Запись № 1139
О церковной икономии

Икономия – греч. oikonomia (искусство управления домом, домоуправление, домостроительство, от oikos – дом, и nomos – закон) – это принцип решения церковных вопросов с позиции практической пользы, удобства и снисхождения. Это позиция милосердия, невзыскательности к человеческим немощам и слабостям в церковно-практических и пастырских вопросах. Это тот способ отношения к поступкам христиан, когда смысл пастырского действия переносится на возможные последствия, и ради их исправления смягчается, либо и отменяется епитимия за проступок. Это возможность принимать решение, нарушающее букву церковного канона, но не противоречащее духу. Это святой принцип преобладания духа над буквой, содержания над формой, веры над обрядом. Это принятие компромиссов и к тем, часто запутанным историческим и церковным ситуациям, которые сложились в связи с нашей греховной человеческой природой.

Так, ради неверующего, инославного, иноверного супруга, не желающего вступать в церковный брак с христианкой, последняя, живущая с ним ради любви, не обвиняется в грехе. Или солдату, уходящему на войну, может быть разрешено обвенчаться даже во время Великого поста. Часто священник по отношению к некоторым грешникам не применяет строгих церковных канонов, по которым их следует отлучить от причастия на многие годы. (Например, за убийство отлучают от причастия на 20 лет, за прелюбодеяние на 15 лет, за блуд – на 7 лет). Священник применяет церковную икономию к такому грешнику исходя из конкретной духовной и церковной ситуации, в которой тот пребывает. А иногда наоборот – следует применить строгость, чтобы побудить человека к покаянию, и отрезать путь ко греху.

В общей практике Церкви икономия – это неприменение канона или дисциплинарного правила там, где его настойчивое приложение противоречило бы духу Священного Писания и Святого Предания – духу смирения и любви, могло бы вызвать соблазн или новый грех. Принцип икономии оберегает Церковь от книжничества и фарисейства, сектантства и мракобесия (обскурантизма), кликушества и фанатизма. По определению архиепископа Иоанна Сан-Францисского – от духа душевной (не духовной) ревности, от соблюдения чистоты веры при потере глубины ее, от рационализации веры и потери любви...