённые благодеяния имеющей снизойти Божьей благодати, и себя, и своё рачение, и свой труд, и пот признаёт недостойными неизреченных обетований Духа. Таков нищий духом, которого ублажает Господь".

Здесь еще очень много есть моментов, и очень много толкований духовных. Макарий Египетский толкует по духу и Надава, который "вознерадел и упал", и предупреждает, что враги наши никогда не дремлют, поэтому всегда будьте бдительны. Я надеюсь, что мы будем возвращаться к этой интересной, чрезвычайно сильной и мудрой книге, к этому источнику мудрости Церкви.

Продолжим: "Блаженные нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". Мы уже знаем и понимаем кто такие "нищие духом".

"Блаженные плачущие, ибо они утешатся". Они то и печалятся из-за своего несовершенства, из-за того, что не могут открыть широко сердце для принятия Благодати.

"Блаженные кроткие, ибо они наследуют землю ". Какую землю наследуют они? Землю сердец, в первую очередь. Эта земля должна стать землей обетованной, эту землю обещал Господь народу Своему, Аврааму (Авраам означает "отец народов многих"). Каких народов? Народов веры. Мы с вами - духовный Израиль, мы - дети Авраама по благодати Христа. Мы есть дети веры и семя Авраамово, и для нас эта "земля". Не о буквальном Израиле идет речь, а о Израиле духовном, Новом Иерусалиме, Новом Сионе; об этих высотах церковных, высотах Духа! В нас эта земля, и она должна течь молоком и медом. Молоко - это теория, Слово, ибо сказано: "Возлюбите чистое словесное молоко" (1 Пет. 2.2). Мед - это практика, Благодать, которая дается по вере, что от Слова. Мы должны быть источником той воды живой, который течет в жизнь вечную. Внутри нас должны открыться потоки, реки этой воды, чтобы напаивать всех тех, кто с нами общается. Нам обещана эта земля! Но пока что на этой земле великаны, она населена "ханаанскими" племенами, и там их много, и мы уже с вами говорили о них. Еще раз по духу перечислю их: Амореи - "жители высот", языческих высот. Внутри нас эти высоты, эти амореи. Хананеи - "купец, раб", торговля. Продаем дух за плоть, и попадаем в рабство греха. Ферезеи - "сельские жители", эти "народные" наши желания. Мы быстрее будем заниматься политикой, нежели заниматься духовными делами. Хеттеи - "жители поселений, или домашние жители", - это есть язычество, наш консерватизм. Мы законсервировались в своем доме, спрятались там, и не войдет Христос ни в двери, ни в окна, пока мы не разломаем крышу этого дома, и не исцелимся от паралича духовного. Иевусеи - "гумно, или потоптанный, угнетенный". У нас сердце угнетенное, "потоптанное". На нем молотится зерно, отсеивается от плевел через страдания, через гонения. Арамеи, сидоняне и так далее... Внутри нас эта земля. И эту землю мы должны завоевать в себе! Господние войны это не крестовые походы! Народ духовного Израиля воюет духовно. А то, что буквальный Израиль воевал буквально, так он и теперь воюет буквально, но это не значит, что это народ Божий воюет в соответствии с Волей Божьей. Здесь, внутри нас наша борьба! Мы должны завоевать эту землю (свои сердца), на которой поселились великаны - идолы, злая алчность и жадность, злая похоть и корыстолюбие, что и есть суть идолослужения. Этих идолов мы должны сбросить как Гедеон, который стал Ероваалом - тем, кто рубит Ваала. И пусть попробует Ваал что-то скажет нам. Мы победили его не силой и не крепостью своею, но Духом Господним. Внутри нас эта борьба, и эту землю унаследовать и стать в этой земле хозяевами мы можем только кротостью: "Блаженные кроткие, ибо они наследуют землю. "Не воинством и не силою, а только Духом Моим", - говорит Господь.

"Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся". Кто стучит - тому отворяют, только нельзя останавливаться, думая: "Ах, я уже познал учение, и мне ничего не нужно", - Нет! Тебе должно быть мало, ты должен, обдирая скорлупу буквы, проникать во внутрь и потреблять внутреннее, заповеданное Богом слово духовное. Тогда только и познаешь правду, и правда тебя свободным сделает от твоего ортодоксального консерватизма.

"Блаженны милостивые, ибо они помилованные будут. Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Мы все хотим подняться на высоту Богосозерцания, нам всем нужен мистический опыт, мы все желаем войти в тот мистический мрак, в который вошел Моисей. А туда нельзя войти, не очистив сердца своего!

Пусть Господь даст нам силы сделать это, твердо установив лестницу смирения на камень веры, которая от Слова Божьего. И подниматься ступенями совершенства, держась за поручни поста и молитвы, очищая сердце свое, к высоте совершенной любви. К высоте того, уже наиболее безопасного места! Потому что и сатана, и зверье, и лжепророк будут сожжены в озере, которое горит огнем и серой. И выгорит окончательно это озеро. Только дым памяти будет предупреждать нас: помни, куда ты поднялся, и помни, откуда упал сатана.

Пусть Господь даст нам мудрости, чтобы понимать Слово Его. Пусть даст нам силы воплощать это Слово в нашей жизни. И пусть даст Он нам мир и радость в Духе Святом, чтобы мы могли достойно прославлять Его, как единого Бога Отца, и Сына, и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.



† † †



ВЫШЛИ В СВЕТ ТАКИЕ КНИГИ ПРОТОИЕРЕЯ ОЛЕГА ВЕДМЕДЕНКО:

* Пособие по духовному деланию “ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ...”
(Внутренняя Сила или духовные основы успешности и здоровья; почему мы болеем или как стать здоровым; памятка для тех, кто ищет спасения; практические советы в продолжение дня; правила борьбы невидимой; если на вас наслано порчу; прерывание родового проклятия; самоотчитка... Эти и другие материалы вы найдете в небольшой по размеру, но содержательной и исполненной реальным опытом книжке, 104 стр.).

* Две книги из серии “Ответы священнослужителя”: “ЕЩЕ НОЧЬ...” и “ВКУС БЛАГОДАТИ” (Ответы на вопросы, коими укоряют православных представители различных протестантских конфессий: почему поклоняемся Богу перед иконами; почему празднуем не иудейскую субботу, а новозаветное воскресенье; почему крестим грудных детей; почему часто крещение осуществляется не через полное погружение, а путем обливания; как правильно обращаться к Богу /неужто только Иегова?/; нужно ли молиться за умерших; почему почитаем мощи, молимся святым; почему чтим Богородицу, и были ли у нее еще дети, кроме Иисуса... Также о числе зверя /666/; когда и как придет Антихрист; как правильно поздороваться в церкви; можно ли есть мясо с кровью; головной убор в храме /мужчины и женщины/; свойства святой воды; происхождение человека и т. п.).

Книги на украинском языке.



* НАПИШИТЕ НАМ
, и мы проинформируем Вас как получить по почте книги, конспекты лекций, а также аудио- и видеозаписи лекций и проповедей протоиерея Олега. В письмо вложите пустой конверт с обратным адресом.

* НАШ АДРЕС:
Протоиерею Олегу Ведмеденко, Библейская школа духовного совершенствования, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021. (Подробная информация помещена также на сайте www.vedmedenko.org «КНИГИ И АУДИОЗАПИСИ»).