Библейская школа духовного совершенствования Епископа Олега Ведмеденко
  на главную    укр   рус      Учение Господне состоит в едином слове: ВОЗЛЮБИ! Возлюби, а для этого СМИРИСЬ, а значит, прими ближнего своего и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды.
ПОИСК В РАЗДЕЛЕ ЛЕКЦИИ:

Евангелие от Матфея. Мф. 6.16-34. О посте. Собирайте себе сокровища на небе. Уповайте на Бога.

Лекция № 30

Лекция:
В прошлый раз мы закончили 6-ю главу Евангелия от Матфея 15-м стихом. Мы рассмотрели молитву Господнюю "Отче наш". Сегодня продолжаем исследование с 16-го стиха, о посте:

"Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец видящий тайное, воздаст тебе явно".

Ещё раз подчеркну, что Нагорная проповедь фактически не требует комментариев, разъяснений, здесь всё на поверхности. Здесь сила в морально-этическом плане.

"Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры…". Что такое пост? Слово пост обозначает воздержание. Воздержание от чего? Как определил святой Антоний Великий – воздержание языка, сердца и чрева. Как видим, чрево на последнем месте, хотя без воздержания чрева не обойтись. Отдай плоть и прими дух, - учит Церковь. А для того, чтобы сдерживать чрево, для того, чтобы освободиться от плотских страстей, от закона плоти (собственно от сатаны; потому что сатана и есть тот супротивник, тот закон плоти, который есть в нас), освободиться от звериных инстинктов, духом победить плоть, - необходимо начать с корня. И не правильная та борьба, которая начинается с веток, которая начинается с периферии. Нет, сначала центр – корень, ибо, если корень святой, то и ветви святые. И мы должны начинать со своего сердца. В этом суть учения Господнего. "Фарисей слепой! – говорит Господь ветхозаветным лжепостникам, - очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их" (Мф. 23.26). И действительно, неверный метод борьбы, который начинается с периферии. Помним, суть спасения, суть учения: сердце – это основа. "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим…" (Мф. 22.37). Сердце – это и есть основа. Начинаем с ума, с души, с сил, но всё равно всё должно сойтись в сердце. В сердце вход в Царство Небесное, в сердце двери, которые ведут к Богоединению, к обожествлению. По словам архиепископа Луки сердце – тот мистический орган, который реально существует, который есть органом наивысшего познания. Значит, пост должен быть в сердце, но сначала, безусловно, мы должны прилагать наши собственные усилия. В этом суть метода православного исихазма, той восточной традиции в деянии, в труженичестве, в духовном подвижничестве. Войти в сердце и очистить его, но сначала войти в сердце умом.

Отцы Церкви сравнивают душу с чашей, которая имеет внутреннюю и внешнюю часть. Так вот, внешняя часть – это то, что мы видим, то, что на поверхности. Это собственно то, что мы называем душой. И когда мы говорим о душе, то имеем в виду внешнюю часть души, - то есть разум и нашу волю; которые проявляются внешне, и видимы, и контролируемы нами . Но чаша имеет и внутреннюю часть, и она важнее внешней. Внешняя часть может быть очень красивой, инкрустированной, а внутри наполнена гадостью. Какая польза с такой чаши? Важно, что внутри.

Так вот, внутренняя часть чаши называется сердцем. И в сердце находится наиболее ценное – дух человека, собственно человек, потому что человек есть дух, который имеет душу и живёт в теле. Метод исихазма (греч. "безмолвие") – это метод достижения безмолвия страстей в нашем сердце. Достижение полной победы духа над плотью. Заключается он в том, что в первую очередь человек связывает язык. Для чего? Чтобы войти в сердце. Если мы разговариваем, издаём звуки, потрясаем воздух, то не слышим, что делается в нашем сердце. И не зря Отцы Церкви постоянно подчёркивают это. "Говори, если имеешь что-то лучшее чем молчание", - учит Григорий Богослов; "Оградись молчанием, и внемли себе", - Серафим Саровский; "Я многих видел, которые спаслись молчанием, а многословием – ни одного", - Амвросий Медиоланский; "От молчания ещё никто никогда не раскаивался", - Серафим Саровский. А вот, что говорит апостол Иаков в своём Послании о языке: "А язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию" (Иак. 8.9). Так вот, сначала мы должны связать язык, должны оградиться молчанием, прислушаться к себе, чтобы было слышно, что делается в нашем сердце. Когда светло на улице – мы звёзд не видим, но когда свет гаснет, - тогда мы видим бездну неба и бесконечность звёзд. Тут «свет» в смысле мирского, внешнего, которое мешает нам увидеть мистическую глубь, и которое мы должны погасить молчанием.

Меньше говорить, и больше прислушиваться к себе! И тогда мы начинаем видеть, что делается в нашем сердце; тогда оно становится подобно приоткрывающемуся цветку, в который можно заглянуть и увидеть, что внутри. И тогда, как учат Отцы Церкви, наш ум уже не связан пустословием, многословием, но очищен молчанием, и, как пчёлка, начинает кружить над этим цветком и контролировать содержимое. А внутри там наш дух, а внутри там - Господь, но там же и сатана – закон плоти; - всё это в сердце. Как говорит Господь: "Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство…" (Мар. 7.21-23). Сердце – это глубины сознания, это – подсознание. И умом входя в сердце, мы очищаем его. И тогда уже видим "врагов своих домашних", то есть врагов дома сердца своего, и можем воевать как мужи с открытым оком. Воевать с врагом в самом логове его, воевать с ним в доме его, как говорит Господь: чтобы ограбить дом, надо связать хозяина дома. Так вот, пока в нас хозяин закон плоти, звериный инстинкт, - мы должны научиться связывать его в своём сердце, - вырубать под корень. Вот суть поста, суть исихазма, суть учения и практики спасения. Оградись молчанием, войди в сердце, усмотри там тьму, мерзость, и очищай её. Это и есть труд. Труд не одного дня, не одного года, - это труд всей жизни. И только этот труд приведёт к Богопознанию, к Богоединению, к обожествлению и Богосозерцанию. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". А когда мы уже видим Бога, когда мы имеем ощущение Божьего присутствия, когда мы видим славу Господнюю, то уже не мы воюем с плотью, а Господь борется за нас. Не вместо нас, а за нас, вместе с нами, и мы разрешаем Ему это делать. Мы возносим свои руки к Господу, и Иисус воюет в нас с нашим Амаликом. И тогда мы, безусловно, разрешаемся от греха плоти, и тогда освящаем тело и приходим к победе. Вот тогда приходит и воздержанность чрева. Человек, который борется с чревом, не очистив сердца своего, уподобляется воину, который воюет с завязанными глазами. Он чувствует удары, он сам наносит удары, но не знает куда и не знает от кого. Суть поста в воздержании языка, сердца и чрева. Только тогда будет успешной наша борьба! А пост и молитва – это два крыла христианина, которые поднимают нас на высоту совершенства, которые поднимают нас к Богу, в Царство Небесное, Царство Божие. Поднимают тем путём смирения, тем путём веры, который отцы Церкви называют – суровый и ясный путь веры и спасения.

"…Ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою". Пост – это радость. Пост – это тихая радость борьбы, потому что пост всегда заканчивается победой, если этот пост, определил Господь. Идёмте этим путём, и обязательно у нас будет победа. О посте говорит Господь в Книге пророка Исаии, 58-я глава. Мы её уже неоднократно исследовали. Эта глава говорит нам, как не следует и как нужно поститься, то есть, какой пост ждёт от нас Господь.

"Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззаконие его…" Это говорит Господь к Исаии. Он говорит: есть церковь, есть "смоковница", она имеет листья, исповедует веру (листья – это исповедание веры), а плода не имеет. Она стремится к Богоединению, это тело Моё, но идёт не тем путём: путём, который указывает сатана, а не Я. "…и дому Иаковлеву – на грехи его. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желая приближения к Богу:

"Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?"
Не так молятся, не так постят. Мучат душу. Не мучьте душу, а спасайте, лечите душу! "Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других". И здесь ударение на словах "поста вашего". Это не тот пост, которого Я желаю. Вы боретесь с колбасой, а необходимо, чтобы вы боролись с грехом. Как говорит Иоанн Златоустый: Какая польза тебе: мяса в пост не ешь, яиц, молока не пьёшь, а пьёшь кровь брата своего?! Разве это пост для Господа? Обуздание языка, сердца и чрева – вот пост! Не начинай с чрева. Фарисей слепой, что же ты чистишь внешнюю сторону чаши: изнутри очищай!

"Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других…" Свои усилия прикладываете, но не по рассуждению Божию. Апостол Павел так говорит в Послании к Римлянам о таких: "Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией" (Рим. 10.2-3). "…Таков ли тот пост, который Я избрал… (Господь показывает, какого поста Он желает). Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо". "Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений" (Ос. 6.6), - говорит Господь устами пророка Осии. "…и правда твоя пойдёт пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя". И буде Господь сопровождать тебя в этом посте. Как сопровождает Господь? Когда выходил народ Божий из Египта (я сегодня подчёркивал это на проповеди), то ангел и облачный столб, шедший впереди и указывающий путь, переместился и стал позади Израиля, народа Божьего, чтобы защитить их от фараона, догонявшего их. Это мы выходим из Египта, из страны рабства греха, из страны рабства плоти. Сначала Господь указывает нам путь, а когда мы уже идём, - Он защищает нас, чтобы не догнал фараон и не посмеялся над нами враг наш.

"…Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождём твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают". Вот пост, которого желает Господь, - пост сердца! Чтобы сердце становилось милосердным; а если в сердце смирение и любовь, - то и ветви освятятся, все направления нашей жизни освятятся. Но в первую очередь сердце – корень. Вот, что необходимо освящать нам.

"А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё…" Что такое голова? Понимание. Чем помазать её? Елеем, а елей – это милосердие. Лицо – это есть воля. Умой его чистой водой слова Божьего, водой веры, покаяния, водой благодати, которая по вере, чтобы было оно чистое. Согласуй волю свою с волей Божьей: открой 58-ю главу Книги пророка Исаии и прочти, как нужно поститься, и так постись! И будь уверен, без плода не останешься.

"…чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой видящий тайное, воздаст тебе явно". И всё время речь идёт о тайном. В действительности речь о подлинности, об истинности, потому что вера, которая напоказ, - есть фальшивая вера. Только тогда вера истинна, когда она тайная в плодах своих, не показная. Это не значит, что мы не должны исповедовать устами. Речь идёт о наших отношениях с Богом, с Живым Богом. Вера должна быть настоящей, и не важно, что меня окружает; я должен быть постоянным в вере, и должен иметь отношения с живым Богом. Это должно быть истинно, не фальшиво, не лицемерно, не по фарисейски. Я должен полностью положиться на волю Божию, я должен полностью погрузиться в этот Иордан, я должен войти в него "на плавание". И когда я плыву, - я имею духовное ощущение, чувство растроганности, умиления, покоя, надежды. Я имею ощущение защиты, уверенность в своей сегодняшней жизни и в завтрашнем дне. От меня удаляются все страхи, тревоги, я получаю мир, я вхожу в это Царство.

Кто имеет живую веру, тот знает о чём я говорю. Кто имеет этот опыт - знает, что это в действительности дороже всего. Наступает момент, когда тебе уже всё равно, что о тебе думают окружающие. Тебе уже всё равно воспринимают ли тебя окружающие. Тебе важно, чтобы совесть твоя была чиста, чтоб надежда твоя на Господа была полной! Тебе важно, чтобы ты находился в этом потоке, чтобы свет Христов был в сердце твоём, чтобы слёзы умиления постоянно были у тебя на глазах! Чтобы ты постоянно ощущал эту сущность в себе, а всё остальное уже не имеет значения, потому что конец всему – это выход из тела. Что ещё страшнее может быть? Кто из нас избежит этого выхода? То зачем печалитесь? Господь говорит: «Придите ко Мне…, и Я успокою вас» (Мф. 11.28). Достаточно страха и неуверенности, суеты и хлопот. Доверься полностью, чтобы ты почувствовал, что поднимаешься и вот-вот взлетишь. Когда такое ощущение есть, - то запомните его, зафиксируйте, чтобы удержать его, и нарабатывайте его. Это ощущение является раскрытием сердца. Раскроем же его! Потому что в этом смысл нашего труда, потому что к этому ведут все слова Господни. Когда имеем веру – искреннюю, правдивую, открытую, без лицемерия, без показухи, действительно истинную, только тогда "…Отец твой видящий тайное, воздаст тебе явно". Когда Он увидит, что вера твоя действительно искренняя, истинная, тайная, не показная, то есть живая вера, воскресшая вера, только тогда воздаст тебе явно…

"Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". И опять, отдайся полностью делу. Не заигрывай с Богом и не искушай Господа. Не охлаждай Духа Святого. В действительности всё земное есть тленно, ибо всё, что мы имеем здесь на земле, - это средства для того, чтобы добыть сокровище на Небе. И там, на Небе, не только после смерти биологического тела, но и в этой жизни еще стать счастливым, ещё в этой жизни войти одной ногой в Царство Небесное, ещё в этой жизни ощутить мир и радость в Духе Святом, и ещё в этой жизни собирать себе сокровища (не на буквальном небе) в сфере духовной. И каждый раз, когда мы смиряемся, - мы складываем сокровища на Небе. Когда мы делаем в смирении дела милосердия, то тоже собираем сокровища. И каждый раз, когда мы в смирении поднимаемся к Богопознанию, то мы собираем себе сокровища "на небе".

Слово Божье говорит о вере живой, и не зря наибольшим приветствием в христианстве есть приветствие: "Христос воскрес!". "Воистину воскрес!" – мы должны ответить не просто устами, а сердцем, и говорить: Да, вера ожила в моём сердце; да, Христос воскрес в моём сердце! Да, я верую уже не напоказ, не традиционно, не потому, что так удобно, так принято; а я верую потому, что я вижу Бога, я ощущаю Его, я имею с Ним живые отношения. Моя вера живая, и я не играю в веру, а живу этой верой. Если ты искренен в вере – то там, на Небе будет сердце твоё; и ты будешь жить биологическим телом ещё в этом мире, а духом и душой уже в ином, уже на Небе, уже в сфере Духа Святого. Ты будешь слышать музыку небесных сфер, ты будешь иметь молитву сердца и она прорастёт глубоко в тебе, поднимется на высоту постоянной молитвы сердца. И она возрастёт в тебе на высоту постоянного Богосозерцания, на высоту предстояния перед Богом, на высоту хождения перед Богом…

Я говорю здесь как тот, кто видел, как тот, кто знает! Я не говорю с позиции просто веры, я говорю с позиции знания, потому что я видел это духовными глазами, я видел Небо открытое! Я призываю не к какой-то абстрактной, эфемерной идее, которая неизвестно существует ли вообще, которую возможно мы себе придумали, чтобы успокоиться, и ведём себе такую психотерапию верою. Я говорю как тот, кто видел и знает, что это существует! Я видел прошлое, настоящее и будущее, и вся вселенная была во мне, а я в ней. Господь тогда сказал мне: Я показал тебе это, как слабенькому, как тому, кто, не увидев этого, предал бы Меня; а теперь ты не сможешь Меня предать, потому что ты видел. Ты уже не веришь, а знаешь. Но Я показал это тебе не только для того, чтобы укрепить твою веру и перевести её в разряд знания, а для того, чтобы ты шёл и научал, и говорил: я видел Небо открытое! Это существует реально, это правда, здесь нет ни на йоту неправды, нереальности. Мир невидимый реален, он существует. И когда ты видишь это Небо, когда ты входишь в это Небо, тогда ты понимаешь насколько нереальным на самом деле становится этот мир физический, и это не душевное ощущение, это не психика - это ощущение духовное, выше, и глубже. Это мистика, это реальный Божественный опыт. Опыт Божественной Реальности существует! И мы, зная это, должны нарабатывать себе это Царство, эту реальность. Каждое слово Господнее – золото, каждое слово Господнее – это ключ к Царству, только доверимся Ему, только не будем играть в верующих, а будем жить этим. Кто на земле может сказать: Господь неправдив?.. Эти слова для нас, для каждого присутствующего здесь…

"Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?" Твоё око! Твоё видение, твоё мировоззрение. Оно может быть светлым, но может – и темным. Ты можешь жить этим и полностью положиться на волю Божию, ты можешь плыть в этом Иордане, ты можешь полностью погрузиться в этот Иордан - и тогда светло твоё око. Но ты можешь лицемерно изображать из себя верующего и иметь тёмное око - устами приближаться к Господу, а сердцем быть далеко от Него. Пусть око твоё будет светло, пусть мировоззрение твоё просветится. Совесть твоя – это есть твоё око. И она должна быть чистой, она должна очищаться. И каждый раз, когда шевельнётся во мне какое-то желание, моё око должно показать, что если я поддамся ему, то замутится моё око. А это уже неправильно и неправдиво, и это уже ложь и шаг назад, это уже беззаконие. И каждый раз, когда шевельнется во мне раздражённость, нелюбовность, алчность, то я обязан очистить своё око. Я должен очистить эту грязь и сказать: нет, это неправдиво, это затмевает моё око, это ведёт к гибели, а я знаю истину и имею чистое мировоззрение. Я полностью отдаюсь на волю Божию, я не играю в веру, но я верующий и верный, я имею открытое око, я вижу свет Христа не только в разуме, но и в сердце, как свет Благодати. Я имею духовное ощущение, и имею его только тогда, когда я в полной и безоговорочной надежде. И не дай Бог мне закрыть это око, не дай Бог, чтобы затмился свет Христов в моём сердце.

"Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне". Опять о том же! Маммона на библейском языке – божок хлопот мира сего. Маммона – это богатство, имущество, земное добро, так переводит митрополит Илларион. Маммона – это бог земного богатства. Не можем двум господам служить: или я полностью отдаюсь на волю Божию, духовно крещусь во имя Отца и Сына и Святого Духа, погружаюсь в эту живительную воду веры и благодати полностью, или служу маммоне. Два пути. Камо грядеши? Куда идёшь? Путь из Иерихона в Иерусалим – это путь служения Богу, а путь из Иерусалима в Иерихон – это служение маммоне. Это трудно, но это подвиг, это правдиво, безусловно. Нет иного пути. Или мы ежедневно в борьбе, ежедневно в посте и молитве, ежедневно складываем себе сокровища на небе, ежедневно очищаем своё око… Смотрите, это всё об одном и том же только разными словами! А речь идёт об искренности веры, о надежде, о воскресении. "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Иоан. 5.39). А Я воскрес, - говорит Господь, - а Я живой! Не будете служить Господу и маммоне одновременно. Но сатана нашёптывает нам каждый день: Нет, не умрёте! А будете как боги, которые ведают и добро и зло. Неправда! Умрём! И мы должны ежедневно хоть маленькую лепту положить в небесную сокровищницу, мы должны ежедневно хотя бы одно бревно вынуть из своего глаза, мы должны ежедневно служить Богу. Как говорит апостол: Мы сыны Божии по благодати Христовой, когда мы духовные. А что означает быть духовными? Тот же апостол говорит: "Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном" (Рим. 8.5) И о чём бы не думали на протяжении дня – это всё должно быть на фоне помышлений духовных, памятования о Боге! Если это так – то мы сыны Божии по благодати Христовой, и мы складываем эти сокровища, и мы идём из Иерихона в Иерусалим, то есть идём путём праведности, мы служим Богу.

"Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды?" Здесь есть много глубин, но я сейчас не хотел бы касаться этих вопросов. Почему? Морально-этический смысл сейчас важнее. Морально-этический смысл, который лежит на поверхности, сейчас для нас очень важен: доверимся воле Божьей, не будем думать о завтрашнем дне, потому что он сам о себе позаботится. Буквально не думай, что будешь есть и что будешь пить, только положись на волю Божию. И Он решит все твои проблемы, если у тебя отношения с Ним как с Живым Богом. А Его воля, чтобы у тебя были с Ним такие отношения. "Всё чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам" (Мар. 11.24). А если у тебя отсутствуют живые отношения с Богом, то ты можешь написать себе целый список прошений и провозглашать их безрезультатно с утра до вечера с холодным сердцем…

Воля Божья, чтобы мы имели живую веру, а она проявляется в надежде. Если есть надежда, - то надежда выше, чем вера, потому что "и бесы веруют, и трепещут", но они не имеют надежды. Если ты живёшь с надеждой, - то будь уверен, Господь решит твои проблемы. "Я был молод и состарился, и не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба" (Пс. 36.25). Отдайся на волю Божию, потому что "Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком" (Иоан. 10.10). Чтобы полной была ваша радость… Смирись, положись на волю Божию! Только это не означает, что лежи на диване и молись: Господи, пусть булки сыплются мне на голову… Не посыплются, не искушай Господа! Отличай чистое от нечистого. Работай, но на первом месте в твоей жизни должен быть Господь.

"Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?" И действительно, я печалюсь, что я маленький. Почему ты печалишься? Ты же от этого не вырастешь! Смирение, смирение, смирение… Учение Господнее – это учение о смирении. "Научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем…" (Мф. 11.29); "Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не призришь, Боже" (Пс. 50.19). Смирение и надежда – это слова синонимы. Ты имеешь веру – это только начало. Начало необходимо, без этого не будет возрастания. Ты не построишь крыши без фундамента: крыши благодати, крыши любви. Вера – это фундамент, но важнее возрастание в этой вере. Необходима вера живая, на которой строятся стены надежды и которая покрывается крышей благодати и любви.

"И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них". Я сейчас не буду раскрывать духовную символику, потому что нам важнее то, что лежит на поверхности. Здесь сливки, вершки духовные, употребим их!

"Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!" И всё-таки углубимся немножко глубже. Что такое пища и одежда? Пища – это исполнение воли Божьей, а одежда – это праведность. Мы часто говорим: я не смогу этого исполнить… Господь говорит: Любите врагов ваших! Не противьтесь злому! Если кто ударил тебя в правую щеку, то подставь ему и другую!.. – А я не могу! – Не печалься, что ты сейчас не можешь, ты отдайся на волю Божию, придёт время – и ты сможешь взять эту планку. Не смотри на проблемы, иди! Не сокрушайся тем, что ты не можешь сейчас исполнить, ты иди средним путём, но постоянно поднимай планку всё выше и выше. Поднимай её к той планке Господней! Не думай, будешь ли ты праведником (не думай об одежде), работай, не ожидая результата. Работай, не посматривая на часы: "не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?.." (Деян. 1.6). Не думайте о времени, его поставил Господь в своей власти; ты же делай своё дело, а твоё дело идти. Дорогу осилит идущий, и, будь уверен, придёт момент, когда ты поймёшь, что уже сможешь взять эту планку. Ты только иди, и будет у тебя праведность, и будет у тебя святость, - Господь даст всё. "Благословен грядущий во имя Господне…" (Мф. 6.32).

"Итак не заботьтесь и не говорите: "что нам есть?" или: "что пить?" или: "во что одеться?" Потому что всего этого ищут язычники…" Это язычники, идоляне служат Богу по принципу: Ты мне, я Тебе. Это идолослужение. Я прикладываю усилия – ну, и что Ты мне уже дал? Это язычество! Нет, на волю Божью в полном доверии, в абсолютной надежде подниматься к любви! Не как язычники, а ищи Царства Небесного, царства благодати, ищи царства любви, иди во имя Господне, Христа ради, а всё остальное тебе приложится. И исполнение воли Божьей, и одежда праведности, и буквальный хлеб, и буквальная одежда. "…и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом".

"Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы"
. Не заглядывай в завтра! У Господа есть три дня: вчера, сегодня и завтра. Вчерашний день не наш, и его не вернёшь, что бы мы ни делали. Единственное, что мы можем сделать, - это оценить этот день на весах воли Господней и слезами покаяния смыть всё, что было в нём нехорошего. Потому что Господь Тот, Кто сотрет и загладит все наши прегрешения. И завтрашний день не наш, потому что не знаем - проснёмся ли завтра утром. Дни лукавы, наш день сегодняшний. И сегодняшняя наша забота в том, чтобы, отыскав путь, идти ним и не останавливаться, помня о жене Лотовой; которая остановилась, законсервировалась, умерла.

"Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы". Вот мы и закончили исследовать 6-ю главу Евангелия от Матфея. Аминь.



† † †



ВЫШЛИ В СВЕТ ТАКИЕ КНИГИ ПРОТОИЕРЕЯ ОЛЕГА ВЕДМЕДЕНКО:

* Пособие по духовному деланию “ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ...”
(Внутренняя Сила или духовные основы успешности и здоровья; почему мы болеем или как стать здоровым; памятка для тех, кто ищет спасения; практические советы в продолжение дня; правила борьбы невидимой; если на вас наслано порчу; прерывание родового проклятия; самоотчитка... Эти и другие материалы вы найдете в небольшой по размеру, но содержательной и исполненной реальным опытом книжке, 104 стр.).

* Две книги из серии “Ответы священнослужителя”: “ЕЩЕ НОЧЬ...” и “ВКУС БЛАГОДАТИ” (Ответы на вопросы, коими укоряют православных представители различных протестантских конфессий: почему поклоняемся Богу перед иконами; почему празднуем не иудейскую субботу, а новозаветное воскресенье; почему крестим грудных детей; почему часто крещение осуществляется не через полное погружение, а путем обливания; как правильно обращаться к Богу /неужто только Иегова?/; нужно ли молиться за умерших; почему почитаем мощи, молимся святым; почему чтим Богородицу, и были ли у нее еще дети, кроме Иисуса... Также о числе зверя /666/; когда и как придет Антихрист; как правильно поздороваться в церкви; можно ли есть мясо с кровью; головной убор в храме /мужчины и женщины/; свойства святой воды; происхождение человека и т. п.).

Книги на украинском языке.



* НАПИШИТЕ НАМ
, и мы проинформируем Вас как получить по почте книги, конспекты лекций, а также аудио- и видеозаписи лекций и проповедей протоиерея Олега. В письмо вложите пустой конверт с обратным адресом.

* НАШ АДРЕС:
Протоиерею Олегу Ведмеденко, Библейская школа духовного совершенствования, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021. (Подробная информация помещена также на сайте www.vedmedenko.org «КНИГИ И АУДИОЗАПИСИ»).


Наши группы в социальных сетях:

Facebook: Олег Ведмеденко

Вконтакте: Олег Ведмеденко

Наши блоги в социальных сетях. Добавляйтесь:

güzel sözler