istanbul ofis taЕџД±ma istanbul evden eve nakliyat evden eve nakliyat kavacД±k evden eve nakliyat maltepe evden eve nakliyat
Библейская школа духовного совершенствования Епископа Олега Ведмеденко
  на главную    укр   рус      Учение Господне состоит в едином слове: ВОЗЛЮБИ! Возлюби, а для этого СМИРИСЬ, а значит, прими ближнего своего и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды.
ПОИСК В РАЗДЕЛЕ ЛЕКЦИИ:

Евангелие от Матфея. Мф. 5.4-12. Кто блажен. А также: Серафимы.

Лекция № 23

Лекция:
Сегодня те, кто был на литургии, слышали проповедь, касающуюся святости. Сегодня воскресенье всех святых, и церковь воспоминает всех своих. Поэтому мы сегодня имели слово о святости. Эта тема в последнее время часто меня тревожит, и в своём дневнике я записал такую фразу: "Серафимы на земле не живут…". И казалось бы, почему не живут. Почему мы не можем подняться до высоты пламенной любви и быть здесь, на земле, в теле? Мы же называемся христианами, а христиане это те, которые идут дорогой Христа, причём идут до полного обожествления и возрастают в меру Христа, - живут так, как жил Христос. А точнее, стараются жить так, как жил Христос. А стать в полный возраст Христа - это пройти до конца, а в богопознании и росте духовном нет конца; поэтому стать стопроцентным серафимом здесь, на земле, невозможно.

Серафим есть в каждом из нас, любовь есть в каждом из нас и она увеличивается, как тесто на дрожжах. Но когда человек достигает этой меры чрезмерно, когда человек сам становится светом, огнём, когда человек достигает обожествления, - то он уже не может жить в биологическом теле, потому что это не естественно. Мы всё время говорим о естественности, мы всё время говорим о Законах Божьих, законах строения мира. Так вот, разве естественно, если плод в утробе матери уже сформировался, но ещё остаётся там месяц, другой? Правда, это не естественно? Ибо когда человек достигает полной меры, то должен воскреснуть в новом качестве. Человек должен родится в мире невидимом, он должен стать совершенным ангелом в той сфере, в которой это естественно для ангела; он должен стать новорождённым ангелом. Хотя существуют моменты, когда Господь оставляет серафимов в теле для служения - исполнения определённой миссии на земле.

И в контексте этой темы я сегодня взял снова "Добротолюбие", и прочитаю несколько строчек из труда святого Макария Египетского: "Человеку надобно пройти, так сказать, двенадцать ступеней…" Мы с вами говорим, что мы можем рассматривать эти ступени восхождения на очень многих цифровых уровнях: число один - просто "Возлюби", число два - "Возлюби Господа Бога твоего" и "Возлюби ближнего своего как самого себя", число три - вера, надежда, любовь. Число четыре - мы имели четыре животных, творения (речь идёт не о зверях, а о творениях Божьих). Мы видим четыре евангелиста - это полнота: человек, телец, лев, орёл. Число пять - освятить пять вхождений (человеческих чувств). Пятидесятница как раз об этом и говорит: пять умножить на десять, - то есть все пять наших чувств освятить верой и благодатью, которая по вере. Число шесть - это всё наше человеческое должно исчерпаться. Шесть дней работай, а седьмой день - суббота для Господа. Число семь - это суббота Господняя истинная и правдивая. Число восемь - переход к новой седмице. Число девять - время родить. Число десять - Закон Божий. Число одиннадцать - стремление к полноте, до двенадцати. И число двенадцать - полнота человеческой натуры. То есть, многогранно говорит нам Священное Писание, многогранно открывает Господь нам Слово Своё.

"А по иному способу объяснения разумеется сие о Небесной Церкви. Здесь Макарий Египетский рассказывает о тех херувимах, которые несут колесницу Господню (пророчество Иезекииля). И Макарий толкует о нём очень хорошо. Четыре животные, носящие колесницу, представляли собою образ владычественных умственных сил души. Как орёл царствует над птицами, лев над дикими зверями, вол над кроткими животными, а человек над всеми тварями, так и в душе есть более царственные силы умственные, то есть: воля, совесть, ум и сила любви. Ими управляется душевная "колесница", в них почивает Бог".

И здесь же он даёт совсем иное толкование. "А по иному способу объяснения разумеется сие о Небесной Церкви". То есть одно и тоже пророчество толкуется по-разному, и не нужно бояться этого. Но должен быть единственный стержень - Любовь, - это мерило; а языков очень много. Как говорит Григорий Савович Сковорода: "Очень много есть богословских языков, и дай Бог человеку до пятидесяти лет узнать хотя бы один в полноте". То есть не удивляйтесь, если один и тот же текст толкуется по-разному, потому что бездна мудрости имеет бездну объяснений. Главное, чтобы была основа, была лакмусовая бумажка, которую мы можем окунуть в тот "водный раствор", который нам, слушателям, предлагают для питья, и определить: да, это я могу принять. Это видение человеческое, но это правильное видение, и я могу его воспринять, потому что оно измеряется любовью. Любовь превыше всего! Любовь - мерило истины.

Вернёмся снова к Макарию Египетскому. Он объясняет ступени совершенства через призму числа двенадцать. "Человеку надобно пройти, так сказать, двенадцать ступеней, и потом достигнуть совершенства. В иное время действительно достигает он этой меры и приходит в совершенство; потом благодать снова начинает действовать слабее, и человек нисходит на одну ступень и стоит уже на одиннадцатой. А иной богатый благодатью всегда, день и ночь стоит на высшей мере, будучи свободен и чист, всегда пленён и выспрен. И теперь человек, которому показаны оные чудеса, и который изведал их опытно, если бы так было с ним всегда... То есть, если бы он достиг этого состояния серафима, полностью став светом, полностью соединившись с Божеством ещё в теле, а это Господь для каждого из нас предназначил. Это путь для нас, и мы имеем такую возможность… "Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие". Уже увидят!.. Если человек достигает наивысшей кульминационной точки, и в ней постоянно пребывает, то ему уже пора сбросить с себя эту биологическую храмину. Не физическую, а биологическую, потому что физическое это всё материальное, и душа тоже материальная, и мысль тоже материальная, и всё сотворенное Богом тоже материальное, только тонко материальное. …не мог бы уже принять на себя домостроительство Слова (не мог бы уже проповедовать слово) или иного какого бремени (то есть приносить плоды милосердия и богопознания. Именно, приносить плоды. Он имел бы любовь, но любовь без дел мертва), не согласился бы не слышать, ни позаботиться по обыкновению о себе, и об утрешнем дне. Но только стал бы сидеть в углу в восхищении, как бы в упоение. Посему-то совершенная мера не дана ему, чтобы мог он заниматься попечением братии и служением Слову, если не разорено уже средостение ограды и смерть препобеждена" (то есть, когда он ещё в теле, и есть та храмина ("средостение"), в которой существует закон плоти; а если уже она развалилась, - тогда и душа поднимается к Господу).

"На деле же бывает так: подобно сгущённому воздуху, какая-то как бы примрачная сила лежит на человеке и слегка прикрывает его. Светильник непрестанно горит и светит, однако же как бы покрывало лежит на свете, и по сему человек признаётся, что он ещё не совершенен и не вовсе свободен от греха. Почему можно сказать, что средостение ограды уже разорено и сокрушено, и опять в ином чем-нибудь разорено не вовсе и не всегда". То есть в одном уже полностью избавился от греха, но где-то ещё есть эти враги. Это то, о чём говорит Господь: "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его". А когда сядешь жди, пока не положу всех врагов твоих к подножию ног твоих, то есть пока не уничтожу их. Они уже побеждены, но они есть. И всегда существует возможность им воскреснуть. Вспомним, Люцифер - денница, сын зари, был ангелом света, херувимом, но он не достиг меры серафима. Серафимы не падают и серафимы на земле не живут. Херувим имеет возможность упасть. Говорит Иван Лествичник: "Посмотри на Люцифера (сатану). Он был на Небе, и уже насколько безопасное это место, Небеса, а он и оттуда умудрился упасть!". То есть, херувим ещё может упасть, а серафим уже не может упасть; но когда человек достигает состояния серафима, - он уже не живет здесь на земле. Он должен жить в новом качестве, он должен жить на Небесах. "Ибо бывает время, когда благодать сильнее воспламеняет, утешает и упокоевает человека, и бывает время, когда она умаляется и меркнет, так как сама она домостроительствует на пользу человека". Бывают моменты, когда дух в нас как будто бы немного угасает. И мы говорим: Господи, за что? А это в действительности благодать Господня - это Господь делает так, чтобы мы "не отлетели". Вы понимаете? Это допускает Господь нам для того, чтобы мы, будучи здесь в теле, вместо исполнения воли Господней - "Итак идите, научите все народы…", - просто не улетели, или не сели в уголке. Ибо это воистину так!.. Кто это прочувствовал, кто прошёл, кто имеет такой глубокий мистический опыт, кто знает, что такое состояние экзальтации, кто знает, что такое состояние духовного восторга (экстатичное состояние), - он понимает, что в этом состоянии ты не будешь ни есть, ни пить, ни спать, ни говорить, ничего абсолютно не делать. Ты просто будешь в состоянии восторга и, если это состояние будет продолжаться постоянно, то тело твоё просто отомрёт от биологического истощения. И поэтому Господь допускает это охлаждение, потому что ещё не время, потому что ты ещё должен поработать на земле. Потому что "Спасись сам,- и тысячи вокруг тебя спасутся". А как же вокруг тебя спасутся, если ты просто сидишь в келии своей? Ты превратил квартиру свою в келию, и у тебя текут слёзы умиления, и ты уже ТАМ, и тебя трогай не трогай - ты ничего не видишь и не слышишь и не хочешь видеть, потому что ты видишь Бога! И этот Свет всё остальное закрывает собой, тьмы ты уже никакой не видишь. И поэтому Господь допускает это вроде угасание духовного ощущения. Человек ходит в свете постоянно, - я говорю о совершенных, о херувимах, серафимах, которые ещё не достигли стопроцентного состояния любви, - но всегда остаётся немного тьмы в теле, которая и не даёт полностью отлететь. Вспомним, как говорит апостол Павел своим ученикам: Мне лучше было бы сейчас полностью соединиться с Богом, откинув эту храмину тела моего. Но у меня есть дело перед Богом - вы моё дело, и ради вас я должен остаться. Только ради вас, потому что я должен выполнить своё апостольское служение, как посланника Божьего.

"Кто же хотя на время приходит в совершенную меру, вкушал и опытно изведывал оную? Кто поднялся! Он говорит не о тех, кто имеет опыт богоединения, кто имеет опыт богосозерцания, нет! Не о тех, кто видел Небо открытое, но о тех, кто полностью на Небе! Он говорит: Кто поднялся на этот уровень стопроцентного богоединения, и мы могли его сегодня увидеть среди нас? Доныне не знаю ни одного человека христианина совершенного или свободного. (Он говорит об абсолюте! Апостолы были совершенны, безусловно. Он сам был совершенен, но он говорит об абсолюте, он говорит о человеке, который стопроцентный серафим). Напротив того, если не упокаивается кто в благодати, доходит до тайн и откровений, до ощущения великой и благодатной сладости, то и грех сопребывает ещё внутри его. (Всегда есть закон плоти, пока мы в теле. Вспомним, как сказал апостол Павел: И через большие откровения мне и, чтобы я не превозносился, допустил Господь мне колючку в плоть. Трижды молил он Господа о том, чтобы удалил эту колючку от него, на что Господь ответил: Довольно для тебя благодати Моей! Потому что, если убрать эту колючку, то есть два момента: или ты упадёшь, как упал Люцифер, или ты отлетишь, не выполнив, таким образом, своего служения на земле. А ты должен выполнить служение на земле: "Итак, идите и научите все народы…"). Такие люди по преизобилию в них благодати и света считают себя свободными и совершенными, но погрешают в сём, по неопытности вводимые в обман там самым, что действует в них благодать. А я доныне не видел ни одного свободного человека, и поелику в иные времена сам отчасти доходил до оной меры, то доведался и знаю почему нет совершенного человека". Вот причина, на которую указывает нам Макарий Египетский.

А теперь возвратимся к Евангелии от Матфея. Мы с вами рассматривали пятую главу, с первого по третий стихи. Это начало "Нагорной проповеди":

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное…" Мы подробно рассмотрели, кто такие нищие духом. Кроме буквальной нищеты, которая называется "человек мухи не обидит", нищета есть и на духовном уровне, - это духовное "нищенство". То есть человек всегда нищий и всегда просит: "Хлеб наш насущный дай нам на сей день", мне мало! Другой говорит: У меня много, у меня целые склады хлеба. Буду ломать свои старые небольшие склады и строить новые огромные, потому что у меня очень много хлеба. Человек духовный, христианин - он постоянно беден духовно, и ему постоянно мало, мало и мало…

"Блаженны плачущие, ибо они утешатся". Плачущие… Речь не только о буквально скорбящих, хотя и буквальная грусть всегда приводит к утешению. Почему? Потому что через страдания Господь нас смиряет. Мы уже рассматривали этот вопрос достаточно подробно. Вспомним 33-ю главу Книги Иова, там, где сказано, что Господь говорит человеку в видениях, снах и через болезни. И тогда мы плачем, и страдания приводят к смирению, а смирение даёт благодать; и Господь утешает нас. Это, если мы будем рассматривать этот стих по букве. По духу речь идёт о тех, кто постоянно плачет о своих грехах, постоянно плачет о своём несовершенстве, а это уже признак смирения. Фактически все девять заповедей блаженств сводятся к смирению. И в конце концов, Господь так и говорит: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне", "Ибо Я кроток и смирен сердцем". Господь - Агнец, который в жертву отдаёт Себя.

"Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю". О какой земле идёт речь? По букве этот стих действует, и мы не отбрасываем этого, безусловно. Придёт время и эту планету Земля обязательно наследуют кроткие. Потому мы так и молимся: "Да будет воля Твоя как на Небе, так и на земле". И было бы удивительно отбрасывать в результате Царство Божье на земле. Так будет, и в этом есть воля Божья - "Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков", - читаем у Даниила. "И цари земные принесут в него славу и честь свою", - читаем в Апокалипсисе. Так будет! И сегодня мы видим, что пять царей уже пали, два царя ещё существуют, один должен прийти на короткое время, и не долго ему быть. Это программа Божья земная, ибо здесь, на земле эти цари. И сегодня пять уже пали. То есть откровенно агрессивной политики нет. Сегодня нет людей (политиков), которые своими лозунгами взяли бы "Разделяй и властвуй". Сегодня два царя властвуют, сегодня всё делается под личиной праведности, желания добра, защиты прав человека. Сегодня зверь с агнчими рожками, волки в овечьих шкурах. Но придёт время, и только один царь будет, то есть будет переход от системы насилия к системе Божьей, от царства сатаны к Царству Божьему, а потом будет Царство Божье. И потом кроткие наследуют землю и по букве. И то озеро геенское, в котором змей, зверьё, лжепророки, - оно выгорит рано или поздно здесь, на планете Земля. Это реально. Как пауки в банке будут уничтожаться те, кто будет и дальше исповедывать идеологию зла, которые будут брать силу и власть у вселенского духа злобы - сатаны. А кроткие наследуют землю, обязательно. И здесь, на Земле! А по духу "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю"? Земля по духу - это сердца. И мы хотим унаследовать "землю", хотим овладеть собой, хотим быть царями на этой "земле", чтобы не закон плоти управлял нами и, чтобы не было: "Не то делаю, что хочу, а что ненавижу то делаю". Чтобы не было: что обрабатывали эту землю "в поте лица", а она произрастила нам "терние и волчцы". Терние - это корыстолюбие (вспомним притчу о сеятеле), обольщение богатства мира сего. Волчцы - агрессивность, насилие. Дух насилия и корыстолюбия в наших сердцах. Мы вроде бы обрабатываем, мы работаем над собой, мы стараемся воздерживаться, на каждый день даём обещания, что начинаем новую жизнь с завтрашнего дня; а она нам родит терние и волчцы! Это говорит о том, что мы своей силой ничего не сможем сделать, что всё сможет сделать только Господь. "Не воинством и не силою, - как читаем в Книге пророка Захарии, - а только Духом Моим". Только духом благодати. А благодать по смирению, или кротости. Так вот, "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю". Их земля потечёт молоком и мёдом, вместо терния и волчцов.

"Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся". Текст читается без комментариев. "Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения"… "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог", а потом Слово стало плотью - мы должны его воплотить, мы должны его "съесть", и только тогда будем сыты. Сыты благодатью! "А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек", - говорит Господь самарянке. Говорится об одном и том же, только немножко другими словами. Здесь о хлебе - там о воде. Пища и питьё. Слово Божье должно стать плотью, потому что по вере, которая от Слова, даётся благодать. Слово, вера, благодать - три очень важные понятия в нашей жизни. Так вот, блажен, кто голоден и жаждет правды, не голоден и жаждет колбасы, а правды. То есть, кто ищет духовных ценностей; тому, кто думает о духовном, всё остальное приложится. Неужели Господь не даст нам колбасы и всего прочего? Господь говорит: Ищите прежде Царствие Небесное, то есть духовное, этой правды, - будьте алчущими и жаждущими правды, а остальное всё приложится. Вы будете насыщены и правдой, и тем, что к правде прилагается. Потому что говорит псалмопевец Давид: "Я был молод и состарился, и не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба"! И по букве действует этот стих, будьте уверены, потому что Христос пришёл, чтобы мы имели жизнь с достатком, чтобы была полной наша радость; но в меру того, как мы можем воспринять, безусловно. Потому что для серафима радость будет заключаться совсем в ином, чем для тех, которые только пришли к вере. И для только пришедших эта радость со временем будет увеличиваться; но это снова же будет происходить постепенно, в меру изменения нашего сердца. Чем меньше там будет терния и волчцов, тем больше будет молоко и мёда. И пища будет становиться всё более и более духовной. Правда есть основой всего, потому что в начале было Слово. А по Слову вера, потому что вера от слушания Слова Божьего; а по вере благодать. Слово - вера - благодать!

"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут". Во время Великого поста здесь, в нижнем храме, я постоянно, на протяжении всего поста, говорил проповеди на эту тему. Мы просим у Господа милости, мы просим Господа дать нам хлеб насущный, разрешить наши проблемы… У нас много проблем; проблем в четырёх сферах нашей жизни: семья, финансы, здоровье, работа. И мы просим: Господи, спаси нас от этих проблем; Господи, помоги нам! Господь говорит: Молитесь! Не заботьтесь ни о чём, но всегда будьте в молитве и в прошении с благодарением… А как молиться? - спрашиваем мы… А молитесь так: "Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё; да придёт Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь".

Вот ключик к дверям счастья! Если мы прощаем, если мы имеем доброе сердце; ибо прощает тот, кто милосерден, - тогда нам Господь даёт благодать. Мы понимаем, что когда говорим: Я тебе прощаю, а чтоб тебе…, - это не есть прощение. Господь видит тайное. Мы можем надеть лицемерную маску, и сказать: "Я, брат, тебе прощаю"; а на самом деле, желая задушить в своих "объятиях". Но Господа не обманешь! Прощение - это, когда милосердие, когда простил и выбросил обиду из сердца. И не так, как говорят: "Пусть Бог тебе простит!..". Нет, действительно прощаю тебе, от сердца своего прощаю тебе, и пуст Господь простит всем нам долги наши! Блаженны те, кто умеет прощать, причём прощать от чистого сердца, полностью, потому что это проявление смирения. А по смирению даётся благодать. Каждый из этих стихов говорит нам о смирении. Нужно смириться, потому что никуда мы не денемся. Мы можем смиряться и не смиряться, но необходимо помнить слова Господни: "Господь противится гордым, а смиренным даёт благодать". И если мы не милосердны, если мы не прощаем от всего сердца, искренне пред Богом, - то мы не получаем прощение сами! А мы, как правило, говорим: Господи, я согласен простить своему брату, только пусть он станет лучше. За что же его прощать? Он такой же, и не изменился. Сосед сплетник и клеветник; коллеги по работе - интриганы; начальник самодур; подчинённые непослушные, и не такие как нам хотелось бы; жена сварливая; муж пьяница, - вот тренинг, который даёт нам Господь! Господь говорит нам: Прости, ведь ты хочешь, чтобы и Я тебе простил. Когда ты приходишь ко Мне, и говоришь: "Отче наш, прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…"; то разве ты просишь, чтобы Я тебе простил по твоим заслугам предо Мною. Ты имеешь эти заслуги?.. - Нет, не имею, Господи, грешен я, я прах земной. Не по заслугам прости меня, а по милосердию Твоему. Господь говорит: А как же ты, хочешь простить своего ближнего по его заслугам перед тобою? То прости и ты просто так, смиренно, милосердно. Прими своего ближнего таким, каким он есть - грешного, малодушного, мытаря, прими! Потому что, когда будет Суд, а он будет для каждого, - Я тебе покажу, что являлся тебе в образе наименьших из ближних твоих! Я являлся тебе в образе твоего мужа пьяницы, и соседа клеветника, и начальника самодура, и жены сварливой… И ты должен был простить ему, и принять его таким, каким он есть. Если ты это сделал, то только тогда имеешь право просить, чтобы и Я сделал тебе то же самое, ибо это есть Закон! Если Я один раз установил Закон, то Я не изменю его в угождение тебе, иначе Я не был бы Правдивым Законодателем; потому что так делает сатана, точнее диавол, то есть обманщик. А Я есть Бог, Я есть Сущий, Я Неизменный, и это есть Закон! Я буду делать всё возможное, чтобы ты понял этот закон, чтобы ты принял его, чтобы ты прекратил быть грешником, но закон Свой Я изменять не буду… Бог не смотрит на лица. Возлюби! Приди к любви через смирение, потому что иного пути нет!…

"Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога узрят". Мы стремимся видеть Бога, мы знаем, что Богосозерцание - это проявление совершенства. Мы хотим быть ясновидящими, прозорливыми. Мы хотим видеть свет Христов духовными глазами, и не просто видеть, а постоянно пребывать в нём. Даже не узнав этого наслаждения духовного, мы стремимся пребывать в нём! Но для того, чтобы увидеть Бога, - необходимо очистить сердце. Другого метода нет, чтобы подняться на высоту богосозерцания, чтобы получить мистический опыт, о котором много кто слышал, но не имеет, хотя хочет иметь. Нет иного пути, кроме очищения сердца. А сердце очищается постом и молитвою, "сей же род изгоняется только молитвою и постом". Пост и молитва! И пост не в смысле борьбы с колбасой, а в понимании борьбы с грехом! Пост, по определению святого Антония Великого, - это "обуздание языка, сердца и чрева", безусловно, и чрева. Но на первом месте - языка и сердца. "И что свяжешь на земле, то будет связано на небесах (а тогда - чрева, соответственно, потому что), что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах".

"Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими". И опять же миротворцы… Для того, чтобы творить мир, нужно быть смиренным, нужно быть духовным, потому что мир творят только духовные. Плотские не творят мир: "Потому что помышления плотские суть вражда против Бога (Бог - это мир, любовь); ибо закону Божию не покоряются, да и не могут", - говорит апостол. Только духовная мысль есть мирной мыслью. И когда мы духовные, тогда приходит в сердце мир. У каждого из нас есть опыт…

Девять заповедей блаженства, если их рассматривать по духу, превращаются в полную программу спасения. Как часто мы не имеем мир в сердце своём, не бываем внутренними миротворцами (я уже не говорю о мире, который распространяется наружу). Начнём с внутреннего, с себя. Всё, о чём мы читаем, мы должны приложить к себе. Как часто мы не спали ночами, потому что у нас в материальном плане что-то было не в порядке. Причём не потому, что нам не хватает, а потому что у соседа больше. Действительно так! Человек получает на работе зарплату 200 гривен. И всё прекрасно, и на хлеб хватает, и к хлебу. Мы знаем, что такое богатство: это умение жить по средствам, которые ты имеешь. Если человек умеет так жить, то ему этого вполне достаточно. Но как только человек узнаёт, что коллега по работе имеет зарплату 350 гривен, - он теряет мир, он теряет покой, потому что в его сердце нарушается десятая заповедь: "Не пожелай". Или другой пример. Вот, когда вам "наступили на мозоль" в духовном плане, вас кто-то расстроил… Кстати, мне сейчас близка эта ситуация, и я не планировал об этом говорить, но когда уже Господь благословляет, приведу это просто как пример. Вот мне сейчас сняли 100 гривен зарплаты. Сняли из-за зависти, потому что, благодаря вашим пожертвованиям, мне удалось приобрести компьютер для того, чтобы войти с нашим WEB-сайтом в Интернет. Вот и сняли, кто-то "поработал", мол, слишком много зарабатывает… За что распяли Христа? Из-за зависти! Мы понимаем, сатана действует таким образом, - чтобы где свет, там его прижать всякими доступными ему методами. А методы его известны - это насилие и корыстолюбие… А я говорю: слава Богу! Я себя представляю лет десять тому назад, если бы мне вот так сняли треть зарплаты, и ни за что абсолютно, просто так. И сказали: Тебе много этого. Тебе и этого достаточно на всё, на семью из четырёх человек… Всё! Я потерял бы мир, я бы ночь не спал, я строил бы планы, как бы выявить того, кто всё это устроил, и как бы ему сделать, чтобы он лет десять меня вспоминал. И каждый из вас имеет подобный опыт. И в результате теряется мир, а это значит, что ты уже несчастный, и даже, если эта месть удалась, - ты всё равно покоя не имеешь… Нет, Господь говорит: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими". Только миротворцы счастливы. Отдайся на волю Божию и скажи: Слава Богу! За всё благодарите Господа! Если тебя гонят, то это значит, что ты Христов. Ибо не бывает ученик выше своего учителя, - так сказал Христос, - будут гнать и вас, ибо и Меня гнали. Слава Богу, я ученик Христа, потому что меня гонят! Потому что в Нагорной проповеди (только в интерпретации Евангелиста Луки, 6-я глава, 26-ой стих) Господь говорит: "Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их". Это значит, что ты не лжепророк, слава Богу! "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите Бога. Ибо такова воля Бога в отношении вас во Христе Иисусе". И слава Богу, за всё благодарите. Не может быть праведник оставленным и дети его быть без хлеба, потому что он доверяет Богу, и за всё благодарит Его. Когда я доверяю Богу - как мне тогда спокойно и хорошо! Я выдержал этот тест, и я могу похвалиться этим! Точнее, это не я - это Господь во мне. Мир - это самое дорогое, мир не купишь не за какие деньги. И это спокойствие в наших сердцах - это воистину счастье, блаженство. И если ты думаешь о духовном, то сам становишься духовным. А если ты духовный, то ты становишься сыном Божьим по благодати Христовой, как говорит апостол Павел в Послании к Римлянам.

Признак духовности - это, когда ты думаешь о духовном, потому что "от избытка сердца говорят уста". Уста - выражение мысли. Когда ты думаешь о духовном, то и говоришь о духовном, и на сердце у тебя духовные ценности. А это значит, что ты сын Божий по благодати Христовой. И, таким образом, твой внутренний мир, свет, который в тебе, распространяется и наружу. И дела твои - становятся делами настоящего миротворца. Слава Богу! "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими"…

"Блаженны, изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное". Блаженны, гонимые за правду… Это в том же контексте, в котором мы с вами только что рассматривали предыдущие стихи. Да, Христос говорит, что не может быть ученик больше, чем его Учитель. Гнали Меня, - говорит Господь, - будут гнать и вас, обязательно. Не обманываемся, что гонения были во времена императора Диоклетиана, а теперь нас это не касается. Как гнали, так и гонят! Только, возможно с меньшими зверствами. Но гонения те же самые. Послушайте, что говорит об этом святой Макарий Египетский. Он говорит о подъёме ступенями совершенства, и вот одна из ступеней, когда человек действительно становится духовным: "Кроме сей брани подходит другая, внешняя (то есть, когда внутренняя борьба в тебе уже завершена и ты одерживаешь победы, а вернее Господь одерживает победы, потому что не можешь сам и волосинки, мысли, которая из головы "вырастает", сделать белой или чёрной. Всё от Господа: и покаяние, и вера, и слово). Вместе с тем, как начинает обнаруживаться благодать Божья в сердце труженика, начинаются и неприязненные нападения на него других (обязательно!). Враг, изгнанный изнутри, вооружается со вне. Это стало неизбежным условием для христианина к совершенству в духе". Слава Богу! Если меня гонят, - так это Господь допускает, чтоб я совершенствовался. А как же я могу назваться воином Христовым, если у меня не шрамов? Если я не воевал! Мы же воинство Христа! Или мы "штабные крысы"? Мы должны воевать. И Господь допускает нам эти нападки, эту брань, и внешнюю в том числе. Блаженны - то есть счастливы! Казалось бы, почему счастливы? Счастлив ты тогда, когда ты кроткий, и тебя никто не трогает, ибо сказано: "Старайтесь иметь мир со всеми". А здесь счастлив тот, кто имеет борьбу?!. Так кто же счастлив? Тот, кто имеет мир со всеми? Или тот, кто имеет врагов?.. У меня врагов нет! Кто-то может считать меня своим врагом, но это его проблема, - каждый сам за себя даст ответ перед Господом. Вот, о чём здесь говорится. У нас не должно быть врагов! Сказано: "И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? - так говорит апостол Пётр. Мы должны защищать добро, мы должны искать мир со всеми. Мы - не инициаторы этой войны, ибо нападают на нас. Так должно быть. Мы должны искать мир, мы не должны искать врагов; но, будьте уверены, враги сами нас найдут. Потому что мы живём в аду, мы живём в этом мире, который и есть адом. Потому что князь мира этого - сатана, и свет в этой тьме не может безнаказанно существовать. Потому что серость обязательно будет его прижимать. Христа распяли, потому что завидовали! И будут завидовать и вам, обязательно: Вот, праведник нашёлся! А ну, мы ему тут так сделаем, и посмотрим, каким он будет праведником!.. Как сатана просил разрешения поиздеваться над Иовом? Господь радуется праведникам и говорит: Видел ли, ты, моего друга Иова? (Друга, потому что он по вере удостоился, как и Авраам, так называться). Видел ли, ты, такого праведника, как он молится, как он живёт, как он благословляет? А сатана говорит: Ну, благословляет, праведник нашёлся… Потому что он имеет хлеб и к хлебу, имеет здоровье, семью хорошую, дом, стадо овец. А ты у него забери всё, - тогда и увидим, как он будет Тебя благословлять… Вот так действует князь мира сего, так действуют его слуги. И обязательно будут гнать. За что Каин убил Авеля? Через зависть. Жертва Авеля была принята Богом, а его - нет. Потому что Авель принёс Богу овцу смирения (речь идёт о духовной жертве). Речь идёт о двух способах служения: Авель - это смиренное служение праведника; а Каин приносит жертву от плодов земли. Апостол Павел говорит о такой жертве: "И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею (а любви без смирения не может быть), нет мне в том никакой пользы". Напрасна такая жертва, нет от неё никакой корысти… Вот служение Каина. Если это всё без любви, тогда оно, в действительности, на показ людям. Есть два способа служения: Богоугодное и напоказ людям, тайное и явное. И человек может жить морально Христа ради, но может и ради себя. Так вот, Каин жил морально ради себя, любя себя и мир. Авель же приносил смирение, любя Бога и ближнего. И Каин позавидовал Авелю, и убил его через зависть. Гнали пророков, бывших прежде вас, будут гнать и вас! И борьба Авеля и Каина продолжается до наших дней, и мы должны быть готовыми к борьбе. И мы должны радоваться, что Господь избрал нас, недостойных, не по нашим заслугам, а по нашей немощи, воинами Своими и поставляет нас в ряды Свои! Мы должны благодарить Бога за то, что нас гонят. Мы должны беспокоиться, если нас не гонят, ибо тогда что-то с нами не так; потому что мы живём не в том обществе, где могут не гнать праведника. Мы живём в том обществе, в котором нас должны гнать. И, возможно, нас не гонят потому, что мы слились с этим обществом? Возможно мы "от мира сего"?..

"Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас". Здесь курсивом и, её можно смело вычеркнуть, потому что её в первоисточнике нет, и она добавлена для лучшего понимания текста. А она (буква "и") немного деформирует текст, потому что мы все должны стать "царями и священниками", потому что мы должны пророчествовать истину; потому что апостол нам говорит: "Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать". Мы должны быть пророками: пророками смирения, любви, ибо это наше призвание. "Итак, идите, научите…". Научайте, пророча истину. Вспомним, как Господь говорит Своему пророку Иезекиилю (2-я глава). Это чудесная глава, и она часто укрепляет меня, когда в моей жизни бывают тяжёлые моменты.

"И Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою. И когда Он говорил мне, вошёл в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне. И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. И эти сыны с огрубелым лицом и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: "так говорит Господь Бог!" (будь пророком). Будут ли они слушать или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них". Всё-таки узнают, что пророк был среди них, чтобы не смогли сказать: "А мы не знали…". Ты должен пророчествовать, несмотря на то послушают, или проигнорируют. "А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом; и говори им слова Мои, будут ли они слушать или не будут, ибо они упрямы".

"Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас".


Аминь.



† † †



Библейская школа протоиерея Олега Ведмеденко не имеет постоянной финансовой поддержки от церковных или светских структур – наши программы благословляют своими молитвами и средствами те верные, чьи сердца открыл для этого Господь.

Имеющие возможность поддержать дело возрождения духовного учения Христова собственным пожертвованием, могут сделать это с помощью почтового перевода в адрес Библейской школы (Протоиерею Олегу Ведмеденко, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021) с пометкой: «пожертвование», «десятина», или «на построение храма», или же перечислив средства на счет Независимой православной религиозной общины Христового Воскресения, настоятелем которой является протоиерей Олег (тел. в Луцке /0332/ 74-04-04; 8-096-23-01-777): расч. сч. № 26003017473 в КБ «Захидинкомбанк» ТсОО г. Луцка, Украина. МФО 303484. Идент. код 34827281.

МЫ МОЛИМСЯ ЗА ЖЕРТВОВАТЕЛЕЙ ДЕЛА БОГОПОЗНАНИЯ И ИХ СЕМЬИ ПОСТОЯННО.


“Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?” (Книга пророка Малахии, 3 глава, 10 стих).


Наши группы в социальных сетях:

Facebook: Олег Ведмеденко

Вконтакте: Олег Ведмеденко

Наши блоги в социальных сетях. Добавляйтесь: