Библейская школа духовного совершенствования Епископа Олега Ведмеденко
  на главную    укр   рус      Учение Господне состоит в едином слове: ВОЗЛЮБИ! Возлюби, а для этого СМИРИСЬ, а значит, прими ближнего своего и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды.
ПОИСК В РАЗДЕЛЕ ЛЕКЦИИ:

Евангелие от Матфея. Мф.5:13-26. Задача апостолов. Иисус и Ветхий Завет. Не гневайтесь на своего ближнего.

Лекция № 24

Лекция:
Продолжим наше исследование. Мы исследуем Евангелие от Матфея, 5-я глава, Нагорная проповедь. В прошлый раз мы рассмотрели двенадцать стихов. Собственно рассмотрели Заповеди блаженств. Продолжим с 13-го стиха:

"Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного".


Какие чудесные слова! Нагорная проповедь - это песня, это шедевр проповедования! Кто скажет, что кто-то сказал что-то лучше, - тот покривит душой. И я лучше этого не слышал и не знаю. "Вы - соль земли…", - говорит Христос. Кому Он говорит? Ученикам, апостолам. И мы с вами также ученики, и Он говорит нам. Вы должны быть солью земли. Что значит соль на библейском языке? В положительном значении соль - это суть. Мы это знаем, и говорим в чем соль того или иного рассказа. В чем суть? А суть в нас. Мы должны нести эту соль, эту суть всем народам, и как сказал Господь: "Итак идите, научите все народы…". Несите эту соль, потому что эта соль хотя и в нас, но на самом деле не наша: это соль Господняя, и не дай Бог, нам быть учителями своего учения. Как об этом говорит Господь, и мы будем исследовать это в Евангелии от Матфея 23:8: "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель …", т.е., не будьте учителями своего учения. И не говорите: Я вас научу! Я - это последняя буква в алфавите. Нет! Господь научит через мои уста... Не я вас сейчас учу, вас учит Господь моими устами. Я инструмент в руках Господних, несовершенный инструмент, и я осознаю это. И пока я буду это осознавать и отвечать, когда мне при встрече будут говорить: Вы сказали сегодня чудесную проповедь: - не я, брат, не я, сестра, Господь сказал. Я просто позволил Ему это сказать. Пока я буду так держаться, - я буду пророком, я буду проповедником, я буду учителем Господним. Но как только я начну говорить: Я! Научитесь у меня! Все! Мне нужно будет убегать с этой трибуны, потому что за каждое слово я дам ответ перед Богом! "А вы не называйтесь учителями..." Я Учитель, а вы проводники этого учения. "И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах". Я явил вам Отца, но благодаря вам создаю духовных детей Ему, говорит Христос. "Хотя у вас тысячи наставников во Христе, - вторит Христу апостол, - но не много отцов (тех, которые действительно рождают, проповедуют слово живое), я родил вас во Христе Иисусе благовествованием".

Так вот, "Вы - соль земли…", и вы должны нести эту соль. "Если же соль потеряет силу…, (т.е., когда в вашем обучении, в ваших проповедях, в вашем служении, в вашей церковной жизни потеряет силу соль - суть) то чем сделаешь ее соленою? (И мы это с вами знаем. Мы хорошо знаем что такое пресная проповедь. Что такое пресное богослужение. Оно пресное тогда, когда не имеет благодати, когда нет слез умиления на глазах. Слезы - это признак благодати. А благодать появляется только тогда, когда есть смирение). "Господь противится гордым, а смиренным дает благодать!" Благодать по смирению! И соль всего - смирение. Если я действительно смиренный, и говорю: не я, Господи, а только Ты. Слава Тебе принадлежит! Господи, я неразумный… Помните, как говорил Соломон: Я - неразумный, немудрый, но Ты поставил меня над народом Своим. Дай мне разум и я ничего больше не хочу. Дай мне разум, - просил Соломон. И Господь дал ему мудрость. Смирение - соль в Соломоне. И если эта соль потеряет силу, и человек вместо того, чтобы быть нищим духом со знаком плюс, становится нищим духом со знаком минус, и считает себя богатым ("Я богат, разбогател, и ни в чем не имею нужды…"), он теряет соль. И знания убегут, ибо Дух Святой ходит там, где хочет. А хочет он там, где смирение. Вот в чем соль! Господь осмеянным не бывает. И мы знаем, что те люди, общины, проповедники, пастыри, которые теряют смирение, - обязательно теряют и знания. Рано или поздно! Хотя это не значит, что он завтра уже выйдет на трибуну, на амвон церковный, и ему нечего будет сказать. Еще по инерции некоторое время будет литься живая вода, но настанет момент, когда соль потеряет силу до конца. Соль - это смирение, вот этим нужно солить.

