istanbul ofis taЕџД±ma istanbul evden eve nakliyat evden eve nakliyat kavacД±k evden eve nakliyat maltepe evden eve nakliyat
Библейская школа духовного совершенствования Епископа Олега Ведмеденко
  на главную    укр   рус      Учение Господне состоит в едином слове: ВОЗЛЮБИ! Возлюби, а для этого СМИРИСЬ, а значит, прими ближнего своего и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды.
ПОИСК В РАЗДЕЛЕ ЛЕКЦИИ:

Мф. 10.40-42; 11.1-6

Лекция № 44

Лекция:
В прошлый раз мы исследовали десятую главу до тридцать девятого стиха. Но я хотел бы еще остановиться на 38-м и 39-м стихах.

«И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её». Куда ведёт путь Христа? На Голгофу, безусловно. Мы должны взнести крест на Голгофу, поднять на эту высоту и там, соответственно, должно произойти распятие, смерть и воскресение. Это духовные вещи. Что такое Голгофа? Название этой горы переводится как «Лобное место», или «Череповище». То есть здесь двойное значение: череп человеческий и разбитые черепки – как черепки глиняных горшков. Собственно, духовная Голгофа, как и каждый символ в Библии, имеет двойное значение – как позитивное, так и негативное. Так вот, в черепной коробке, в нашем понимании, а через понимание и в сердце нашем должно произойти это распятие! Оно должно произойти на кресте. Если рассматривать крест в позитивном значении (ибо есть крест и в негативном значении – как распятие Христа фарисейством), то этот крест, который еще называется «древом», означает, что нужно возвести Христа на древо. И речь здесь идет в символическом плане о древе Жизни – древе понимания Пути, древе Слова, Веры, Благодати. Христос – это путь Церкви. Мы должны вознестись на это древо Жизни, на древо Богопознания. Итак, первый шаг, который мы делаем, – берем этот крест и возносим на мысленную Голгофу. То есть мы смиряемся, мы отдаемся на волю Божью, принимаем твёрдое решение распять старую свою жизнь, умереть для старой жизни. Мы принимаем твердое решение «душу свою погубить», то есть старую жизнь, греховное погубить, чтобы воскресла душа наша обновлённая, чтобы воскресла жизнь наша праведная, и чтобы так мы обрели жизнь вечную.

«Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей».

«Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня».
Эти стихи практически не комментируются, они понятны. «Вас» – имеется в виду «учеников Моих», настоящих учеников. Не тех, которые говорят: «Свой хлеб будем есть, и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем» (Ис.4.1). Хлеб – это исполнение воли, то есть исполнять свою волю, а не Отца. Господь же говорит тем, кто разжевал это, – «Возлюби!».

«Кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника». Что есть награда пророка, и в чем состоит награда праведника? Пророк и праведник – чем они отличаются? Речь идет о теории и практике. Как видим, у Господа всего по паре (не только позитив и негатив, но и теория и практика). Теория и практика, хлеб и вино, всегда идут вместе. Пророк и праведник: «Вначале было слово…», а потом Слово становится Праведностью. Вначале пророк, а затем праведность, согласно пророчества. Так вот, кто примет пророка и праведника – получит награду пророческую и праведническую. В чем же эта награда? Она тройная. Во-первых, в спасении, потому что, соответственно, если не принял Христа, не принял Отца, не принял Бога, то «кто не со Мною, тот против Меня». И нельзя стать с Господом на войну, «на прю», увидеть Его лицом в лицо, то есть столкнуться с Ним как с неприятелем и остаться живым. Так не бывает.

Это первое: когда принимаешь пророка и праведника, тем самым ступаешь на путь спасения. Следующий шаг – когда ты сам становишься пророком и праведником. Говорит апостол Павел: «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» (1Кор.14.1). Мы все должны быть пророками, а быть пророками – означает прорекать Истину. Так вот, этот второй этап награды пророка и праведника – самому стать пророком (то есть знающим и прорекающим истину) и праведником (тем, кто живет по ней). И третий этап – это распространение ее через твои уста, через твой собственный личный пример жизни. То есть, через твоё пророчество и праведность учение Господне, учение Царства Небесного распространяется как закваска. Господь говорит: если вы поднялись на высоту пророка и праведника, то «Идите, научите все народы…». Вот в чем воля Божья. Так вот, награда пророческая и праведническая – принять пророка и праведника, самому стать пророком и праведником и увидеть плоды своей жизни, своего проповедования, плоды милосердия и боговедения. Раскроем книгу пророка Иеремии, 38-ю главу, и прочтем с седьмого стиха. Здесь речь идет о том, как тот, кто принимает пророка и праведника, получает награду пророческую и праведническую, то есть получает, собственно, спасение:

«И услышал Авдемелех Ефиоплянин, один из евнухов, находившихся в царском доме, что Иеремию посадили в яму; а царь сидел тогда у ворот Вениаминовых. И вышел Авдемелех из дома царского и сказал царю: «Государь мой царь! Худо сделали эти люди, так поступивши с Иеремиею пророком, которого бросили в яму; он умрёт там от голода, потому что нет более хлеба в городе». Царь дал приказание Авдемелеху Ефиоплянину, сказав: «возьми с собою отсюда тридцать человек (как в масоретской Библии, так и в Вульгате тут стоит «трое»; число три – это вера, надежда, любовь; Отец, Сын, Дух; идея, осуществление этой идеи и распространение её, то есть во всей полноте) и вытащи Иеремию пророка из ямы, доколе он не умер». Авдемелех взял людей с собою и вошёл в дом царский под кладовую и взял оттуда старых негодных тряпок и старых негодных лоскутьев и опустил их на верёвках в яму к Иеремии. И сказал Авдемелех Ефиоплянин Иеремии: «подложи эти старые брошенные тряпки и лоскутья под мышки рук твоих, под верёвки». И сделал так Иеремия. И потащили Иеремию на верёвках и вытащили его из ямы; и оставался Иеремия во дворе стражи». Что получил в результате этот Ефиоплянин? Ефиоплянин принял пророка и получил награду пророческую, награду спасения. В следующей, 39-й главе, читаем:

«К Иеремии, когда он еще содержался во дворе темничном, было слово Господне: Иди, скажи Авдемелеху Ефиоплянину: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я исполню слова Мои о городе сем во зло, а не в добро ему, и они сбудутся в тот день перед глазами твоими; но тебя Я избавлю в тот день, говорит Господь, и не будешь предан в руки людей, которых ты боишься. Я избавлю тебя, и ты не падешь от меча, и душа твоя останется у тебя вместо добычи, потому что ты на Меня возложил упование, сказал Господь» (Иер. 39.15-18). Это духовные вещи на фоне буквально-исторических событий. Действительно, Иеремия был брошен в яму, но мы понимаем, что буквально-исторические события – тень духовных вещей. Брошен в яму – туда, где тьма… Вспомним, что Иоанн, будучи в темнице, посылает учеников своих к Иисусу, чтобы они убедились, что Он действительно есть Мессия и Господь. Так вот, быть в темнице и сидеть в яме – это одно и тоже. Иеремия в яме, Иоанн, который в духе Илии, также в яме – пророческое слово в заключении. Нет пророчеств, а есть только «басни», о которых говорит апостол Павел в своем послании к Тимофею: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим. 4.3-4). Настанет время, когда будет заключён пророк…

А теперь посмотрим на этот отрывок глазами служителей не буквы, а Духа. «И услышал Авдемелех Ефиоплянин…». Авдемелех, или Евед-Мелех, переводится как «царский раб». То есть раб того царя, который управляет в стране. А какой царь в Иерусалиме? Речь идет о религиозной власти. В Евангелии от Матфея Ирод олицетворяет религиозную власть. Подобно и здесь: царь – это власть религиозная. Авдемелех – чёрный, он Ефиоплянин, он светский. Но он первый приходит к пониманию, что Иеремия – пророк. Так и происходит реально, потому что первые станут последними, а последние первыми. И читаем в Новом Завете, что диакон Филипп проповедует и крестит Ефиоплянина, царского слугу. Так должно быть, так говорит нам пророчество. Царица Савская пришла к Соломону. А здесь больший, чем Соломон, здесь Христос! Это Он говорит нам, сегодняшним. Ниневитяне покаялись через проповедь Ионину. Ниневия – столица Ассирии, Ашшура; а Ашшур – это воинственный материализм. Так вот, воинственные материалисты покаются и придут к любви. И уже приходят сегодня, и светские организации делают дел милосердия больше, чем церкви. А здесь больше Ионы! На хоругвях у нас Христос, на устах у нас Христос… Это касается всего религиозного мира! Где плоды? Смоковница есть, листья шумят, а плодов милосердия и богопознания нет. Нет любви. Так вот, этот ефиоплянин мирской говорит царю, церковной власти: у вас там, в яме, сидит пророк! Вы не даёте ему возможности должным образом проповедовать Слово Божие, вы постоянно притесняете его, а его надо вытянуть!.. И вытягивают всяким лоскутьям…

Как оправдать, как переубедить, что пророка надо вытянуть с ямы и разрешить ему пророчествовать? Не чистыми мерочными вервями, которыми измеряет Господь наши сердца, производится это вытягивание. Нет, надо оправдать тем, что пока его не было, то и в храме не было людей на богослужении. А сейчас-то и люди приходят, а приходят – значит, жертвуют на церковь, и это благодаря именно проповеди Слова Божьего! Вот такими «тряпками» вытягиваются пророки! Ведь невыгодно резать курицу, которая несёт золотые яйца! Только такое оправдание принимает царь, иного он не воспринимает… Вот о чем это пророчество. Все повторяется, и ничего нового. Эти веревки из тряпок, которые на самом деле не веревки Божьи. Просто это те нити, которые может воспринять царь Иерусалима; они под руки, под мышки пророку подкладываются. Руки – дела, а подмышки – это с чего «растут» дела. То есть объясняется, что его дела направлены не на порождения ереси, не на отмену буквы Священного Писания, чтобы лишить спокойствия или возмутить людей. Его руки, дела растут из того, что стало для Иерусалима благом, благодатью для нашей конфессии. Вот таким образом происходит спасение пророка. И кто хотя бы таким образом примет пророка за истинного, тот получит награду пророческую. Ибо, поняв слово пророческое, он сам станет пророком и будет свидетельствовать о слове Божьем.

«…один из евнухов, находившихся в царском доме, что Иеремию посадили в яму; а царь сидел тогда у ворот Вениаминовых». Ворота Вениаминовы. Нам известно пророчество о Вениамине как о «сыне десницы», «сыне счастья». Но для того, чтобы стать сыном десницы, то есть действительно стать сыном правды, сесть одесную Иисуса, как и Он сел одесную Отца, необходимо, к сожалению, пройти через боль. Боль нелюбовности, раздора, непонимания фарисейского. Сначала Исав – потом Иаков; Измаил – потом Исаак… Всё идёт своим чередом – сначала Каин, потом Авель. Сначала Бенони, – такое имя дала Вениамину матерь, что значит «Сын боли моей». Так матерь Церковь Новозаветная (Рахиль) называет детей своих, современных христиан, которые именем Божьим называются, но плода Божьего не имеют, «едят свой хлеб». Сначала Бенони, потом Вениамин («сын правой руки», сын правды). Речь идет о тех, кто находится у ворот Вениаминовых. Врата – это суд, суждение, видение, официальный вход в Иерусалим. Так вот, Вениамин сегодняшний, собственно христианский мир, – «хищный волк», как читаем в 49-й главе книги Бытия. Так Вениамина называет патриарх Иаков. Христианство хищное сегодня, потому что везде раздор и нелюбовность как между конфессиями, так и внутри конфессий между братьями. И в этом понимании, при таком суждении (в городских вратах производили суд) сидит царь, сидят князья от религии и сегодня.

«И вышел Авдемелех из дома царского и сказал царю: Государь мой царь! Худо сделали эти люди, так поступивши с Иеремиею пророком, которого бросили в яму; он умрёт там от голода, потому что нет более хлеба в городе…». Какого хлеба? Сказано, что настанут дни, когда будет голод не на хлеб, а на слово Божие. Вот этого хлеба насущного сегодня нет в религиозном мире, хотя очень много разговоров. Но пшеницы нет, есть только ячмень. Хиникс пшеницы за динарий подменивается тремя хиниксами ячменя за динарий. Очень много говорится, пишется, проповедуется, а любви нет. Учения любви в действительности нет, ибо «по плодах их вы узнаете их». А плоды мы видим, они на поверхности.

«Авдемелех взял людей с собою и вошёл в дом царский под кладовую…». Пришли в царский дом под кладовую. Что же хранится в этой кладовой? В царском доме живёт царь иерусалимский, иудейский, религиозный, духовная элита мира («Вы – соль земли…», «Вы свет миру…»). Какое же ваше око? Где ваши сокровища? На небе ли?.. Но око, оказывается, тёмное. И Авдемелех вынужден разговаривать с царём на его языке, объяснять ему так, как тот может вместить. Ни о каких высотах не может быть и речи – только на примитивном, прагматическом уровне: вытянем его, потому что, поймите же, это выгодно. Ибо если умрёт пророк, то вам нечего здесь будет делать! Нужно тянуть. И царь соглашается: иди, тяни моими сокровищами. А эти сокровища – гнилые тряпки, те самые сети, неводы гнилые, которые чинят рыбаки, пока Христос не скажет: бросай эти тряпки (сети отцовские) и иди за Мной. «Авдемелех взял людей с собою…» – тех людей, которые пришли к вере, надежде, любви, которых трое. Они пришли к вере, восыновлению её и распространению её. Так же, как Христос, придя воскрешать дочь Иаирову, берет только троих (Петра, Иакова, Иоанна). Те самые трое, идут и тянут Иеремию.

«…и взял оттуда старых негодных тряпок и старых негодных лоскутьев…». Вдумайтесь в эти слова: где находятся эти негодные лоскутья, которые так красиво обшиты золотом и блёстками? «…и опустил их на верёвках в яму к Иеремии. И сказал Авдемелех Ефиоплянин Иеремии: подложи эти старые брошенные тряпки и лоскутья под мышки рук твоих, под верёвки. И сделал так Иеремия». Ибо если не послушаешься, то не вытянут тебя из ямы и некому будет получать награды пророческие и праведнические. Апостол Павел говорит: «Для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона… Для всех я сделался всем…» (1Кор. 9.21-22). Отрепьям тянешь? – тяни, как можешь вместить, но только тяни это Слово! Ибо не для того этот свет зажёг Господь, чтобы поставить его под сосудом или бросать в яму. Как можете, так и подымайте, как понимаете, так и будет…

«И потащили Иеремию на верёвках и вытащили его из ямы; и оставался Иеремия во дворе стражи». Уже не в яме, а во дворе, ибо в дом ещё не пускают. Во двор уже пускают, можно сказать проповедь, хотя и после отпуста, слава Богу! Слово Божие живое и деятельное. Как сказано в Священном Писании, так и происходит. В противном случае я сказал бы, что или не понимаю слова Божьего, или оно неправдиво. Нет! Слава Богу, я понимаю, и правду говорит Господь.

Вернемся к десятой главе. Теперь стало ясно, как принять награду пророческую. Три момента: во-первых, как спасение – через то, что спасаешь пророка, помогаешь ему, и сам же стяжаешь спасение через него. Господь спасает тебя через пророка, потому что уста священника, праведника, пророка хранят знание, ведение… «Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения» (Ос. 4.6), а ты получаешь от него это ведение. Во-вторых, сам становишься пророком. В-третьих, сам рождаешь пророков, то есть Господь через тебя рождает пророков. Как и сказал в своё время апостол, «… хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4.15), сделал пророками для Христа через Евангелие, через Слово, через пророков.

«И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». О маленьких говорит Господь. Не о маленьких ростом, а о самых незначительных. Эта «малость» сказывается на разных уровнях. Здесь речь идет о самых «малых» в глазах мира вообще и религиозного мира в том числе. Ведь религиозному миру интересно «поить» будто бы холодной водой больших (речь идет о социальном статусе), потому что это выгоднее, а вот малых – не очень. А здесь именно напоить «малых». Это во-первых. Ёще о чём говорит здесь Слово Господне? О малых духовно. Не только с морально-этической точки зрения, но и с духовно-символической. Мытарь Закхей был наименьшим, хотя и состоял начальником над мытарями. Здесь имеется в виду духовное несовершенство. Как часто мы от таких отворачиваемся со словами: о чём ты можешь разговаривать с тем пьяницей, бомжем, наркоманом, вором? Зачем я буду говорить, они меня все равно не поймут… Господь наставляет: ты работай! Посмотри, он же есть Лазарь, который лежит под дверью твоего дома! Ты богатый, у тебя есть та вода, ты постиг её, во всяком случае, теоретически. А он лежит, желая питаться хотя бы крошками с твоего стола. Он пребывает в пустыне, в аду, мучаясь там, жаждущий и несчастный. Он горит в геенском огне страданий, а ты утоли его жажду, напои холодной водой. Но утолить жажду можно только чистым Словом!

«И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешёл оттуда учить и проповедовать в городах их (речь идёт о распространении веры, расширении проповеди). Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне».

«И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешёл оттуда учить и проповедовать в городах их».
Двенадцать – это костяк, апостольство, это ревностные, наиболее преданные в вере, совершеннейшие среди всех. Это рёбра Адамовы, которые защищают дыхание. Ибо «не хорошо быть человеку одному…» (Быт. 2.18), нехорошо, чтобы Адам был один. Нужно распространять веру, нужно идти, и Господь эти рёбра покрывает телом. Тело – это есть Церковь. Не о физическом теле идет речь. Идёт возрастание дальше: костяк – Адам, есть апостолы, теперь должна появиться Церковь, должно возрастать, как дрожжи, учение Христово.

«Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых (Теперь мы знаем, что значит «Иоанн в темнице». Слово пророческое было в те времена в «заключении». Да и сейчас происходит подобное, ибо слово находится в заключении у религиозного мира. Ирод заточил его, а Ирод означает – «слава шкуры», «слава кожи». Эта внешняя слава в глазах Бога – те самые лоскутья, которые нам кажутся такими важными и необходимыми в настоящей жизни), послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? Иоанн Креститель пришёл, как мы читаем, в духе Илии. Илия – пророк и символизирует собою пророков. Мы читаем, что явились на горе Преображения ученикам Моисей и Илия – Закон и Пророки. Так вот, тот, который в действительности пророк (пророк – это «муж с открытым оком»), – разве он не видит, кто есть Иисус? Он видит, и удостоверил это в момент крещения Иисуса, он хорошо знал кто Иисус! Неужели после того, как крестил Иисуса, слышал глас Божий, и видел голубя, который взошел на Него с Небес, – Иоанн впал в недоверие и посылает учеников, чтобы рассеять свои сомнения?.. Сомнения были у учеников, а не у Иоанна Крестителя; и Иоанн Креститель посылает их, чтобы они убедились! Идите и спросите: Тот ли Он, или иного нам ждать, ибо я вам говорю, что Он – Тот, но вы мне не верите, вы еще «Иоанновы ученики», а Иоанновы ученики несовершенны, подзаконны, они ещё не видят Христа.

Так вот, идите и спросите. Откройте Слово и почитайте, спросите Иисуса: истинно ли учение милосердия, которое проповедуется с этой кафедры, Христово ли оно? Да, Христово! А если проповедуется учение подлинное, учение любви, и смирение, как путь достижения этой любви, то должны быть плоды как доказательство праведности? Должны, обязательно! И эти плоды есть, они есть и сегодня в нашем храме, потому что «слепые прозревают, прокажённые очищаются от греха, хромые начинают ходить»... Те, что хромают «на обе ноги», как говорит пророк Илия: «долго ли вам хромать на оба колена?» (3Цар. 18.21), давайте может уже хромать на одно, как Иаков? Ибо Иаков стал Израилем, победив свою плоть вместе с Богом, и был назван Господом победителем. И начал хромать на левую ногу, потому что тот муж Божий, ангел Господний, коснулся его бедра. Что означает начал хромать на левую ногу, на левую сторону? Это когда «правая сторона» – праведность – идёт твёрдо, а вот левая – хромает. И говорят мирские: из него путного ничего не получится, ибо бизнесом он не может заниматься, украсть не может, обмануть тоже не может, он хромает на левую ногу, не в ногу с миром идет… А на правую не хромает – что значит? В глазах того же мира: «Он только молится и идёт каким-то “путем совершенства”, он ищет какой-то “мир”… Сколько стоит килограмм твоего “мира”?..»

«И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют…». Кроме буквальных вещей, здесь речь идет о материи духовной. И духовное понимание важнее, нежели буквальные знания. Потому что духовное касается нас, а буквально-историческое произошло 2000 лет назад. Прозревают слепые духовно, те, которые не видели пути спасения, не знали куда идти, но прозревают, услышав слово Иисусово. И принимают пророка как пророка, а праведника как праведника. Хромой хромает на оба колена, как в духовности своей, так и в материальной жизни. А здесь пошёл, и пошёл ровно, хотя в глазах мира и хромает на левую ногу. Но в глазах Господа – идёт правильно, ибо ищет, прежде всего, Царства Божия, а все остальное ему приложится. Становятся чистыми прокажённые от проказы греха, а грех – это беззаконие. Закон Божий в одном слове – Возлюби! Грех в первую очередь состоит в нелюбовности, в агрессивности нашей… И прежде всего этот корень мы должны освящать. Глухие слышат голос Божий, встают духовно мёртвые – об этом воскресении идет речь. А об убогих мы рассматривали, на всех уровнях.

Эти стихи хочу подтвердить словами одного из Отцов Церкви. Я принёс «Добротолюбие», что делаю периодически, потому что некоторым может показаться, что духовное толкование Священного Писания – это не православная школа. Я постоянно повторяю, что это школа православная. Эта школа существовала ещё до официального названия православия вообще. Так вот, Авва Исаия, «Добротолюбие», 1-й том, Слово 13:

«Вот знамения, которые совершил Господь Иисус, прежде чем взошёл на крест. Шедши, говорит Он: «возвестите Иоанну яже видите, яже слышите. Слепые прозирают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мертвые восстают, нищие благовествуют. И блажен есть, иже не соблазнится обо Мне».

Кто всё упование имеет в мире сем, тот слеп…»
– авва сразу дает по духу толкование Священного Писания. Он не говорит «и тот», но «Кто всё упование имеет в мире сем, тот слеп», тот не видит дороги к истине, к счастью. Он думает, что всего-то и счастья, что карьера, деньги, одежда, материальный достаток и т.д. И, как правило, только в последние годы жизни человек приходит к пониманию, что у гроба карманов нет, и что все, что ты здесь накопил, так и оставишь. И не известно ещё кому оставишь! Всё оставишь, и не будет надзирателя, который бы проконтролировал исполнение твоих замыслов после твоего отшествия.

Вспомним, как Господь исцеляет слепого. Он плюнул на землю, сделал брение, помазал глаза и сказал: Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит «посланный», то есть апостольский, учение апостольское, умой там глаза и прозреешь. Плюнь на землю! Господь показывает это и в Слове, и в жизни Господь приводит нас к пониманию этой истины, иногда очень тяжело. Я всегда повторяю, что большинство из присутствующих здесь пришли к живой вере через боль и страдания. Пришло понимание, что нужно плюнуть на всё земное, ибо не в этом смысл жизни и не в нем свёт истины.

«Но если он, отбросив это упование, устремит душу свою к тому, что чается в другой жизни, то прозревает». А на что надеемся в будущей жизни? На то, что называем Царством Небесным, Царством Духа. И человек начинает искать духовные ценности, искать не по чьему-то наставлению, а по своей вере в Слово, верою воспринимает Слово и обретает благодать. Кто хотя бы немножко касается веры благословенной – он сразу получает ее, если не в полноте духовного ощущения, то хотя бы как духовное озарение, осияние. Наступает момент, когда человек чувствует величие, подлинность, правдивость, могущество истины. А потом рождается свыше и получает мистический опыт. Здесь много присутствует тех, кто уже родился свыше, и много будет тех, кто ещё родится свыше. То есть получат тот мистический опыт, получат задаток Духа, начнут возрастать уже в полноте до самого крещения Святым Духом. Но для этого надо прозреть, а прозреть можно только через Слово, ибо Слово есть свет Истины, которая приводит к свету Духа: «И я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Иоан. 14.16-17), – говорит Господь. Это есть путь.

«Но если он, отбросив это упование, устремит душу свою к тому, что чается в другой жизни…». Частично ты это видишь уже в этой жизни и получаешь зачаток Духа. У тебя есть то, что по-церковнославянски святые Отцы называют «предвкушением мздовоздаяния». То есть в тебе уже живёт это предчувствие, тебе было озарение, и ты уже знаешь какое оно. Оно ещё убегает от тебя. Но ты уже знаешь. И в этом состоянии его несешь, как блюдце, наполненное водою до края, боясь разлить. Знаешь, что содержимое легко расплескать, стоит только споткнуться. А потом – когда ещё будет то озарение!.. Ты уже знаешь вкус мёда духовного. Слава Богу, ты прозрел и осознаешь, что ждет тебя за гробом после выхода из биологического тела, тебя уже нечем испугать, ибо ты полон уверенности в этой жизни. В действительности же человек больше всего боится смерти, и всю жизнь он гонит от себя эту мысль. Но человек искренне верующий не боится смерти и ежедневно приближает мысль о смерти, каждый день помнит о ней, стремясь прожить этот день так, как будто он последний в его жизни, поскольку знает, что ждет его там, и чего можно лишится за один день… Каждый день на вес золота!..

«Хром тот, кто любит век сей; но если он, презрев его, Бога возлюбит, плоть же возненавидит, то станет право ходить». Кто неправильно идёт, тот любит материальное, богатство века сего. А кто возлюбит в первую очередь Бога, то и всё остальное будет прилагаться, ибо Господь не хочет, чтобы мы были голодны, холодны, раздеты. Ведь если мы можем своим детям добрые даяния давать, то насколько же Он хочет того же нам и нашим детям! Потому кто ставит Бога не на первое место в своей жизни, тот «неправо ходит», тот хромой. А кто поставит на первое место Господа, потом семью, на третье ближнего, а на последнее материальное, он начинает правильно идти, – этому учит Слово Божие. Господь говорит: идите к Иоанну и скажите ему, что по плодах узнаете их. Слепые видят, хромые начинают правильно ходить в этой жизни и получают плоды обязательно.

«Глух тот, кто увлекаясь суетными заботами, не внимает Божественным словам, но если он, оставив всё, Заповедям Божьим себя предаст, то, значит, начал слышать». То есть начинает слышать голос Господний.

«Кто гневом или завистью и злословием преследует ближнего своего, тот прокажен (Как глубоко авва Исаия берёт причину проказы греха! Грех – это беззаконие. А Закон в одном слове – Возлюби! Так кто же в проказе греха? – тот, кто гневается, завидует, злословит, заражен духом насилия и корыстолюбия). Но если эти пороки отбросит, то станет чистым» (потому что очистит корень, а ветви потом будут очищаться, но сначала необходимо очистить корень, сердце наше от нелюбовности, несмиренности).

«Итак, слова: слепой прозревает, кривой ходит, глухой слышит, прокажённый очищается значат, что человек во время нерадения своего и беспечности бывши мёртвым в этих пороках (вот о каких «мертвецах» идёт речь. Не на кладбищах Господь будет воскрешать плоть и кровь, ибо «плоть и кровь Царства Божия не наследуют». Наши сердца воскрешает Господь!), возвращается к жизни. И потом благовествует (был мёртв – ожил, принял пророка как пророка, а праведника как праведника, и получил награду пророка и праведника, и начал благовествовать) тогда как прежде был беден чувствами и лишён богатства добродетели». Здесь авва Исаия толкует «нищие благовествуют» в понимании «нищие» со знаком минус. Он истинно говорит, но это не единственное толкование, ведь Библия безгранична. И отличить правильное толкование от неправильного можно только золотою тростью или мерочной веревкой Духа. То есть настоящим каноном Господним – «Возлюби, а для этого смирись!». «Этого сподобляется он, когда отрицается любимых пороков перед Тем, Кем крещается…». Так говорит авва Исаия.

«И блажен, кто не соблазнится обо Мне». Этот стих часто истолковывают неправильно. Иисус не искушает. Как можно искуситься через Него? Сказано: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18.7). Иисус не виноват в том, что приходит соблазн. Только из-за нашего несовершенства мы многого не можем вместить, не понимаем, идем не Его путем. Иисус есть Путь. Господь дает нам путь праведности, который ведет в жизнь вечную. Так вот, мы можем сойти с этого пути: влево или вправо. Вот это и есть соблазниться в Иисусе, соблазниться в пути спасения (имя Иисус означает «Спаситель», «Ягве спасает»). Мы можем быть уверены, что идем путем спасения, а в действительности давно свернули с праведной дороги и идем в мир. И мы – слепые поводыри для слепых, ведь тянем за собой ближних своих, семью или паству свою.

Соблазниться в Иисусе влево – значит идти в мир, когда фарисейская закваска начинает овладевать человеком и сокровищница его вмещает тряпки и лоскутья, вместо золота. Как говорит ангел к Церкви в Лаодикии (современный религиозный мир): «Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг» (и здесь видим «нищ», «слеп» со знаком минус). «Советую тебе купить у Меня золото огнём очищенное» (Откр. 3.17-18), – говорит Господь, – золото истинной ценности. Потому что в сокровищнице твоей – лохмотья! Для тех, что сошли влево, то есть пошли в мир, рано или поздно этот путь совращения закончится тем, что заберется и последний талант – вера.

Есть и иной путь совращения – вправо. Мы начинаем подниматься, получать плоды, а потом попадаем в прелесть. Это случается если человек берёт на себя непосильный духовный груз. Берет столько, сколько не может вместить, закладывает такой пост, который не может выдержать. И сказано: имеют ревность к Богу, но не по разумению. И в результате теряют то, что приобрели. Я знаю такие примеры. Беда, когда человек берет на себя больше, чем может понести. Беда и в том случае, если человек не берет того, что мог бы поднять. Идите средним путем, не совращаясь ни влево, ни вправо. Влево свернешь – пойдешь в мир; вправо – упадёшь в прелесть; а в результате – потеряешь всё. Приходит момент протеста: как же так, я работал, а Ты, Господи, забрал у меня эти вещи?!. И человек начинает падать в грех, в соблазны, и теряет всё, что имел. И не понимает, что все через его лжеревность, ревность не по разумению. И не имеет по большому счету значения, в какую сторону мы упадем. Безусловно, большинство падает влево, но для Господа – все равно… Ты все равно сошёл с праведного пути, пути смирения, и ты гибнешь. Так вот, «И блажен, кто не соблазнится обо Мне». Аминь.



† † †



ВЫШЛИ В СВЕТ ТАКИЕ КНИГИ ПРОТОИЕРЕЯ ОЛЕГА ВЕДМЕДЕНКО:

* Пособие по духовному деланию “ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ...”
(Внутренняя Сила или духовные основы успешности и здоровья; почему мы болеем или как стать здоровым; памятка для тех, кто ищет спасения; практические советы в продолжение дня; правила борьбы невидимой; если на вас наслано порчу; прерывание родового проклятия; самоотчитка... Эти и другие материалы вы найдете в небольшой по размеру, но содержательной и исполненной реальным опытом книжке, 104 стр.).

* Две книги из серии “Ответы священнослужителя”: “ЕЩЕ НОЧЬ...” и “ВКУС БЛАГОДАТИ” (Ответы на вопросы, коими укоряют православных представители различных протестантских конфессий: почему поклоняемся Богу перед иконами; почему празднуем не иудейскую субботу, а новозаветное воскресенье; почему крестим грудных детей; почему часто крещение осуществляется не через полное погружение, а путем обливания; как правильно обращаться к Богу /неужто только Иегова?/; нужно ли молиться за умерших; почему почитаем мощи, молимся святым; почему чтим Богородицу, и были ли у нее еще дети, кроме Иисуса... Также о числе зверя /666/; когда и как придет Антихрист; как правильно поздороваться в церкви; можно ли есть мясо с кровью; головной убор в храме /мужчины и женщины/; свойства святой воды; происхождение человека и т. п.).

Книги на украинском языке.



* НАПИШИТЕ НАМ
, и мы проинформируем Вас как получить по почте книги, конспекты лекций, а также аудио- и видеозаписи лекций и проповедей протоиерея Олега. В письмо вложите пустой конверт с обратным адресом.

* НАШ АДРЕС:
Протоиерею Олегу Ведмеденко, Библейская школа духовного совершенствования, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021. (Подробная информация помещена также на сайте www.vedmedenko.org «КНИГИ И АУДИОЗАПИСИ»).


Наши группы в социальных сетях:

Facebook: Олег Ведмеденко

Вконтакте: Олег Ведмеденко

Наши блоги в социальных сетях. Добавляйтесь: