Лекция № 11
Евангелие от Матвея. Мф. 4.3-7. Дьявол искушает Иисуса.

Лекция:
В прошлый раз мы исследовали два стиха из четвертой главы Евангелия от Матфея.

"Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал". Сегодня продолжаем с третьего стиха. Мы уже прочли эти стихи, и я их читать не буду. Просто поработаем…

"И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами". Вот, пожалуйста, приступает искуситель… Духом возведен был Иисус в пустыню. Путь Христа - путь Церкви. Это путь для нас с вами, путь после крещения в покаяние. Но, как видим, после погружения в дело Господнее мы обязательно встречаемся с противником. Обязательно встречаем сопротивление диавола. И первое искушение, которое мы видим, - искушение материальное. Что такое камни на библейском языке? Каждый символ в Библии есть положительный и отрицательный. Здесь речь о камнях со знаком "минус". "Пусть камни сделаются тебе хлебом!" Не Слово Божье, не вера, которая от Слова, и не Благодать Господня, которая по вере (вот истинный хлеб наш!), не хлеб исполнения воли Божьей, но камни тщеславия, обольщения и заблуждения, обольщение богатством мира сего. То есть, земное богатство. Вот как мы можем определить камни, о которых говорит Священное Писание, - как земное богатство. Пусть земное богатство станет тебе хлебом! Живи этим, питайся этим, пусть все твои мысли будут заняты только достатком, только поисками власти, только поисками авторитета земного и т.д. Эти камни пусть станут тебе хлебом. Таково есть у нас это искушение. Сразу наступает борьба с плотью, безусловно. Когда диавол сброшен с неба на землю, в плоть, - на плотском уровне начинается борьба… Помните, как определил Иоанн Лествичник, первые три головы, первые три искушения, с которыми необходимо бороться? - это сластолюбие, сребролюбие, славолюбие. На первом месте сластолюбие, - пусть земное станет тебе хлебом, будет пищей. Здесь начинается наша борьба… Пусть материальное - сребролюбие - станет тебе пищей; пусть слава - тоже земное богатство - станет тебе пищей…

"Он же сказал ему в ответ: написано: "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих". Не только материальным будет жить человек, но духовным. Ибо человек отличается от животного. Потому что человек - венец творения, переход от животного к ангелу. От создания земного к созданию духовному. Мы на этом пересечении, и Господь не предусмотрел нам вечно ползать, как гусенице, по земле, и питаться камнями (земным богатством), но стать духовными бабочками и пить нектар Благодати, - вот что назначено Господом нам! И задача нашей жизни сейчас: из гусеницы превратиться в кокон и позволить Богу начать естественный процесс превращения нас земных в небесных, в духовных. "…Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих". Давайте прочтем отрывок, где это написано, чтобы каждое слово подтвердилось двумя-тремя свидетелями, как учит нас Господь. Откроем Книгу Второзаконие (8:1). Я прочту с первого стиха, потому что это очень интересный отрывок:

"Все заповеди, которые я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножались, и пошли и завладели землею, которую с клятвою обещал Господь отцам вашим". Эти слова разве только к Моисею? Разве только к ветхозаветному Израилю? Безусловно, нет! Эти слова касаются и нас. Слово Божье едино, живо и действенно. И если снять покров буквы с Ветхого Завета, мы увидим неизменную суть Святого Писания: Господь и тогда, и сегодня, и завтра тот же. Если и были написаны эти слова для Ветхозаветной церкви, а она есть ребенком (рабское служение), то это не значит, что мы перепрыгнем детский возраст. Дай Бог нам в него войти и из беззаконных стать подзаконными, чтобы все-таки подняться к уровню подблагодатному. "…Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба…" (Гал., 4:1), - говорит апостол Павел. Мы тоже наследники Божии по благодати Христовой, но пока мы еще дети, - мы ничем не отличаемся от рабов. Пока мы еще вынуждены не воровать, не убивать, не прелюбодействовать, не лжесвидетельствовать на своего ближнего, не завидовать из-за страха, то есть прилагая собственные усилия, - мы еще дети, мы еще растем. Вот когда мы сможем сказать как апостол Павел: "И уже не я живу, но живет во мне Христос…" (Гал., 2:20), и когда уже не хочется ни воровать, ни прелюбодействовать, ни лжесвидетельствовать на своего ближнего, ни даже кинуть завистливый взгляд на что-то чужое - вот тогда, слава Богу, я уже живу Христа ради! Это уже действительно новозаветные христианские плоды! Но к этому надо дорасти. Мы должны пройти этот этап.

"Все заповеди, которые я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли, и завладели землею, которую с клятвою обещал Господь отцам вашим". Какую землю Господь "с клятвою обещал отцам"? … Речь идет об Израиле, а Израиль в духовном смысле мы с вами. Израиль - народ Божий, народ веры. И если мы с вами народ Божий, народ веры, то мы духовный Израиль. Не зря мы ждем Новый Иерусалим: "Светись, светись, Новый Иерусалим…", - это поет новозаветная Церковь. Безусловно, речь идет о духовном Иерусалиме, о Царстве Божьем в церкви. Так какую землю пообещал Господь нашим отцам (еще от Авраама, Исаака и Иакова, то есть тем, от кого мы духовно происходим)? Где она земля? Где ее искать? Где та обетованная земля? Что такое земля на библейском языке? Снимем покров буквы, потому что только так мы сможем понять слово Божье! Иначе ничего не поймем: будем слушать и не понимать, смотреть и не видеть. "Он дал нам способность быть служителями нового завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит" (2Кор., 3:6). Так вот, что означает "земля"? Это сердце человеческое! Однозначно: в Библии земля - человеческие сердца. Вышел в поле сеять Сеятель (притча о Сеятеле). Сеять куда? В землю зерно попадает. Где эта земля? Сердце человеческое! Земля обетованная… Какую землю пообещал нам Господь? Какое сердце, какое существо (естество), какую сущность пообещал нам Господь? Новую землю! Какова же она будет новая?..

Но пока что такая земля, как сказал Господь Адаму: "...со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе..." (Быт., 3:17-18). Среди вас есть много учителей, и они хорошо знают, как в поте чела обрабатывают землю (воспитывают учеников), а на ней произрастают тернии и волчцы. Это старая земля, она есть и в нас. Но Господь пообещал, что придет время, и обязательно эта земля потечет молоком и медом! Он пообещал нам эту землю дать. Как добыть эту землю? "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю" (Мф., 5:5). Кротость, смирение, терпение - только этот путь приводит к тому, что земля наших сердец прекращает родить терния и волчцы. Терния - обольщение богатством мира сего, волчцы - агрессия, насилие. Земля прекращает рождать плоды насилия и корыстолюбия. Камень, который нам дает сатана как хлеб, перестанет быть нашим хлебом! Мы не будем этим питаться, мы прекратим исполнять волю сатанинскую, а будем исполнять волю Божью! Там будет молоко и мед… Молоко - пища, продукт, которым питаются дети. Это детская пища, начало, но она приводит к меду. Мед - это уже вершина, наслаждение. Следовательно, молоко - начало, "чистое словесное молоко", - как говорят апостолы, - мы должны его сначала воспринимать. "Не хлебом единым будет жить человек, но Словом…" Вот оно, молоко. И тогда Скала выдаст нам мед… Христос и есть Скала. Говорится: Скалы будут давать мед, а по букве ищут мумие… Тот мед и та Скала - все в нас! "Тайну, скрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, …которая есть Христос в вас, упование славы" (Кол., 1:26). Это молоко в нас, - надежда меда. Об одном и том же, но иными словами говорит Господь. Многократно и разными способами обращается Господь к своим сыновьям, к своему народу через рабов своих, пророков. Следовательно, земля - наши сердца.

"…И пошли и завладели землею, которую с клятвою обещал Господь отцам вашим. И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне…" Весь путь, который Он показал, Он вел по пустыне… Христос был веден Духом Святым в пустыню, чтобы диавол Его искушал. А мы идем за Ним, это наш путь по "пустыне испытаний". И помни весь путь… Весь путь, не какой-то его отрезок, а каждый шаг. Мы должны помнить, что означает этот путь, ожидающий нас. Именно об этом пути говорит нам Священное Писание и показывает нам тот путь, которым уже прошла Церковь. Ибо сказано: ничего нового нет. Посмотрите на путь давний, Церковь уже прошла им! Не делай ошибок, которые делал и делает постоянно народ Божий. Не делай их, для того дано тебе Слово!.. "И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет (40 - испытание веры; 4 - всесторонность; 10 - вера), чтобы смирить себя, чтобы испытать себя и узнать, что в сердце твоем, будет ли хранить заповеди Его, или нет…". Мы должны пережечь в себе все. Слово Божье - огонь поядающий, он поедает в нас все нечистое. Мы должны пройти, ибо земля - место испытаний. Если мы хотим стать бабочками, то должны пройти через испытания, через пустыню. Творение страдает до сих пор, ожидая искупления усыновления. Мы должны пройти этим путем, потому что лучше пройти путь испытаний, свернувшись в кокон смирения, чем вечно оставаться гусеницей. А иного пути чтобы соединиться с Богом нет. Это путь, и им прошел Христос. Бог стал человеком, и прошел этот путь, став, таким образом, лестницей между землей и Небом, соединив землю и Небо. "Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною". И голод давал, и манну… Какой голод? Сказано: придет время, когда не будет голода на хлеб, а на Слово Божье. И Господь допускает нам эти страдания. Снова же - допускает, чтобы мы имели голод, чтобы мы начали искать, как жить, как вырваться из этих проблем. Чтобы мы покорились, потому что "как тревога - так и к Богу". Таковы мы. Если бы мы были иными, если бы мы были послушными… Мы от Адама непослушны, с твердой шеей и жестоким сердцем. И когда все хорошо, мы забываем о Боге, а как беда то: "Господи, помоги". "Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною". Какой манною? Духовной, безусловно. Речь не идет о манной каше, которую сбрасывали ангелы с небес. Речь идет о духовных вещах, хотя не исключен и буквальный прототип. Но нас не интересует буква, ибо "буква убивает, а дух животворит". Нам нужен дух! Увидев дух, духовные вещи, мы должны стать взрослыми и научиться сквозь букву проникать внутрь. Мы должны понимать, что манна - духовная. Да и Господь прямо говорит нам об этом в Новом Завете - ели там духовный хлеб, духовную манну в пустыне. Апостол раскрывает нам, уже совсем заскорузлым в букве: вспомните, отцы ваши ели духовный хлеб и пили духовную воду из духовной Скалы, которая есть Христос… Все равно мы упрямо смотрим и не видим, слушаем и не понимаем. А речь идет, безусловно, о духовной манне. Где она эта манна? "Я есть хлеб, сошедший с Небес". Разве та манна отличалась от хлеба, который сегодня дает Господь? Он и тогда, и сегодня, и завтра - Тот же! И Он и тогда призывал "Возлюби!", только не смогли воспринять, и необходимо было этот призыв превратить в 10 Заповедей. Ты не понимаешь, что такое "Возлюби?" Хотя бы не убивай!… Ангельский хлеб - духовный хлеб…

"Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты, и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа…". Обратите внимание, откуда эта манна исходит, и что это за манна? Из уст Господних эта манна!.. Нет, все говорят, о какой-то манной каше… "Но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек", - эти слова сказал Христос диаволу. "Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет". То есть, Господь дает нам силы для испытания. Господь дает такой крест, который мы можем понести. Он никогда не дает такой крест, который бы нас придавил и убил. Господь дает испытание по силам, потому и молимся: "и не введи нас во искушение…" И не допусти нам от диавола искушения большего, нежели мы можем снести… Но дает Господь испытания, тренировки, чтобы мы могли расти, укрепляться, идти указанным путем…Только дает нам его по силам нашим, не вводит в чрезмерные испытания. "И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего". Господь учит, и испытания (а земля - место испытаний) есть наукой для нас. "Итак, храни заповеди Господа, Бога твоего, ходи путями Его". Его путями - "Я есть путь…" И Он указал этот путь, мы сейчас изучаем этот путь, "…и, боясь Его". Снова, неужели я хочу, чтобы дети меня боялись? Я хочу, чтобы они меня любили. Также Отец наш Небесный. Неужели Он хочет, чтобы мы Его боялись? Очень удобно изобразить Господа в виде такого себе дяденьки, сидящего на троне с большим кнутом, который бьет направо и налево нас, насекомых немощных… Да ни в коем случае, ибо Бог - Свет! Бог - любовь! Но пока мы маленькие, нам кажется, что Он сердится на нас. Мы отвернулись от света, зажмурили глаза, упали в яму, и говорим: Господи, почему Ты мне это допустил? Мы кладем руку на колодку, рубим себе палец и кричим: "Господи, почему Ты не остановил топор?" Мы уничтожаем землю в войнах, мы завидуем друг другу, мы сплетничаем друг о друге и говорим: "Господи, почему у меня так в жизни?" Господь "гневается"?! В чем гнев? Гнев любви заключается в том, что если отвернешься от любви, если нарушаешь закон - попадешь в грех и страдания. Бог есть свет. Бог не является гневом, Бог есть любовь.

"Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую…". Почему, Господи, Ты допустил нам эти страдания и испытания? Потому что страдания спасут мир, потому что ты непослушный. Я дал тебе Закон, Я знал, что так случится, и показал тебе ограничения, и показал тебе, что если ты будешь сворачивать с Моего пути, уклоняться с Моего пути и будешь идти в противоположном направлении, - то ты обязательно будешь страдать. Я показал тебе хороший путь, а если ты не желаешь идти по нему, то ты войдешь в такое узкое место, что будешь вынужден позвать Меня, говорит Господь. Ведет в землю добрую… Эта земля - в наших сердцах "В землях, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор…". Водные потоки. Что такое вода? Говорит Господь: придите ко Мне жаждущие и воду берите даром. Это та же вода Слова, веры, Благодати. Та же вода, утоляющая жажду в пустыне бездуховности наших сердец. В этой земле источники, бездна мудрости - вот какая земля. Там глубина, и она в нашем сердце! Бездна, дна нет. Он вводит нас в вечность: "Жизнь вечная - это чтобы познали Тебя, единого Бога". Вечное познание Бога, с каждым глотком все радостнее и радостнее и оно вечно, нет дна в этом источнике Благодати Божьей. Бездна - без дна, как и говорит певец псалмов: "День и ночь я размышлял над Заповедью и увидел, что она безгранично глубока…" Бездонная. И для горных, и для долинных: Христос для всех один и тот же. Иногда говорят: ох, я не понимаю Слова, я несовершенен, у меня нет образования, я ничего не могу понять, я внизу, а это - для тех, кто вверху, для ученых, грамотных. Вот для кого спасение, а куда мне, немощному, куда нам - "рожей не вышли"… Нет! И вверху и внизу эта вода есть, для всех, потому, что "Возлюби" - для всех - бомж ли ты или президент! Заповедь одинаковая и понятная. И путь через смирение и для бомжа и для президента тот же. Бомжу даже легче смириться и войти в Царство, чем президенту. Поэтому Господь и говорит: первые будут последними, а последние первыми.

"Источники и озёра выходят из долин и гор, в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед…". То есть в землю разнообразных плодов… Не говорится, что к одному какому-то плоду, но разнообразных плодов. Кто как может, кто что может: у кого растет пшеница, а у кого ячмень, у кого смоковница, а у кого гранаты. У каждого свои плоды.

"Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф.,11:28). Какие слова! Вы никогда не ставили ударение на слова все? Иногда попробуйте в одном и том же стихе Святого Писания ставить ударение на разные слова, и вы увидите, что это безграничная глубина, которая открывается тем, кто копает этот колодец… Вспомним, наши отцы, патриархи "копали колодцы в пустыне". Чем? Жезлами, посохами, будто бы лопат не было!.. И снова некоторые представляют себе, будто в те времена не было лопат и копали палками-копалками… Да нет, были и лопаты! Речь идет о духовных колодцах, об источниках, безднах Слова, веры и Благодати, которые можно копать только жезлом веры! Нет иных методов… Вера - основа. На этом камне, этим жезлом ты сможешь добыть воду Благодати, выкопать колодец Якова.

"В землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед". Здесь каждое слово - символ… Я надеюсь, что вы уже ориентируетесь в библейской символике, понимаете, скажем, когда речь идет о елее или меде… Елей - милосердие, а мед - духовная радость. "В землю, в которой без скудности будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка…". Какой хлеб? Тот, о котором диавол говорит: камни ешь? Нет! Будешь питаться хлебом Благодати Господней, который даст тебе все. "Ищите, прежде всего, Царство Божие, а все иное приложится". Все абсолютно! Только иди путем Божьим, только иди путем прямым, только иди золотым путем, то есть в землю, где ты ни в чем не будешь нуждаться ни в духовном, ни в материальном, - ты будешь счастлив. Потому что счастье - максимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека при первенстве духовных. Тогда все иное тебе приложится. "…в землю, в которой камни - железо, и из гор которой будешь высекать медь". Очень интересный стих. Что за земля? Сердце. В нашем сердце камни. Что такое камни? Говорится: "на сем камне Я построю". Камень - основа. Твоя вера станет железной, крепкой, когда ты войдешь в эту землю. А войдешь только когда станешь кротким, ибо "кроткие наследуют землю". Смирение - иного пути нет. Так вот, камни в твоем сердце (вера, все основы) станут твердыми, как железо. Будь твердым в смирении своем, будь стойким в борьбе. Суров и прост путь веры… "и из гор которой будешь высекать медь". Что значит "из гор… будешь высекать медь"? Уже высоты (горы - высоты) есть. Основание - железная вера. А потом будешь подниматься на высоту. Сначала фундамент, а уже потом начинаешь строить дом. Вера, надежда, любовь. Надежда - стены, подъем на высоты, на гору. Так вот, когда ты будешь подниматься, то будешь добывать, высекать медь, т.е. на высотах сердца будешь исполнять закон. Медь библейским языком - исполнение закона. Это еще подзаконное служение, которое приводит, в конце концов, к служению подблагодатному. Господь говорит об уровне Ветхозаветной церкви, об уровне Моисея… В пустыне Моисей поднимает медного змея. Медный змей (я не буду брать все трактовки, а лишь ту, которая нас интересует) значит, что он поднял мудрость, ибо змей - символ мудрости. "Будьте невинны, как голуби, и мудры как змеи". Я беру позитив, а не негатив (диавола с головой, жалом, ядом и т.д. Не тот момент, когда змей - негатив, и поднятие его есть раскрытием сути врага. Каждый символ имеет знак "плюс" и "минус"). Так вот, минус я сейчас не беру, чтобы вас не запутать. А змей со знаком плюс - мудрость Но змей этот медный... Нас интересует золото. Мы читали, что трость золотая. Золото на библейском языке - истинная ценность, а медь похожа на золото, но ее необходимо постоянно чистить. Когда-то были духовые оркестры. Трубы начищены горят, как золото на солнце, а когда не почищены, то тускнеют, зеленеют. Медь теряет свою привлекательность и ценность. Вот почему медь! Пока мы еще маленькие - высекаем медь. Даст Бог, поднимаемся на вершину горы - там золото, там истинная ценность. А здесь пока служение подзаконное, потому что невозможно перескочить через порог: Медь, серебро, а потом золото. "В вере - добродетель" - медь (2 Пет. 1:5-7). Так вот, горы, которые в сердце твоём будут давать тебе медь: ты будешь исполнять волю Мою, ты будешь исполнителем Закона, а не только слушателем, и это приведет тебя к моменту, когда будет золото… Господь говорит: "Не нарушить пришел Я, закон, но исполнить" (вот медь - ветхозаветный Закон. "Но исполнить" - то есть сделать его золотым. Церковнославянское - "исполнити", т.е. дополнить, выполнить). Вот что значит "и из гор которой будешь высекать медь". Но вершина будет - и будет золото обязательно, и об этом сказано.

"И когда ты будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе. Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его" (будь осторожен, чтоб случайно не соблазнился от диавола. И есть момент, когда диавол скажет тебе: "бросься вниз" на землю. Скажи: Я такой!.. Сегодня со мной поздоровались и говорят: "Прекрасная проповедь". Я отвечаю: "Брат любимый, не моя!" Ибо как только я расплывусь в улыбке и скажу "да, чудесно я сказал" - все, до свидания! Это падение, это фарисейская закваска… Возможно, не с первого дня, я не знаю, знает Бог, но это начало конца… Не дай и не приведи меня Господи стать на эту дорогу фарисейства! Берегись, чтоб ты не забыл Господа, чтобы не бросился с крыла храма на землю, думая, что будут ангелы нести. И ничего не случится! Не понесут, разобьешься о землю! Поднялся к высотам, на крыло - держись там, стой, с высоты возвещай Слово. Не падай в гордость фарисейскую…). "…и законов Его, и постановлений, которые сегодня заповедую тебе. Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие дома и будешь жить в них, и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота (здесь скот - также в священническом служении - паства) и будет много серебра и золота". (Началось с меди, а потом - и серебро и золото, ты поднимаешься к высотам совершенства; ибо золото - совершенство, это истинная ценность). "…и всего у тебя будет много, - то смотри чтобы не возгордилось сердце твое (когда ты поднимаешься на наивысшее крыло храма, то чтобы ты случайно не был искушен диаволом и не спрыгнул сверху вниз, чтобы не возгордилось сердце твое), и не забыл ты Господа, Бога твоего, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (вспомни, откуда ты пришёл: из дома рабства, из суетности мира сего); который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды". Посмотри, какая вокруг пустыня! Вот уж - змей древний, который есть диавол и сатана, он же аспид. Есть змей аспид, а есть сараф (церковнославянский перевод - василиск). Кто такой василиск? Очень интересно. Это тот же змей, только он ползет прямо, т.е. змей, который ползет прямо. Есть змей, который изгибается, а есть такой, который ползет прямо и уничтожает все на своем пути; причем очень ядовитый, и яйца его (василиска, сарафа) чрезвычайно ядовиты. Есть змей, вышедший из моря, - вот вам василиск, сараф, левиафан прямоходящий; и есть вышедший из земли (аспид, уж, левиафан изгибающийся). Кто рассматривал Апокалипсис, понимает о чем идет речь: есть змей, который открыто "змей", змей "из моря", - рычит, действует только насилием, ненавистью, открытым духом насилия и корыстолюбия. А есть с ягнячьими рожками, "из земли" - аспид, является в образе ангела света, он не является в образе василиска, ползущего прямо. Он, как правило, вползает в наше сердце хитростью, и шепчет: "Правду ли сказал Бог? Нет, не умрете…" Он прямо не сказал, он был ужом древним, но есть еще и василиск, он же сараф…

"Который источил для тебя воды из скалы гранитной…". Из скалы, которая - Христос. Господь даже подсказывает тем, кто будет трактовать эту скалу, как известковую, где есть вода. Он подчеркивает, что скала гранитная… "…питал тебя в пустыне манною, которой не знали отцы твои, дабы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро…" Очень красивые слова! Все эти испытания для того, чтобы впоследствии было добро, и мы должны целиком отдаться этому течению. Это и есть ни что иное, как жизнь в Иисусе Христе. Есть очень интересная притча. Мне последнее время Господь дает говорить притчами, причем иногда притчами не со Священного Писания. Один простой старый человек жил в деревне. Был он беден, рубил дрова, продавал их, и с этого жил. Единственная ценность, которую он имел, был его конь. А конь был такой, что император хотел купить его. Он предлагал бедному человеку целые имения за коня, но тот не продавал, потому что привык к нему. Он говорил, что этот конь - его друг, и он даже разговаривает с конем, как с личностью. А друзья, как известно, не продаются. Но пришел момент и конь исчез из конюшни. Собирается вся деревня и начинают укорять бедного человека: если бы продал коня были бы деньги, а так ни за грош пропал… Тогда бедняк говорит: "Откуда знаю, где счастье, а где несчастье, Господь знает". Проходит некоторое время и оказывается, что конь гулял по лесу и привел с собой десять кобылиц. Снова люди собрались и говорят: ты был прав, тот конь тебе на счастье! Бедный говорит: "Я ничего не знаю, к счастью это или к несчастью". Он смиренный! Понимаете? Вот путь: плыви по течению, не зная это ли на счастье, или на несчастье. Что бы ни случилось, это лишь эпизод жизни… Вот когда я дойду до конца, тогда увижу что было на счастье, а что на несчастье… Действительно, проходит время и его единственный сын падает с того коня и ломает ногу. Снова собираются все и сокрушаются, что на несчастье конь. Единственный сын, единственная надежда, который станет хозяином и тебя заменит, теперь будет хромым. На счастье ли, или на несчастье - не знает бедный человек - Бог знает… Проходит еще время и набирают воинов в войско, потому что идет война. Всех сыновей в той деревне забирают, а сына бедняка не забирают, потому что хромает, нога еще не срослась хорошо. Говорят: счастье тебе такое, ты был прав! Человек говорит: "Ну, откуда я знаю, счастье это, или несчастье, Господь знает"… Я не буду долго пересказывать эту притчу, смысл вы поняли. В чем смысл? Вот когда дойдем до конца, тогда увидим, что было на счастье, а что на несчастье. Мы часто говорим: "Господи, зачем Ты мне это допустил?" А проходит десять лет и думаешь, если бы не было этого эпизода, где бы я был сейчас? У каждого из вас, я уверен, этот опыт существует… Боже, благодарю, какова мудрость Твоя, а я думал, что это будет мне на беду, а я еще роптал, разъединялся с Тобой через ропот свой!.. Надо жить в смирении, чтобы каждый день учиться проявлять терпимость и смирение, и завершить жизнь христианина достойно. Мне очень нравится такая мысль: правильнее всего при жизни проявлять смирение и терпение, а смерть встретить достойную христианина. Сейчас я учусь первому. А как справлюсь со вторым покажет будущее.

"…И чтобы ты не сказал в сердце твоем: "моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие…". Не я, а Ты, Господи, от Тебя все! Благодарю Тебя! Тридцать седьмой псалом (согласно масоретской Библии, а в Септуагинте тридцать шестой)… Этот псалом говорит: не возгорайся гневом на злодеев, ибо не знаешь каким будет их конец. Говорят: смотри, на счастье этому богатому даны его имения, а он ущемляет убогих, живет преступно!.. Это эпизод! Вот когда проживет до конца жизнь, тогда и сможешь судить с высоты Божьей.

"Но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим". (Господь даст силу. И сила от Него, и вера от Него, все от Него. Он дает и желание, и действие спасения, так говорится в Священном Писании. Все от Господа: приход к вере, и вера в Него, и "вера не от нас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (см. Еф. 2.8)… И Слово от Него, и Благодать. Что от нас? От нас единственное - наша добрая воля позволить Богу это сделать с нами, и все. "Вот стою и стучу"… Разреши, открой сердце… Возвращаемся к четвертой главе Евангелия от Матфея.

"И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будешь жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих". Для Господа нет ничего невозможного, только толкователи Священного Писания по букве забывают, что Христос не фокусник. Он есть Бог, Он есть Сын Божий. Речь здесь в первую очередь о духовном хлебе…

"Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: "Ангелам своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею". Иисус сказал ему: написано также: "не искушай Господа Бога твоего". Это есть испытание, искушение гордостью, фарисейством. Искушение властью будет следующим, когда он выводит Его на большую гору и показывает все царства земли. А здесь искушение гордостью, фарисейством. Диавол говорит: ты уже поднялся на эту высоту, а теперь бросься вниз. То есть, теперь начни действовать насилием, начни жить не любовью, а злобой. Бросься с этого крыла храмового. Сколько крыл в храме? Четыре. А что такое крылья храма? Это разные направления. Один угол, другой угол - указывают на какое-то направление. Скажи, что спасение только в православии - это уже фарисейская закваска, уже бросился с одного крыла храмового вниз… Или: спасение лишь у католиков. Так каждая конфессия сегодня говорит. Это фарисейская закваска на сегодняшний день в религиозном мире. Диавол выводит на крыло, и начинают говорить, что только одни спасутся, а все остальные погибнут. Знаем мы эти разговоры: спасутся сто сорок четыре (144 000) тысячи, да и то лишь "Свидетели Иеговы…". Это в каждой конфессии, как в традиционных деноминациях, так же и в протестантских. Каждая конфессия говорит: "Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды". Да, потому что сегодняшнее христианство - Лаодикийская церковь; каждая конфессия стоит на крыле храма и говорит: я и больше никто! А диавол говорит: правильно говоришь, ты уже летишь вниз. Как это начинаешь говорить - уже летишь вниз, потому что ты не знаешь, что спасутся овечки, которые стоят справа, имеющие смирение, накормившие Христа, одевшие Его, утолившие жажду, принявшие Его в дом… И эти овечки есть на всех крыльях, во всех конфессиях, во всех общинах. "Иисус сказал ему: написано также: "не искушай Господа Бога твоего". Здесь еще один момент на личностном уровне. Очень часто бывает, когда мы, поднявшись, начинаем брать на себя больше, чем необходимо. И говорим: да, у меня есть вера глубокая, почему бы мне не броситься буквально, разве я не полечу? Ведь Господь сказал: все, что ни попросите у Меня с верою, будет дано вам? У меня глубокая вера, я поднялся на крышу и говорю: Господи, я Тебя прошу, пусть ангелы меня понесут, потому что так сказано: будут тебя ангелы нести под покровом Твоим. И с верою бросаюсь вниз и… разбиваюсь… Потому что нет на то воли Божьей, потому что это искушение Господа. Не искушай Господа Бога своего. Если бы твое желание совпало с волей Божьей, ты в самом деле летел бы. И мы знаем, что и Серафим Саровский летал, и Сергий Радонежский летал, и на камне моря переплывали отцы Церкви буквально. Но не искушай Господа, ибо Господь тебе дал достаточно средств для того, чтобы проявлялись чудеса Его, но не искушай никогда! И вот еще один момент, когда Господь отвечает: "Написано также: не искушай Господа Бога твоего". А где написано?

Снова возвратимся к книге Второзакония, 6-я глава, 16-й стих: "Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе". Интересный момент. Не будете так искушать, как вы искушали в Массе? А как искушали в Массе? Вспомним библейскую историю: Что происходило в Массе или Мериве? Слово "Масса" обозначает "Испытание" или "Искушение". Значит, не искушайте Господа, как вы искушали Его в этой Массе, в этом месте, которое есть испытание. Это местность возле горы Хорив, она же называется Мерива, что переводится как "Укор". Господь укоряет за то, что мы искушаем. Здесь Моисей второй раз ударом жезла высек воду из скалы, за что и не вошел в Царство Божье. Он делал будто то же дело, он добывал воду для народа Божьего, но Господь на этот раз не говорил ему - ударь, бей! Когда сказал: ударь, тогда ударь, а когда коснись - тогда коснись. Будь послушным, приходит момент, когда ты поднялся на высоту (а здесь Моисей уже поднялся на высоту, потому что вот-вот они должны были войти в землю обетованную), и народ ропщет, а ты пастырь. Господь говорит "Хорошо, собери народ и коснись этой скалы жезлом". Жезлом веры коснись скалы, которая Христос; со смирением, с любовью, с нежностью… Но нет! Он уже вышел на эту высоту, но ударил. Господь говорит: "не силой и не крепостью, но только Духом Моим". Если ты еще на этом уровне подзаконном действуешь, как в первый раз был подзаконный уровень, первый уровень - подзаконный. Ему сказал Господь: ударить по этой скале и она даст тебе воду… И в этом была воля Божья, потому что "пока наследник еще дитя, то он ничем не отличается от раба" Но когда ты уже поднялся, когда ты уже Моисей перед входом в землю обетованную - уже не бей! Это когда ты еще Иоанн Креститель, Предтеча - "тогда кричи во все горло, не сдерживайся". Тогда можешь вопить: вы, племя змеиное, вы уничтожаете фарисейской закваской Церковь! Кто вас научил бежать от будущего гнева? - так, как кричал буквально Иоанн Креститель. Но Христос уже не кричит, и пришел момент войти в землю обетованную, а в землю входят кроткие. И Господь говорит: коснись кротко, с любовью этой скалы и она даст тебе воду. Моисей вместо того, чтобы коснуться со всепрощающей любовью, действует на том же уровне крика, на уровне бури, а не тихого, кроткого голоса - и за это не входит в землю Обетованную; хотя он ее уже увидел, ибо его Господь поднял на эту гору. Он увидел, но не вошел. За то, что ударил… Иногда не понимают, за что Господь наказал? Это понимается только по духу, а не по букве. Вот оно.

"Иисус сказал ему: написано также: "не искушай Господа Бога твоего". Не искушай Господа так, как искушали Его в Массе. Если ты вышел на крыло - не бросайся вниз, никогда не кричи, никуда не беги, оставайся смиренным. Смирение на всех уровнях проявляй, где бы ты ни был. Стоишь ли ты у подножья храма, или ты уже поднялся на самый верх, на какое-то крыло. Не бросайся вниз, но на крыло становись. Это чудесно: ты православный, ты католик, и каждый на своем крыле - стой; каждый в своем доме наведи порядок, каждый очищай свою общину в водной купели Слова Божьего. Потому что "ненавижу развод", - говорит Господь. И в том состоянии, в котором тебя застал Господь, там и оставайся, - говорит апостол Павел. Оставайся, спасайся и тысячи спасутся вокруг тебя. "Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела (православных, католиков, протестантов, кришнаитов, кого угодно, - для Господа, повторяю, нет конфессий, кроме овнов и козлищ) прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5.16). Есть более прямые пути, и есть более длинные пути. Но все равно они приводят к одному - к двери смирения. "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен". Где бы ты ни находился…



† † †



Библейская школа протоиерея Олега Ведмеденко не имеет постоянной финансовой поддержки от церковных или светских структур – наши программы благословляют своими молитвами и средствами те верные, чьи сердца открыл для этого Господь.

Имеющие возможность поддержать дело возрождения духовного учения Христова собственным пожертвованием, могут сделать это с помощью почтового перевода в адрес Библейской школы (Протоиерею Олегу Ведмеденко, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021) с пометкой: «пожертвование», «десятина», или «на построение храма», или же перечислив средства на счет Независимой православной религиозной общины Христового Воскресения, настоятелем которой является протоиерей Олег (тел. в Луцке /0332/ 74-04-04; 8-096-23-01-777): расч. сч. № 26003017473 в КБ «Захидинкомбанк» ТсОО г. Луцка, Украина. МФО 303484. Идент. код 34827281.

МЫ МОЛИМСЯ ЗА ЖЕРТВОВАТЕЛЕЙ ДЕЛА БОГОПОЗНАНИЯ И ИХ СЕМЬИ ПОСТОЯННО.


“Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?” (Книга пророка Малахии, 3 глава, 10 стих).