Вспомните жертвы ветхозаветные. Эти жертвы являются тенью духовных вещей. Вспомните, как они приносились. Обязательно жертву посыпали солью. Без соли не принимается. Почему? Потому что, когда ты приносишь жертву не смиренно, если ты не смиряешься, то не нужна Богу такая жертва! Если ты с братом в ссоре, не смирился, но жертву принес, то говорит Господь: оставь эту жертву около жертвенника, иди и помирись с братом своим! А чтобы помириться - нужно ой какое смирение... Как часто мы осознаем, что мы не правы и раскаиваемся в этом. И знаем: что неправильно сделал, нужно было бы извиниться, но что-то внутри не пускает. Гордость! Иди и помирись, скажи: брат, я несовершенный, прости мне, дорогой! Простит ли он, забудет ли, это уже вас не касается. Вы сбросили с себя гордыню, смирились, и вы получаете благодать. А простить или нет, это уже его проблемы: выбор за ним. Или так же смирено скажет: прости и ты мне брат, и пусть Господь нам обоим простит грехи наши... Или бросит с фарисейским тщеславием: пусть Бог прощает!..

"Вы - соль земли…" И вы должны нести смирение, и проповедовать путь Христа. Мы должны сами взять этот крест (а этот крест, опять же - смирение), и идти на Голгофу принести жертву, принести себя в жертву на Голгофе. Но до жертвы еще далеко, сначала нужно взять крест на плечо. Нужно приносить жертву, говоря другим языком, потрясая перед Господом. Это "плечо овна", о котором мы с вами читали в Книге Чисел 6:19-20. И только тогда Господь примет твою жертву на кресте. Говорит апостол: Если я и жизнь свою отдам во всесожжение, а любви не имею, то напрасна и жертва моя; "Ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы её; к всесожжению не благоволишь (Без "соли" Ты не желаешь!). Жертва Богу - дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Ты не призришь, Боже". Посоли эту жертву!

"Вы - свет мира…" Вы должны просветиться сами, а тогда просвещать других. Вы должны просолиться сами, стать солью земли, а тогда осолять и других. Вот путь. "Спасись ты - и тысячи возле тебя спасутся", - говорит преподобный Серафим Саровский. Вот суть! Вы должны знать суть учения Господнего, а оно в одном слове - Возлюби! А к любви никто не придет иначе, как через смирение, ибо нет другого пути. Смирение - это начало и конец. "Я Альфа и Омега, Начало и Конец…" Начало всему - покаяние с плодами смирения, т.е. покаяние в смирении. А вершина восхождения - Любовь. И опять же в смирении! Вы соль, вы должны сами стать той солью, и вы должны рассеивать эту соль по земле. Слово, вера, благодать. Отец, Сын, Дух Святой. Соль - это любовь и смирение. Далее - восыновление этой любви и смирения. И, наконец, распространение, одухотворение ее. "Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?" Если ты потеряешь благодать, то где возьмешь ее? Какой властелин мира сего даст тебе ее? Вот она - соль: благодать от смирения, потому что смирение само по себе это только путь. А нам важен результат, результат этого пути - Богоединение. Смысл бытия в Богоединении! И суть пути Богоединения - в смирении, стремиться к любви, к совершенной любви, в полное погружение в Дух Святой.

"Когда соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям". Все то, что вы имеете, и ваши жертвы, и ваше служение, и ваши проповеди, если они без соли (без благодати, которая от смирения), выбросьте их вон! Дом - это церковь. В этом доме, в этой палатке утвердился Авраам и принимает трех Ангелов. В этой горнице собираются апостолы, и сходит Святой Дух в день Пятидесятницы. Так вот, если соль пришла в негодность, - ей нечего делать в этом доме, ее нужно выбросить вон. Выброси ее в мир, и там веди свои пустые разговоры. Там твори свои пустые обряды. Соль - это благодать от смирения. И сказал это Господь фарисеям ветхозаветной Церкви: "Вот оставляю дом ваш пустым". Все, там нет соли.

"Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы". Вы, - говорит Господь. Он обращается к нам. Это мы должны найти этот свет в слове Божием, в учении Господнем, это мы должны сами просветиться этим Светом. Причем просветиться во всей полноте, как Словом, так и верой, ибо это тоже свет, так и благодатью, ибо и это свет, и свет наиболее полный, свет Христа. Слово, вера, благодать. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…" Слово - это тот свет, который первым появляется в нас. Мы слышим Слово в проповеди, в чтении Священного Писания, в общении с творением Господним, с природой; слышим и как покаяние в сердце своем, как умиление, жалость, любовь. Мы слышим это Слово, и это первое, что мы имеем. Первый шаг. Но потом это Слово должно стать плотью, телом, - воплотиться в нас. Мы должны исповедовать Христа в своей плоти, а это уже свет веры. А потом благодать, потом стяжание Духа Святого, потом свет Христа, мистический опыт, - потом мир и радость в Духе Святом. И слово знания становится словом мудрости, и все, кто просто общается с тобой, наполняются этим светом, заряжаются, согреваются этой благодатью, и сами становятся источниками этой благодати.

"Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы". Мы не можем спрятаться если мы освящены светом, мы не можем спрятать его, мы на виду, поверьте мне. И каждый из вас знает: пока еще не был на вершине горы, пока еще не имел ни слова, ни веры, ни благодати - никто тебя не знает. Но когда просветишься светом, то за тобой все следят. И не дай Бог тебе немного споткнуться, как уже говорят: смотри, верующий! Видишь, крестик нацепил, в церковь ходит... Не спрячетесь! Помните об этом. Мы на вершине горы, - все и каждый из нас в частности. И Господь поставил нас на эту вершину не для того, чтобы мы там прятались, а для того, чтобы мы там раскрылись и светили. Чтобы на нас смотрели и прославляли Господа, и приходили к вере. Поэтому пусть светится свет ваш между людьми, чтобы они видя ваши добрые дела, а не только красивые слова, прославляли Отца Небесного. Потому что "по плодам их узнаете их" - говорить можешь очень красиво, и творить беззаконие...

"И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом..." Не для того Господь дал талант, чтобы ты закопал его в землю. А талант дал Он каждому из нас. И все здесь присутствующие имеют талант. И ни один не имеет права сказать: Господи, я бесталанный или бесталанная! Неправда. Талант есть у каждого человека, только не каждый из нас обнаружил этот талант, которым бы он мог служить Богу. "И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме". В каком доме? В церкви, ибо здесь дом Господний: "Дом Мой домом молитвы наречётся". "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного". Добрые дела, видеть добрые дела - это "По плодам их узнаете их", - говорит Господь.

Вот буквально один стих из "Добротолюбия". Как об этом свете говорит святой отец Церкви Макарий Египетский:

"А что души праведных соделываются светом небесным, о сем сам Господь сказал апостолам: "Вы есть свет мира". Сам соделал их светом, и повелел, чтобы через них просвещался мир, и говорит: "Не зажигают светильника и поставляют под спудом, но на свечнике, и светит всем иже в храмине. Так вот просветится свет ваш пред человеки", - а сие значит не скрывайте дара какой приняли от Меня, но сообщайте всем желающим. И еще: "Светильник телу есть око. Аще око будет твое светло - все тело твое просветится. Аще око твое лукаво, все тело твое темно будет. Аще ибо свет иже в тебе тьма есть, то тьма кольми". Какая же большая та тьма! - говорит Господь. Мировоззрение, видение наше, - с этого все начинается. Если основа ваша, видение тёмное (соль потеряла силу), то что ты можешь? То какая же страшная эта тьма! О чем ты можешь проповедовать? Ты слепой поводырь для слепых. Ты темный, ты сам в яму упадешь, и за собой потянешь тех, которые идут за тобой. "Как очи суть свет для тела, когда они здоровы - все тело освещено. И когда попадает что в очи и они омрачатся, тогда все тело бывает во тьме. Так и апостолы поставлены очами и светом для целого мира". Но разве только для апостолов эти слова? Уже в Ветхом Завете мы читаем: Кто коснется вас - коснется зеницы Господнего ока. Кого вас? Народ Божий, народ Израиля. "Ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать". Мы должны говорить о том, что видели. Мы должны видеть истину и проповедовать, но не просто видеть, но и жить в этой истине, стараться жить в этой истине. "Посему, Господь заповедуя им, сказал: Если вы будучи светом для мира, устоите и не совратитесь, то просвещено будет все тело мира. А если вы, свет мира - омрачитесь, то тьма, то есть мир, кольми?" Если вы, верующие, - темные, то что уже говорить о мире!? То откуда там появится свет? Мы - зерна света. Мы должны знать истину, мы должны исповедовать ее во плоти, т.е. делами. Мы должны подняться к высоте одухотворения ее, т.е. к стяжанию благодати Духа Святого, и этот свет нести. Получить силу помазания, благословение Господнее на служение, и служить. Идти и учить все народы, крестя их во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча всему тому, что Господь завещал нам в день Пятидесятницы. "Вы примите силу, когда сойдёт на вас Дух Святой, - говорит Господь, - и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и в Самарии и даже до края земли". Если вы не будете свидетелями, если вы не будете тот свет нести (ибо Бог - есть Свет, а мы светильники), то как засияет Свет?.. Глаз является светильником для тела. Если мир - это тело, а вы - его глаза, то если глаз будет темным, тогда мир погибнет в темноте своей! Тогда вы будете слепые поводыри для слепых, потому что - вы зеница ока Господнего. Какая ответственность! Эти слова для каждого из нас. Это мы зеница Господнего ока, это мы свет для мира, это мы должны подняться на эту гору, а потом спуститься с нее, чтобы поднять туда остальных. Какое ответственное задание!..

"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не перейдет из закона, пока не исполниться все. Итак кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное!"

"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков..." Не подумайте, что Я пришел разрушать Закон Божий - Десять Заповедей, как кое-кому кажется. "…Не нарушить пришел Я, но исполнить…" Слово "исполнить" имеет двойной смысл, ибо не только исполнить, но и дополнить (церковнославянским языком "исполнити"). Это значит: и выполнить, и дополнить. Я не пришел нарушать Закон Божий. Нельзя быть христианином и убивать, и нарушать шестую заповедь! Нельзя освящать оружие - орудие убийства! Нельзя благословлять войну! Не имеете права. Я не пришел отменять Заповеди Божии. Как-то я имел беседу с одним священнослужителем. И им была фактически высказана точка зрения большинства церковной элиты сегодняшнего дня: "А если придут немцы, американцы, китайцы, и уведут нас в плен. Как тогда - "Не убивай?!" Мне нужно защищаться, государству нужно защищаться, и оно должно иметь войска! Разве апостол Павел, (Деян.ап.10:1-31) когда уверовал Корнилий сотник, сказал ему: бросай копье? Нет! Когда римские воины спрашивали у апостола: что нам делать? Он говорит: Будьте довольны оплатой своей. Он же не сказал: бросайте армию!? В чем же дело? Почему же не сказал? Значит, апостолы благословляли убийство? А войны народа Израилевого? А заклятие мечом Иерихона? А вот: "Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих (вавилонских) о камень"? Что скажете на это?.." И когда "соль потеряет силу…", тогда действительно ответа нет. Буква убивает, Дух животворит. А на самом деле, апостол говорил сотнику Корнилию не бросать армию потому, что он должен быть светом в армии. Господь не сказал пророку Своему Даниилу убегать от оскверненного Валтасара потому, что он должен быть возле него, и быть светом ему (этому миру). Господь не сказал Иосифу бежать от фараона, но быть там и светить светом Христовым. Господь не сказал по букве разбивать головы вавилонских детей о камень, ибо это нужно понимать только по духу: отличай чистое от нечистого, святое от не святого. Ибо не может Тот, Кто - Законодатель и дал Заповедь: "Не убивай!", говорить: Убивай детей вавилонских! Нет, Господь истинный и правдивый, и если не убивай, то значит не убивай. А надо убить в себе змея, убить в себе зло, убить в себе тех "детей вавилонских", "потому что наша брань не против крови и плоти.., но против духов злобы поднебесных"… Будут смотреть и не видеть, слушать и не слышать, - говорит Господь. И будут буквально разбивать головы младенцев халдейских о стены, и думать, что выполняют волю Божию; забыв разбить в сердце своем всякое понимание вавилонское ("голова" - на библейском языке "понимание", а Вавилон - это смесь чистого с нечистым) о Камень, имя которому Христос. Это Тот Самый Камень из которого течет мед, как мы читаем в Священном Писании. И опять не буквальный мед, а Мед Благодати. И в Иерихоне заклинать не буквальным мечом, но мечом духовным, который и есть Слово Божие! Читай Апостола! Заклинать - это соединять со Словом, и тем самым уничтожить дух злобы, а не убить буквальным железным мечом стариков, младенцев, женщин, да еще и беременных. Ты, если твоя жизнь вынашивает в себе грех, - убей такую жизнь в себе! "Кто душу свою хочет спасти, тот погубит ее". Читай Священное Писание по духу! А если ты читаешь его по букве, то тогда по букве и вырви себе глаз, когда он будет соблазнять тебя, - и не дойдешь до дому с двумя глазами. "Ибо если глаз твой соблазняет тебя, вырви его", - говорит Господь. Не очень-то спешишь буквально выполнять эти слова? Хватает здравого рассудка? Бог есть любовь, а любовь не убивает! Любовь животворит… Не разрушать пришел Христос, но выполнить. От первой до последней заповеди, в том числе и шестую. Я остановился на шестой заповеди... Не знаю почему, так Господь дал. Так можно говорить о каждой из заповедей, но шестая наверное наиболее показательная в этом плане.

"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков". Нельзя называться христианином и убивать, и воровать, и совершать прелюбодейство, и свидетельствовать неправдиво на ближнего своего, и завидовать. Господь не нарушал закон. Ибо кое-кто говорит: Он отменил Закон! Теперь можно нарушать Заповеди смело! Неправда, Господь пришел, чтобы выполнить Закон, и поднять Его на более высокую ступень, ступень Любви, и объединить в одну Заповедь - "Возлюби!" Потому что весь этот спектр Заповедей, как радуга, сливается в единый белый свет - свет Любви. Так как же Господь "отменил" Закон? Представьте себе помещение вокзала. На стене висит табличка: "Не плевать! Не сорить! Не курить! Штраф - 40 гривен!" Это закон? Закон. А теперь по аналогии: "Не убивать! Не воровать! Не прелюбодействовать! Штраф - проклятие!" Это тоже Закон. Чем отличается служение подзаконное и подблагодатное? Чем отличается Ветхий Завет от Нового Завета? Когда в это помещение входит человек благочестивый, которому и в голову не придет плевать, курить, сорить: Разве ему эта табличка нужна? Нет! Но не потому, что он имеет право плевать, курить, сорить, а потому что ему это и в голову не придет! Потому что он пришел выполнить этот закон, а не нарушать. И не для него эта табличка! Он находится выше нее, он поднял планку поведения на более высшую ступень - ступень благочестия. Вот, что значит пришел "не отменить" - это значит пришел выполнить и поднять на более высшую ступень, ступень благочестия, любви, ступень совершенства...

"Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота (йота - это наименьший значок еврейского алфавита), или ни одна черта не перейдет из закона, пока не исполниться все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном"… А вот теперь выбирайте. Выбор всегда за нами. Отбросить или выполнить и научить! Ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное!" Эти слова для нас. Это наша праведность, и она должна превосходить праведность книжников и фарисеев. Книжники - это те, которые знают Закон. Фарисеи - это те, которые считают себя самыми первыми среди народа Божьего. Так вот, наша праведность должна превосходить праведность книжников и фарисеев. А в чем праведность? Найти правду и идти этой дорогой правды. А в чем правда? Возлюби! А как возлюбить? Смирись! Двери одни! "Я дверь", - говорит Господь. "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем". И ты можешь знать ангельские языки, книжник, по духу толковать Священное Писание, но не смирившись, не поднявшись до высоты любви, ты - пустозвон, невзирая на знания! И придет момент, когда и знания исчезнут! Господь осмеянным не бывает, и речи твои будут пусты, об этом и говорит апостол Павел в Послании к Тимофею. Ты можешь ежедневно ходить в храм, не пропускать ни одной литургии, но если ты не разжевал истины, если соль потеряла силу в сердце твоем, если ты слепой поводырь для слепых, - напрасны твои жертвы. Наша праведность должна превосходить праведность книжников и фарисеев. А праведность в одном слове - Возлюби! Я все время повторяю это, чтобы оно зарубилось у нас на всю жизнь. А к любви никто не приходит, как только через Меня, - говорит Господь, - …а Я смиренный. Вот вам путь, идите этим путем.

"Вы слышали, что было сказано древним: "не убивай, кто же убьет, подлежит суду". А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака" (ленивый, ничтожество), подлежит синедриону (уже высшее наказание); а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним (дорога жизни), чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя темницу. Истинно говорю вам: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта!" (Кодрант - это самая мелкая римская медная монета, четверть ассария, или 2 лепты). Вот это те лепты, которые принесла бедная вдова.

"Вы слышали, что было сказано древним: "не убивай, кто же убьет, подлежит суду". А Я вам говорю: Я пришел не отменять эту заповедь, ибо Я говорю не только не убивай, но даже и не гневайся на брата. - Ну хорошо, но ведь в таком случае "придут Римляне и овладеют и местом нашим, и народом"? Царство Мое не от мира сего! Или, может, забыли? И то учение, что Я принес, на самом деле "для Иудеев - соблазн, а для Еллина - безумие"... Очень соблазнительно взять Христа на хоругвь, внешне изображая праведность, и при этом быть внутри антихристом, как и сказано об этом в Священном Писании. Помните? "И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: "свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем" (Исаии 4:1). Ты хочешь называться христианином, а есть свой хлеб? (Хлеб - это выполнение воли). Есть свой хлеб - выполнять свою волю, ибо хлеб Христа - это выполнять волю Того, Кто послал Его, - так Он сказал. Хлеб же свой - это выполнение воли своей, при этом называться христианином, носить имя Христа. Так сказано в Священном Писании, так есть, на самом деле, сегодня.

А как же действовать? К вам в дом врывается разбойник, а у вас семья, и что, не защищаться? И ждут, что я скажу: Безусловно, брать табуретку и бить по голове! Я же даю тот же ответ, который дал когда-то Антоний Великий людям, которые пришли к нему с подобным вопросом: Что нам делать, чтобы спастись? Антоний сказал: Разве не знаешь? Ударили тебя по одной щеке - подставь другую... Они говорят: мы не можем. Тогда он говорит: не уклоняйся тогда хотя бы от удара в одну... Они и этого не могут. - Тогда хотя бы не отвечайте ударом на удар... Вот мудрость Церкви! Ты будешь действовать согласно той степени совершенства, на которой ты находишься, чтобы я тебе ни говорил. Христос принес наивысшее учение - "Возлюби!". Христос - это наивысшая планка. Вот, когда такая ситуация происходит, и спрашивают, как действовать? Я всегда говорю: а как бы Христос действовал в такой ситуации? Вот вам и ответ на этот вопрос. Я себе не представляю Христа с автоматом Калашникова. И не потому не представляю, что у меня бедная фантазия, а потому что я знаю Христа, и слово Его знаю, и Дух Его знаю. Действуйте так как можете вместить, но главное идите, не останавливайтесь, но идите этим "средним путем", как говорит Серафим Саровский. Не сворачивайте ни влево, ни вправо, но идите, максимально приближаясь к той наивысшей планке, которую нам дал Христос. Если ты будешь так действовать, то ты рано или поздно придешь к этой планке. "Камо грядеши?" - "Куда идешь?" - вот важнейший вопрос. Чем грешник отличается от праведника? Разве есть люди без греха, кроме Христа? Праведник отличается направлением поступи. И я говорю вам, что человек который еще вчера убивал и резал просто так, имея звериную жестокость, и относился к этому как к спорту; когда завтра он уже убивает руководствуясь законом "Зуб за зуб", и ищет какую-то справедливость, то он уже стал на путь праведности! "Куда идешь?" Он идет путем в направлении к правде, он выходит из Содома. И если он будет так идти, то рано или поздно придет к пониманию "Не убивай!" вообще, он уже не сможет просто этого сделать. В этом истина!

"Вы слышали, что было сказано древним: "Не убивай, кто же убьет, подлежит суду". А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду". Вот как Господь поднял Закон на наивысшую ступень! Не только - "Не убивай!" Не только - "ни за око, ни за зуб", но не гневайся вообще! Это уровень христианина, это тот уровень, который мы должны представлять на сегодняшний день. "А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду". Потому что сам гнев уже является падением для человека. И все будем судиться: никто не убежит. И за каждое проявление гнева будем судиться: как тот преступник, который убивал и уничтожал, потому что получал от этого удовлетворение, так и тот, кто поднялся на более высшую ступень. Кто не убивает буквально, но убивает словом. И если ты стоишь на высокой ступени, то, будь уверен, с тебя спросится больше, чем с того убийцы, ибо кому много дано, с того много и спросится. Это мы должны помнить. Потому что может получиться так, что человек был всю жизнь разбойником, всю жизнь резал и убивал, а потом покаялся и поднялся на высшую ступень, сделал шаг вперед, - и он окажется праведником в глазах Господних. А ты, который всю жизнь исповедовал устами Христа, а на самом деле шел в противоположном направлении, окажешься осужденным Господом. И опять страшная правда, но это правда! И никуда мы не денемся, потому что существует Закон, а Закон состоит в одном - Возлюби! И кто идет от ненависти до этой вершины, тот праведник. Кто же идет в обратном направлении - тот грешник. Тем и отличаются по большому счету грешник от праведника - направлением поступи. И еще раз повторюсь. Он может быть всю жизнь грешником, но у него появилось маленькая праведная мысль. Еще не орел, как мы здесь с вами "орлы могущественные", но воробей, - и Господь не пренебрежет этим мнением. Господь не даст этому воробью упасть, и уже признает его как праведника, потому что он может пока так вместить. Праведника не в том плане, что он правильно делает, но как того, кто ступил на путь правды, сделал пусть и маленький, но шаг вперед. И если будет идти так - то обязательно выйдет из Содома, если не остановится на этом пути...

"Вы слышали, что было сказано древним: "Не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду". Смотрите, как Господь показывает каким образом Он поднял Закон. Древним сказано "Не убивай!" а Я говорю - даже не гневайся! Древним сказано: "Око за око", а Я вам говорю: если кто ударит по одной щеке - подставь другую. Это планка Господняя!

"А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", (т.е., один сердится и молчит, сдерживается - все равно осужденный. А второй, говорит: "рака" (т.е. ничтожество), еще не грубо сказал, а уже подлежит суду. А кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. (Что это за геенна огненная. Геенна - эта свалка вблизи Иерусалима. Буквально - там всегда горел огонь и черви ковырялись. Эта геенна в сердце человеческом, там плач и скрежет зубов, там огонь страданий, там огонь поедающий. И будет этот адский огонь в сердце, и будут страдания согласно Слову Божьему, никуда от этого ты не денешься, потому что ты не смиренный, потому что ты гневаешься на брата своего. И будет совесть тебя точить, как червь. А если ты уже настолько заглушил совесть, что уже не слышишь ее, то будет тебя точить неудовлетворенность собой, неудовлетворенность своей жизнью. Ты будешь плакать и скрежетать зубами. Плакать от несчастия своего, а скрежетать зубами от злости).

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар свой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( мы уже знаем о каких жертвах идет речь. Смирись! Ибо только смирение на самом деле приведет тебя к жертвеннику Господнему. Только такая жертва, - жертва посоленная смирением, - будет благоугодна Богу). Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье (Кто судья? Господь), а судья не отдал бы тебя слуге (слуги - это инструменты в руках Господних. И Господь выбирает те инструменты, ибо Он знает кого использовать для наказания: "и пошлю народ с севера…" ), и не ввергли бы тебя темницу (и чтобы не был ты заключен, связанный бедами и проблемами); истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта!" (пока все не отдашь). Ибо пока мы еще такие сильные, крепкие, гордые, - нам кажется, нет причины сажать нас в тюрьму, и нет такого, кто стал бы против нас. А когда Господь допускает нам страдания, болезнь, - тогда выясняется: все отдал бы, только бы избавиться от нее. Все бы отдал, только чтобы возвратить жизнь назад... Господь долготерпеливый и многомилостивый, но когда мы, как фараон, входим в самую глубь осквернения, когда мы ожесточаем сердце свое, то рано или поздно приходит момент, когда это море мира смыкается над нашими головами; и тогда отдаем все, и тогда не имеем уже ничего, даже тех двух лепт, которые принесла бедная вдова Богу; потому что нечего принести ни для души, ни для тела. Аминь.



† † †



ВЫШЛИ В СВЕТ ТАКИЕ КНИГИ ПРОТОИЕРЕЯ ОЛЕГА ВЕДМЕДЕНКО:

* Пособие по духовному деланию “ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ...”
(Внутренняя Сила или духовные основы успешности и здоровья; почему мы болеем или как стать здоровым; памятка для тех, кто ищет спасения; практические советы в продолжение дня; правила борьбы невидимой; если на вас наслано порчу; прерывание родового проклятия; самоотчитка... Эти и другие материалы вы найдете в небольшой по размеру, но содержательной и исполненной реальным опытом книжке, 104 стр.).

* Две книги из серии “Ответы священнослужителя”: “ЕЩЕ НОЧЬ...” и “ВКУС БЛАГОДАТИ” (Ответы на вопросы, коими укоряют православных представители различных протестантских конфессий: почему поклоняемся Богу перед иконами; почему празднуем не иудейскую субботу, а новозаветное воскресенье; почему крестим грудных детей; почему часто крещение осуществляется не через полное погружение, а путем обливания; как правильно обращаться к Богу /неужто только Иегова?/; нужно ли молиться за умерших; почему почитаем мощи, молимся святым; почему чтим Богородицу, и были ли у нее еще дети, кроме Иисуса... Также о числе зверя /666/; когда и как придет Антихрист; как правильно поздороваться в церкви; можно ли есть мясо с кровью; головной убор в храме /мужчины и женщины/; свойства святой воды; происхождение человека и т. п.).

Книги на украинском языке.



* НАПИШИТЕ НАМ
, и мы проинформируем Вас как получить по почте книги, конспекты лекций, а также аудио- и видеозаписи лекций и проповедей протоиерея Олега. В письмо вложите пустой конверт с обратным адресом.

* НАШ АДРЕС:
Протоиерею Олегу Ведмеденко, Библейская школа духовного совершенствования, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021. (Подробная информация помещена также на сайте www.vedmedenko.org «КНИГИ И АУДИОЗАПИСИ»).


Наши группы в социальных сетях:

Facebook: Олег Ведмеденко

Вконтакте: Олег Ведмеденко

Наши блоги в социальных сетях. Добавляйтесь:

güzel sözler