Библейская школа духовного совершенствования Епископа Олега Ведмеденко
  на главную    укр   рус      Учение Господне состоит в едином слове: ВОЗЛЮБИ! Возлюби, а для этого СМИРИСЬ, а значит, прими ближнего своего и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды.
ПОИСК В РАЗДЕЛЕ ЛЕКЦИИ:

Евангелие от Матвея. Мф. 1.17-19. Книга родословия Иисуса Христа. Рождение Иисуса Христа.

Лекция № 2

Лекция:
В прошлый раз мы рассмотрели первую главу Евангелия от Матфея по шестнадцатый стих включительно. Сегодня приступаем к семнадцатому стиху. Собственно семнадцатый стих завершает родословие Иисуса Христа.

«Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов».

Мы видим три этапа по четырнадцать родов. Что это значит? Первый этап – четырнадцать родов от Авраама до Давида. Кто такой Авраам на библейском языке? Это отец народов веры. Что символизирует период Авраама? Теперь мы говорим о периоде, о родах. Это история церкви. То, что мы здесь читаем, – символическое изображение истории церкви. Нас не интересуют конкретные роды, нас интересуют этапы и периоды. Нас не интересует, сколько лет был тот или иной период, нас интересует, что происходило на этом этапе церковной жизни. Так вот, первый период от Авраама до Давида, что за период? Авраам – начало веры. В Аврааме возрождается вера. Вспомним историю церкви: Адам – подъем веры; потом падение в Адаме, Каин. Авель - подъем. Авель убит – опять падение. Возрождение в Сифе – подъем. Опять падение – потоп. Ной – подъем, в Хаме – падение, и в Аврааме опять подъем.

Мелхиседек передает в земле ханаанской хлеб и вино Аврааму. Что есть хлеб и вино на библейском языке? Мы понимаем: не бурдюк вина и буханку хлеба передал Мелхиседек. Хлеб – это исполнение воли Божией, а вино – учение, истина. Вино – это учение, которое укрепляет и веселит сердце праведника. Хлеб – это исполнение воли. Сказано: «Хлеб же, Мой (церк. слов. «брашно Моё») – исполнять волю пославшего Меня Отца». Хлеб и вино, исполнение и учение, практика и теория. А почему не теория и практика? В начале же Слово? Надо было бы, чтобы в таком порядке всегда попадало на страницы Священного Писания - вино и хлеб, питье и еда. Нет, неудобно, непривычно звучит! Потому, что еда и питье, хлеб и вино. В чем же дело? В том, что речь здесь идет о приоритетах, что важнее Господу не теория, а важнее практика исполнения. Человек может не знать вообще Единого Бога умом – теоретически, через учение. А практически, имея в сердце любовь, быть верующим и верным. Потому и говорит Господь: Вера, Надежда, Любовь – три в одно. Но любовь из них больше. Если ты имеешь любовь, значит, имеешь и веру, и надежду. Веру, которая от Слова. Только это слово не написанное, это слово звучит в твоем сердце. «Тайну, сокрытую от веков и родов.., которая есть: Христос в вас, упование славы». Хлеб и вино передает Мелхиседек, царь Салима. (Салим – это мир, Царь мира). Кто это? Это Христос, Господь. Это Господь, Тот Самый. Он и тогда, и сегодня, и завтра Один и Тот же. Он передает теорию и практику Аврааму. В Аврааме возрождение веры. Период от Авраама до Давида – это период подъема веры. В Давиде вера воцарилась. В Аврааме возродилась. И Авраам получил обетование: в тебе будет наследия, как песка морского, как звезд на небе. В тебе будет… Авраам этого еще не видел, он прозрел это пророческим оком, он прозрел это в будущем как пророк Господний, но это произошло в Давиде. Это произошло, когда образовалась страна Израиль, когда внесен был ковчег Завета в Иерусалим, когда было все уготовано к построению храма, когда действительно страна Израиль стала могучей. Воцарилась вера.

Итак, первый период от Авраама до Давида – четырнадцать поколений... Почему четырнадцать? Четырнадцать – число символическое. Речь идет не о буквальных родах, точнее не только о буквальных родах. Нас буквальные роды не интересуют, нас интересует, что стоит за этим. Что такое четырнадцать? Это семь добавить семь. Само число четырнадцать ничего не обозначает, но это семь, умноженное на два. Символику числа семь мы уже знаем. Семь – это число Господней гармонии, это число Божией полноты. Семь цветов в радуге, семь нот гармонии, семь дней в неделе, и это не зря. Это гармония, это оптимальное число Господнее. Так вот, семь и семь – это исполнение воли Божией, программы Господней в двух ипостасях человека, в двух сферах человеческой натуры, в душе и теле. Мы не будем сейчас рассматривать человека как триипостасного (его можно рассматривать и с этой позиции). Можно его рассматривать и с позиции числа один: человек есть дух. Можно с позиции числа два – человек имеет душу и тело. Можно с позиции три: человек есть дух, который имеет душу и живет в теле. В нашем случае рассматриваем с позиции числа два: семь и семь. Освящаются две половинки нашего естества, две ипостаси, два «лица» нашей натуры, единой натуры человеческой, как душа, так и тело. Вот почему четырнадцать (7+7). Еще, почему четырнадцать? Потому что эти слова, и эта история, и это развитие, и эти подъемы и падения, которые мы видим (здесь три этапа), они истинны как для церкви в целом, так и для каждой личности отдельно. Как для всей церкви, как для общины, так и для человека. Этот процесс проходит в нас, и здесь мы, фактически, рассматриваем путь блудного сына. Это будто синусоида – путь блудного сына. Сначала подъем, восыновление, потом падение на самое дно, когда уже не «наедается» этими «свиными рожками». Пасет свиней в чужом краю... Кто такие свиньи? Это те, которые не разжевали воли Господней, но имеют веру (копыта раздвоены, понимают духовное и материальное). Понимают сознание и бытие, различие между этими двумя вещами. Так вот, блудный сын падает на самое дно, «в чужую страну», в мир. Мы не от мира сего, это чужой для нас край. И тот блудный сын попадает на самое дно, но потом опять подъем, – вот она, синусоида. Подъем, падение и опять подъем: «Встану, пойду к Отцу моему…» И опять получает печать, и опять воскресает вера. Также и здесь видим четырнадцать родов от Авраама до Давида – подъем; от Давида до переселения в Вавилон – падение; от переселения в Вавилон до Христа – воскресение веры, опять подъем. Синусоида, путь блудного сына – это есть путь церкви. И не зря притча о блудном сыне занимает одно из видных мест Священного Писания.

Три этапа: этап от уверования к воцарению веры (от Авраама до Давида); от воцарения до полного падения (переселение в Вавилон); и от переселения до Христа – воскресение. Что такое переселение в Вавилон на библейском языке? Вавилон – это город смешения, то есть смешение чистого и нечистого, святого и не святого (копыта раздвоены, но жвачку не жует – свинья). Вот оно смешение, вот он Вавилон: свинья ест все подряд. Не различает между чистым и нечистым, святым и не святым – смешение. Но веру имеет, основа, «копыта» есть, и на этом стоит. И потом возрождение от Вавилона до Христа… Вавилон характеризуется еще одним интересным моментом, вспомним 136 (137) псалом Давида: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали…» И опять же, буквально-исторически мы понимаем: да, действительно, народ Израиля попал в вавилонский плен за осквернение своё пред Богом, – осквернение идолослужением… Но нас интересует Вавилон в наших сердцах, нас интересуют эти реки в наших сердцах – все, что мы читаем, написано для нас. Не для того, что вот была такая история, ну почитали, интересная история… Потом еще взяли да прочитали историю о Мамае или Батые, или Чингисхане, и все в одну кучу… Нет! Это разные книги. Та – художественно-историческая, а эта Книга – духовно-символическая, Книга пророческая. Мы не можем рассматривать ее как историческую монографию, ее нужно рассматривать только как книгу духовную, только как книгу пророческую, только как слово Божие для нас, не отбрасывая и историю, где она соответствует действительности. Но не она интересует нас в первую очередь. История здесь второстепенна, она – средство, инструмент для открытия духовного смысла Библии… И Господь показывает путь, и показывает падения народа Божьего на протяжении всего пути его. «Исследуйте Писания…» - эти слова выделены у нас в эпиграф к нашим библейским курсам. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную…» (Иоан.5.39). А ударение в действительности смещено в этой цитате. Послушайте, как оно звучит в целом: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют обо Мне». Ударение нужно ставить на Мне, на Христе. Вы думаете, что в них имеете жизнь вечную чрез теорию, а жизнь не в теории, жизнь в практике. Теория показывает путь только. Если ты не будешь идти им, – то никуда не придешь. И бесы верят, но трепещут. Ты должен идти, тебе показан путь, и тебе показаны ошибки народа Божьего на этом пути. Не повтори их, не споткнись об тот камень, о который споткнулись братья твои, будь мудрым, эта книга есть Книга мудрости. Человек может быть мудрым, умным и неумным. Неумный человек не учится на своих ошибках, наступает на те же самые "грабли". Человек умный учится на собственных ошибках, делает выводы; а человек мудрый учится на чужих ошибках. Так вот, книга Библия – это книга чужих ошибок, это книга ошибок народа веры, и мы, читая эту Книгу, должны не наступать на эти грабли. Господь четко говорит: не делайте этого, потому, что будет беда, и посмотри, как эта беда случилась с твоим братом по вере, посмотри, как эта беда повлияла на твоего брата по вере. Так вот, Вавилон в наших сердцах, и реки вавилонские в наших сердцах. Эти потоки текут в наших сердцах. Один зовется Тигр, а второй Евфрат. Тигр и Евфрат – две реки вавилонские. «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали…» – это реки, которые в переводе имеют название «стремительность» и «сладость». Тигр – «Стремительный», «Сильный», «Мощный», а Евфрат – «Сладкий», – это сила, стремительность и сладость греха. Вот что являют собой реки Вавилона! И когда мы попадаем в эту страну, в Вавилон, в это смешение мира и церкви, чистого и нечистого, святого и не святого, когда мы начинаем одновременно служить Богу и мамоне, тогда мы и чувствуем сладость и силу греха, и попадаем в плен греха (вот он, «вавилонский плен») И сидим, утвердившись в этом плену, и мечтаем о том, чтобы освободится, но не имеем сил, и плачем над теми реками вавилонскими. Плачем от собственного бессилия… Господь говорит: не попади в Вавилон (а как попали в Вавилон? – читайте историю Божьего народа, и вы увидите, что в вавилонский плен привело идолослужение). Ты понемножку начал служить Богу и маммоне, ты постепенно начал служить чужим богам, ты постепенно начал вносить чуждый огонь в скинию Завета, в служение скинийное. Ты постепенно начал переносить акценты, и уже не Господа ставишь на первое место в своей жизни, а сам понемногу бочком, бочком на пьедестал этот сходишь, как в той сказке о медведе и «Теремке». А оканчивается это тем, что разваливается дом спасения в наших сердцах, разваливается церковь, падает на дно ортодоксии, падает на дно ретроградства и консерватизма, на дно фарисейства. И потом очень нелегко подняться с этого дна, пройти путь от Вавилона до Христа, пройти путь блудного сына к возвращению в отчий дом. Почему трудно? А потому что, как правило, тогда мы должны дойти до самого дна. Проказа должна полностью покрыть нас, мы должны быть «белыми от проказы» от макушки до пят, как читаем в Священном Писании. Это страшно, это требует времени, это требует усилий, это приводит к большим страданиям – проклятие за грех. Господь говорит: не споткнись, не попади в Вавилон, посмотри на своих братьев, которые прошли этим путем и ошиблись, и споткнулись. Будь мудр, и учись на чужих ошибках.

Итак, три этапа: от Авраама до Давида – четырнадцать родов, – это воцарение веры в Израиле (от зарождения до воцарения). Четырнадцать родов от Давида до переселения в Вавилон – это период упадка веры, испытание веры, падение. Четырнадцать родов от переселения в Вавилон до Христа – это период возрождения, воскресения веры. То же самое можем рассматривать таким образом: первый период – это «первая любовь», второй период –это охлаждение, третий – возвращение к «первой любви». Потому что всегда, когда мы только приходим к Богу, – мы чисты от фарисейства, мы в состоянии первой любви. Вспомним наш приход к вере, вспомним, как приходит эта любовь: когда приходит рождение сверху, когда текут слезы покаяния, когда мы благоговейны, когда мы тихие, когда мы кроткие, когда мы входим в храм и не знаем, как себя вести в этом храме. Тогда все нас изумляет: и это пение, и проповедь священника, и запах ладана... Мы приходим благоговейными, но мы не знаем, что нас ждет потом. А потом нас ждет испытание, обязательно. Родился Христос маленький – и сразу в Египет. Египет – это страна испытаний. Мы приходим – и не понимаем этого, как правило не понимаем, не готовимся к подобным испытаниям, потому что нас не предупреждают. Те, кто в жизни должны бы предупреждать, – потеряли знание, соль выветрилась через фарисейскую закваску. Потому и попадаем в такое состояние, когда фарисейская закваска входит в служение. И видим: тот человек, который пришел в церковь так благоговейно, скромно, – через год, два, три, когда уже знает все входы и выходы, он начинает «ногой» открывать храмовые двери. Он входит и начинает учить направо и налево, сычать на неискушённых, откуда и берется такой гонор внутри. Мы знаем это, здесь большинство православных, но это касается не только православных. Та самая фарисейская закваска во всех общинах, во всех сердцах. Та же схема. Вот почему Господь дает нам Священное Писание. Будем же внимательны, потому, что очень просто опустится ко дну, очень просто возгордиться и упасть с этой высоты смирения, упасть на дно земного служения. Очень легко стать Люцифером, будучи сначала просветленным Денницею – «сыном зари», «тем, кто рожден от зари». Заря – это начало света, это первая любовь. Тот, кто просвещен светом ведения. Очень легко упасть с этого Едема на землю, и «разбиться об землю», и стать погромщиком людей. «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы» (Ис. 14.12). Ты попираешь народы, ты гремишь. Очень трудно подняться. Не падай, - говорит Господь. Все, что написано на страницах Священного Писания, взывает к нам: не падай! Читай, читай... «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне». А Я есть Путь, Я иду не как бесплотный дух, который тела и костей не имеет, – Я иду в теле, а тело мое – это Церковь! Писание - это путь церкви, будем внимательны, исследуем! Вот, пожалуйста, первая любовь – первый этап. Мы можем на таком уровне рассмотреть: первая любовь – упадок – возвращение к первой любви.

Давайте откроем Апокалипсис, 2 главу, послание к Ефесской церкви. Вот первая из семи церквей (эти церкви есть вся полнота церкви Божией, они изображаются в динамике развития от первой церкви до церкви последнего периода, от Ефесской до Лаодикийской). И церковь Лаодикийская – это наша церковь, это церковь последнего периода, когда уже у дверей приход Господний (мы с вами уже исследовали). Но вернёмся к церкви Ефесской. Первая церковь, первые христиане… И мы видим: фарисейская закваска уже действует там. Еще во времена апостольские говорит апостол Павел, что тайна беззакония уже в действии, только еще она не проявилась, еще не проявился тот муж погибели, не показался в полноте. Он говорит: вы знаете, что ему не позволяет проявиться: мы еще живы, апостолы еще живы, те, кто видел Христа, еще живы. Но только я отойду – сразу меж вас появятся волки в овечьих шкурах, - говорит Павел. Откуда они возьмутся? Из вас самих восстанут те, которые будут говорить превратно, перекручивая истину, чтобы приобрести себе учеников, чтобы приобрести себе отару и ее стричь. Это уже было в те времена. Мы говорим: падение церкви произошло благодаря семидесятилетнему вавилонскому плену большевистской революции 1917-го года. Любимые мои, это началось еще тогда, и эта болезнь проявилась в полноте, стала явной в IV ст., как и пророчествовала третья книга Ездры (прочитайте 7-ю главу, там идет четкое пророчество). Эта книга была написана за много лет до Рождества Христова, там четко сказано о новозаветной церкви, о возрождении веры, о том, что святые будут радоваться со Христом. Так и звучит – «Христос», потому что греческим языком написана эта книга. Будут с Христом царствовать, но сказано: через четыреста лет умрет Мой Сын Христос (IV столетие!). И будет отброшен мир, церковь в давнее молчание на семь дней (число полноты). Вот оно, падение «от Давида до Вавилона!». Опять будет давнее молчание, опять будет падение. Так вот, Ангел церкви в Ефесе – это дух церкви первых христиан, первая церковь после апостолов. Еще жив Иоанн, еще он пишет - это 90-92 годы по Р.Х. Он пишет на острове Патмос эту книгу, он имеет это видение, фактически он завершает апостольский период, потому, что он дольше всех прожил. Единственный из апостолов умер своей смертью. Его Господь оставил до последнего.

«Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит держащий семь звезд в деснице своей, ходящий посреди семи золотых светильников…» Вот полнота: семь звезд, семь золотых светильников – это церковь. Эти семь церквей, они названы звездами, они являются указателями на небе духовном. Потому что небо на библейском языке есть сфера духа. Когда вокруг ночь, – должны быть указатели пути, подобно тому, как корабли держат путь свой по звездам. Их семь: полнота этих звезд, которые указывают путь к Христу, путь на восток, где взойдет солнышко – Солнце Правды, Христос. Они же семь светильников, которые светят в темноте. Полнота, семисвечник… И горит этот свет любви. И горит елей любви и богопознания, если рассматривать через призму числа два.

«Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных (это первые христиане; здесь труд, здесь терпение, здесь чистота), и испытал тех, кто называет себя апостолами, а они не таковы (вот они, волки, которые уже начинают проявляться в этой церкви и испытываться любовью; еще есть та мера, еще тот Канон с большой буквы – Канон Господний – действует в церкви. Еще знают, что тот, кто имеет любовь, тот от Бога; кто не имеет любви, тот отпал от учения. А слово «отпадение», «отпад», с греческого переводиться как «ересь». Ересь обозначает отпад от Истины. А Истина в одном слове – «Возлюби!» Тот отпал от неё, – тот и есть еретик. Еретик был не тот, кто так или иначе истолковывал Священное Писание. Еретик это тот, кто отпал от любви, от учения любви. Кто не понимает, что Бог есть Любовь, а если и понимает, то проповедует совсем противоположные вещи. Проповедует агрессию, нелюбовность, и сам нелюбовный, ибо соответственные приносит плоды. Потому, что не собирают виноград на терниях, или смоквы на волчцах. Вместо милосердия и богопознания фарисеи всегда приносят тернии и волчцы).

«Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, кто называет себя Апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; Ты много переносил и имеешь терпение (еще есть понимание истины, есть понимание в церкви), и для Имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою». Уже в те времена первая любовь, Пятидесятница, первый период сошествия Духа Святого на церковь в полноте постепенно отходит в историю. И фарисейская закваска постепенно, но твердо входит в церковную жизнь. «Итак, вспомни, откуда ты ниспал (вот оно, падение), и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься». И так и случилось: сдвинут был светильник. И до чего докатились, до какой церкви? Наименьшей церкви, которая упала, до Сардийской:

«И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв». Вот и все. Этот период наибольшего падения произошел в средневековье. Мы помним это. Помним те огни инквизиции, которые горели. Да и у нас рвали ноздри не меньше, только не так явно все это было. Вернее меньше, безусловно, имеется в виду количественно, а не качественно. Поэтому мы и болеем доныне. Потому что католики переболели бурно в период средневековья, а у нас все это загонялось в глубь, постепенно тлел огонь ретроградства. Он тлеет и доныне, а те, кто переболел, - уже поднялись, уже впереди нас. Причем, если спросить: на сколько лет обогнали? Придётся ответить: так, как японцы по сравнению с нами экономически…

Первая любовь, потом падение. Видим падение: откуда ты ниспал после первой любви. И что видим дальше? Возвращение к первой любви, обязательно третий период должен быть – от Вавилона до Христа. Вот они, три периода. И этот, третий период должен быть, – и он уже идёт, он уже в действии, он уже в развитии, этот период. То, что мы здесь с вами, – мы подготавливаем количественно и качественно момент прихода Христа, прихода воскресения веры, прихода Христа в «шуме вод многих». Для того мы здесь.

Еще можно рассматривать этапы как рождение веры, потом испытание, а затем возрождение и воскресение. Вот видим: рождается вера, потом испытывается (идет в Египет), а потом возрождается и воскресает. Это то же самое, что сказано в книге пророка Осии 6.2: «Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас». Видите, есть два периода оживления. Прочитаем шестую главу книги Осии с первого стиха: «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу! Ибо Он уязвил, – и Он исцелит нас, поразил - и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его».

Вот оно идет, оживление. Господь знает, что мы такие есть. Что мы будем идти этим путем, и обязательно будет падение. Обязательно мы послушаем того змия, который живет в поле наших сердец, и шепчет нам каждую минуту: Разве правду сказал Бог? Нет, не умрете. Послужи Богу и мамоне, ничего страшного не случится… Это в нас тот змий! Вы думаете, что Творец, который творил вселенную не знал, что человек упадет? Для Него нет настоящего, прошлого и будущего, Для Него нет времени. Он вне времени, вне пространства, вне материи. Неужели же Он не знал?! Вот, некоторые толкователи Священного Писания по букве наивно рассказывают басни, что Он мол, думал: может упадут первые люди веры, а может и нет, – брошу-ка Я им змия туда… Представляете себе такое? Вы своих детей любите? И представьте себе, что дети играют, а вы кобру или гадюку в лесу поймали, тихонько приоткрыли дверь и: а ну-ка, укусит или не укусит? И туда ее! Представляете такое? Я не представляю, я так бы не сделал. А что же мы говорим: Господь, Который есть Любовь, вот так подкинул змия искусителя? Немножко иначе. Надо подняться выше в этом понимании: что существует закон – это закон плоти. И сказано: тварь покорилась суете не случайно, волею Того, Кто покорил ее. А кто же покорил ее? Господь покорил! Господь допустил это. Потому, что это есть элемент программы обожения, – нельзя иначе обожиться, нельзя иначе соединиться с Богом, нельзя иначе, имея образ Божий, который предусматривает свободу выбора, который предусматривает свободную волю, подняться к подобию Божию. Невозможно! Можно было сотворить человека роботом, но здесь не было бы образа Божьего, не было бы свободы выбора. Робот не имеет выбора, он запрограммирован на добро. Бог имеет выбор. Он Сущий, Ему Имя Яхве, – Сущий, Тот, Кто имеет сущность в Самом Себе. И человека Он сотворил по образу Своему свободным. И знал Господь, что тварь покорится суете обязательно. Творение Его обязательно пойдет путем блудного сына. И программа спасения в том, что Он – Бог – станет Человеком, и придёт к Своему творению таким же, как оно, «в подобие грешного тела», и покажет ему путь, как подняться. Это было запрограммировано от начала. Господь не Тот, Кто творит на авось: может выйдет, а может не выйдет, Он знает все наперед. Он знает, чем все окончится. И мы, ученики Его, знаем, и мы прорекаем эту истину! И мы знаем, что окончится все Царством Божиим в наших сердцах. И окончится Царством Божиим во всей Вселенной. Ибо так сказал Господь Бог: «Оживит Он нас через два дня, в третий день восставит нас», - вот Его Программа.

И опять же, это падение новозаветной церкви... Разве Господь не знал, что будет? Почему же он тогда плакал в Гефсиманском саду? Может, о Себе переживал? Да неужели же Он так за Себя боялся? Он для того и пришел! Чего же было плакать? А мы знаем с вами о тысячах и тысячах мучеников за веру, которые шли в огонь и не плакали, а пели псалмы. Шли на страдания, на смерть. Он плакал о нас с вами! Он плакал о теле своем – Церкви. Он плакал о Духе Своем, Который выйдет из церкви, Духе любви! Он видел каждого из нас. Он сказал: Отче! Да минует Меня, Мою Церковь чаша сия! Пусть не будет падения в этой новозаветной Церкви, но пусть будет не Моя воля, а Твоя. Ты дал им свободу, Ты сотворил их чрез Меня свободными. И Ты знаешь, и Я знаю, что упадут, что фарисейская закваска войдет... Да и апостолы также знали: только мы отойдем, как волки в овечьих шкурах влезут сюда! Знал Христос, плакал и знал, но иначе невозможно, иначе будем роботами. Я не хочу быть роботом! Я хочу сознательно прийти к Богу! Я хочу сознательно славить Его и иметь право славить Его! Какое имею право славить Господа, если я не работал? Какое имею право подойти к обеденному столу, если я не работал? Я проспал. Сладок тот кусок хлеба, который потом орошен. И тварь поддалась суете не случайно! Волей Того, Кто покорил ее в надежде на освобождение во славе сынов Божиих! Нельзя стать сыном Божиим, если не пройти очищения, если не пройти Египет, если не пройти испытаний. Христос родился и пошел в Египет, Его понесли еще Младенцем. Святое семейство пошло в Египет, показывая нам путь. Путь Христа - это путь церкви…

Итак, три периода: рождение, испытание и возрождение церкви. «Итак, всех родов от Авраама до Давида – четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». Понятно, да? Смотрите, один стих, а столько информации! Говорит псалмопевец Давид: я день и ночь исследовал Заповедь, и понял, что она безгранично глубока…

С восемнадцатого стиха:

«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде, нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен, и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог». Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как, наконец, Она родила Сына Своего, первенца, и он нарек Ему имя: Иисус».

Вот этот отрывок. Рождение Иисуса Христа... Что это за рождение Иисуса Христа? Повторяю, мы рассматриваем Священное Писание по духу. Потому речь здесь на библейских курсах идет не о буквальном рождении, ибо буквально-историческое рождение понятно, мы с вами знаем. Я думаю, что здесь не нужны комментарии, разве только к последнему стиху, где сказано: «И не знал Ее, как, наконец, Она родила Сына, Своего первенца». Это я прокомментирую и по букве, но нас интересует духовно-символический смысл. Еще раз повторяю, что Библия – книга четырехмерная: буквально-исторический смысл, морально-этический, духовно-символический и мистический смысл. Мы рассматриваем все в полноте. Рождение Иисуса Христа - это рождение новозаветной веры. Веры, которая исполнена любовью, которая осуществляется любовью. Есть вера ветхозаветная, и есть новозаветная; есть вера подзаконная и есть подблагодатная; есть вера, исполненная страхом, и есть вера, исполненная любовью. Вера подзаконная – это начальная вера, которая осуществляется страхом, исполненная страхом. Это состояние человека, который еще хочет делать зло. Сначала, пока мы еще дети в вере, пока имеем рабскую веру, нам хочется делать зло. Нам хочется нарушать Заповеди Божии. Нам хочется убивать, воровать, любодействовать, свидетельствовать ложно на ближнего, завидовать, быть нелюбовными, раздраженными и так далее. Но мы сдерживаемся через страх, – через страх наказания, потому что верим в Бога, потому что знаем, что есть Бог, понимаем, что есть Бог. Имеем веру и знаем Заповеди Божии. Знаем, что за преступление закона постигнет наказание. Какое наказание? Да мы просто тогда разрываем отношения с Богом, мы попадаем под проклятие греха. А «проклятие» означает разъединение. Слово «проклятие» происходит от слова «клин». Раньше деревянные изделия соединяли не гвоздями, не шурупами и не клеем, а клиньями. И слово «заклинаю» – означает «соединяю», а слово «проклинаю» – «разъединяю». Через проклятие греха человек разъединяется с Богом и, соответственно, получает все плоды проклятия. Эти плоды мы видим еще в первой книге Библии – «Бытие». Когда Адам и Ева разъединились с Богом, спрятались от Бога, – пошли моменты проклятия. Это страх (спрятался, ибо испугался), стыд (чувство вины).

Двадцать восьмая глава книги Второзаконие: там есть благословения Божии, есть там и проклятия Божьи. Там сказано четко: если ты будешь исполнять все заповеди, которые написаны в этой книге, то будут на тебе все благословения... «Если ты… будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все Заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня: то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли. И придут на тебя все благословения сии, и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего…Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего…», и т. д., и т. д. Идут благословения…

«Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые Я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя…». Это страшная глава. Мало кто не содрогнется, прочитав ее. Библия – книга благословений, но она и книга проклятий. Итак, человек, который имеет веру, движимую страхом, – он боится этого проклятия. Он хочет грешить, но боится, потому что знает: придут проклятия, изображенные в этой книге! Я немного прочитаю, чтобы вы имели представление, о чем идет речь:

«…Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастие во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня. Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею. Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною; и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь. И небеса твои (то есть твоя духовность), которые над головою твоею, сделаются медью и земля под тобою железом. Вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, доколе не будешь истреблен. Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли. И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющего их. Поразит тебя Господь проказою египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться. Поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца, и ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит в впотьмах, и не будешь иметь успеха в путях твоих, и будут теснить, и обижать тебя всякий день, и никто не защитит тебя…»

И так далее... Это страшные вещи, – здесь сказано, что будешь детей своих есть. Между прочим, относительно голодомора 33-го года в Украине, – вот, пожалуйста, буквальное исполнение библейского проклятия. Буквальное исполнение показывает, что это не только духовные вещи. Мы знаем, что Библия книга четырехмерная, и буквальные вещи также сбываются. Так вот, человек, который имеет веру, исполненную страхом, боится этих проклятий, зная, что они догонят, и никуда не убежишь от Бога. Он не убивает, не ворует, не свидетельствует на ближнего, не прелюбодействует только благодаря страху. Вот и все. Хочется, но сдерживаюсь. Вот она, начальная вера, – вера, исполненная страхом. Это начало мудрости. А вершина мудрости – это любовь, совершенная любовь. И рождение Иисуса Христа – это и есть рождение этой веры, исполненной любовью! Это вера уже не подзаконная, а подблагодатная, – это благодать на благодать. И первая вера, безусловно, благодать, – благодать от Господа; но по сравнению с нею вера Христова, Младенец этот, который рождается, мужеского пола, – является благодатью на благодать. Двойная благодать – это вера, исполненная любовью, которая осуществляется любовью. Это состояние, когда человек совершает дела Христа ради, а не из-за страха. Не «На, подавись!..», потому что должен исполнить написанное, но «На, ибо люблю тебя, и жалею, и молюсь за тебя…» Вот, пожалуйста, разница. Я всегда показываю различие между подзаконным и подблагодатным состоянием на примере таблички в каком-нибудь общественном месте. Приходишь на вокзал, а там табличка: «Не курить, не сорить, не плевать. Штраф 100 руб.» Человек подзаконный прячет сигарету, глотает слюну и ищет ящик для мусора, потому что боится, что его оштрафуют. Вот это вера, которая осуществляется страхом. Человек подблагодатный приходит, и в голову ему не придет насорить на пол. Это уже вера, исполненная любовью. Вот различие между двумя верами.

Рождество же Иисуса Христа – это рождение новозаветной веры. Веры, исполненной любовью, веры по Благодати. Веры не подзаконной, а подблагодатной. Веры и понимания не через страх проклятия, а по любви. Это вершина мудрости. Он воплотил, Он явил эту веру, показал, какая она должна быть: Кровь и Плоть Нового Завета.

«Рождество Иисуса Христа было так…» Рождение этой веры (сейчас читаем языком символов). Рождение новозаветной веры, рождение новозаветного понимания произошло так: «по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде, нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого». Матерь Мария, кто Она? Если муж (мужчина) на библейском языке – это вера; то жена (женщина), соответственно, – жизнь. Муж (мужчина) – ум, разумение; жена (женщина) – чувства, эмоции, которые должны покрываться умом. Мужчина – это есть Господин, Господь, Бог (хотя может быть и иной «муж», иной господин, со знаком минус, – «Ибо у тебя было пять мужей…» (Иоан.4.18), – может быть божество иродово. Но здесь имеется в виду, что Божество – это Христос); женщина, соответственно, – церковь. «Жено! Еще не пришел час Мой» – говорит Ей Христос. Жена – это Церковь. Мы будем рассматривать, даст Бог, Евангелие от Иоанна, и будем рассматривать чудо в Кане Галилейской. Это духовные вещи. Мы всегда во время венчания слышим проповедь о том, как Христос сотворил в Кане первое чудо, – превратил воду в вино, забывая, что речь идет о духовных вещах. «Еще не пришел час Мой», только рождение этой веры. Еще Христос на этом банкете (давайте параллельно рассмотрим) не Жених, правда? Кто Он? Он в гостях, Он в стороне, где-то там. Они приглашены, Они смотрят, Он не в центре стола еще. «Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой». А матерь говорит: вина нет у них (что такое вино? Это учение. Не имеют вина учения, выветрилось все, не имеют учения любви. Но мало того, что учения нет, нет воды для очищения иудейского. Шесть водоносов каменных – шесть дней работай, и делай все дела твои, а седьмой день – день покоя для Господа Бога твоего. Шесть дней, шесть водоносов порожние, – нет воды, нет покаяния. Нет воды, нечем отмываться от грехов. Не говоря уже, что вина нет). И Он говорит: еще не пришел час Мой. Еще не пришло время веры, исполненной любовью. Жизнь же говорит: пришло! Жизнь всегда первая свидетельствует. Жены-мироносицы первые приходят к воскресшему Христу и видят первыми воскресшего Христа. Потому что жизнь подсказывает, жизнь приходит раньше, а понимание позже: так далее жить нельзя! Жизнь приходит первая к пониманию, что так жить нельзя, «жена» первая приходит к пониманию этого. Так и здесь. Мария – новозаветная Церковь, это новозаветная жизнь, это те, которые сохранили непорочность, как неопалимая купина, Церковь остатка. Вспомним пророчество о Богородице… Неопалимая купина – терновый куст, который горит огнем Слова Божьего, воли Божией, Благодати, и не сгорает тот куст. Кстати, это единственное место в Священном Писании, где терн изображен положительно. Неопалимая купина – терновый куст. Вспомним эту историю (Исход , 33-я глава).

Моисей пасет отару своего тестя Иофора. Он пасет и подходит к Божией горе, проходя через пустыню. Гора Божия – гора Хорив, он там пасет овец. Кругом овечки, и вдруг видит чудо большое: горит огонь. Он подходит ближе, смотрит: терновый куст (терновая купина) горит огнем, но не сгорает тот куст! Он подходит ближе, и слышит из куста голос, – Господь говорит из этого куста! Говорит: Остановись, сними обувь свою (обувь – это свои желания, обувь – это готовность идти, куда-то идти. Свою готовность куда-то идти сними), ибо это священная земля, здесь действуют только Господни желания. Остановись! И он действительно увидел. Мы когда-то будем рассматривать Книгу Исход, где речь идет о том, что Моисей встретил Церковь остатка. Он встретил Церковь остатка, в которой есть огонь знаний и огонь благодати. Так вот, Мария и есть та Церковь остатка. Это те верующие и верные, которые сохранили непорочность, потому и «тернии», причем со знаком плюс, хотя в иных местах Библии терн везде негативен. Терн колется. Попробуйте пройти через терновые кусты, когда они буйно растут, – это физически невозможно. Ни теоретически, ни практически. Он колется, а здесь эта колючесть положительная - девственность, неприкосновенность, чистота Церкви остатка. Ничто нечистое не может прикоснуться к ней. Она незапятнанна, она старается быть незапятнанной, потому что в ней горит Огонь. Огонь благодати Господней, огонь Слова Божьего, огонь Духа Божьего. А слово Божие является огнем, поедающим все нечистое. И мы видим, что не сгорает куст. Она очищается постоянно и не сгорает из-за этого. Если горит, значит есть чему гореть, и все нечистое сгорает, – а сам куст не сгорает. Сама Церковь непорочна, ее члены - возможно (мы же все не без греха, один Христос без греха, мы все имеем закон плоти), но мы законом ума побеждаем закон плоти. В нас горит огонь Слова, огонь Благодати, огонь, который помогает нам очищаться. Так вот, это есть Церковь непорочная, чистая. Дева чистая, сохранившая непорочность, та Неопалимая купина, в которой горит огонь слова Божьего и благодати Господней, которая над законом, которая над буквой, потому что буква - проводник ко Христу.

А кто такой Иосиф? Иосиф – тоже какая-то вера, какое-то понимание. Мы видим, какое. Речь идет о ветхозаветном понимании, ветхозаветной вере, но праведной. Вот параллельно Иосифу и Симеон праведный, который принимает на руки свои Младенца в храме. Это духовные вещи, и они в первую очередь интересуют нас. Это ветхозаветные праведники, это ветхозаветные подзаконные праведники, это те, которые имеют веру, исполненную страхом, которые действительно имеют в сердце своем страх Божий. Которые хотя являются еще «рабами», хотя не имеют веры сыновней, которые будто бы еще наемники, но они чистые, они праведники. Они ищут истину, находят ее в Иисусе Христе и идут этой дорогой, хотя они еще дети. Они знают пророчества о рождении сверху, они знают пророчества о крещении, они знают, что родится этот Младенец в их сердце, придет благодать, но еще не видят ее. Хотя и ожидают, как старец Симеон. Так же Иосиф - это вера ветхозаветная, но праведная, не беззаконная, но подзаконная. Очень хорошо рассматривает авва Исаия три степени служения: «раб», «наемник», «сын». Наемник – как бы переходной период между рабом и сыном. Раб – это тот, который служит через страх. Если бы не было страха, который как нагайка, он бы убежал. Он бы не служил. Наемник – уже немного иначе. Наемник служит уже не за страх, а по совести. А сын – это наивысшее! Сын служит уже не за совесть, а по любви, ради любви, ради Христа. Так вот, Иосиф – это наемник, уже не раб в полном смысле этого слова. Это тот, который служит по совести, уповая на плоды. Вот Иосиф и символизирует этих праведников ветхозаветных, которые служат по совести. Иосиф – он обручник, и буквально также понимаем, он не является мужем Марии. Даже и в духовном плане он не является мужем. Муж кто? Дух. От Духа Святого рожденный. Бог является «Мужем». Не зря написано, что Иосиф «обручник», он не оплодотворяет. Муж тот, кто «оплодотворяет». Иосиф не оплодотворяет, он не Рувим, который оплодотворил Валлу.

Вспомним ветхозаветную историю, вспомним грех Рувима (Бытие 5.22). Когда Рувим, первородный Иакова, пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего, – он потерял первородство! Это опять духовные вещи. Ложе отца – это что? Отец должен оплодотворять. Кто у нас Отец? Отец наш Небесный. Он оплодотворяет через Духа Святого, через Сына Духом. Он оплодотворяет Духом Святым: от Духа Святого и Марии Девы рождается вера, исполненная любовью, этот Младенец мужеского пола. От Духа Святого и девственной жизни рождается этот Младенец. Рувим что сделал? Он оплодотворил человеческим «семенем» – человеческим пониманием, человеческой верой. Он внес человеческую закваску в служение церкви. И оплодотворил Валлу. Валла - наложница Иакова, она наложница Рахили (то есть, фактически новозаветной церкви. Лия – ветхозаветная церковь, если будем рассматривать символику Лии и Рахили).

Так вот, Иосиф не Рувим. Он обручник, он не оплодотворяет, он не впадает в этот грех, он смотрит, наблюдает, он удивляется: его церковь, его обручница Мария беременна! Что-то вынашивает, что-то вынашивает необыкновенное, кто-то ее «оплодотворил». Чем-то она оплодотворилась, он не понимает. Какие-то удивительные вещи. Уже меньше ее интересует обрядовое служение, ее меньше интересует буква Писаний, она начинает говорить о каких-то духовных вещах… Она оплодотворена от Духа Святого, Она вынашивает это понимание. Она начинает говорить на языке символов, что-то она рождает, какую-то веру, неизвестно, что вынашивает она. Где она набралась этого, он не знает и боится ославить ее, ибо он праведник. Он не имеет видения, не имеет полноты видения, он «наемник», он служит если не через страх, то за совесть, но не имеет видения, потому что духовное его око не открыто. Он служит по совести и не знает: плохо это или хорошо. Может, это ересь какая-то рождается в лоне этой церкви, этой общины, ибо здесь что-то новое, неизвестно от кого, необычное… И он боится, он боится принять Ее.

И вот мы читаем: «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен, и не желая огласить Ее, хочет тайно отпустить Ее» Иди с Богом, рождай, живи, я не буду тебе мешать, я не буду тебя преследовать, я не буду гнать тебя, но чтобы это меня не касалось, чтобы я был чистым… Я не знаю, кого ты родишь; а если это что-то нечистое?! И если ты будешь в моем доме, то это будет обозначать, что это от меня. Я буду виноват, меня будут укорять! Я хочу умыть руки… Он не ортодоксальный в понимании фарисейском, он не действует насилием, он хочет отпустить и сказать: иди с Богом, на волю Божию. Понятно толкование? Речь идет о церкви, о тех ее представителях, которые имеют подзаконную веру, но не беззаконную (которую имели фарисеи тех времен). Он не является фарисеем, он имеет веру, исполненную страхом, – он тот, кто служит за страх и по совести, но еще не по любви. Он не может понять того нового, которое рождается, он просто не знает.

«Иосиф же, муж Ее, будучи праведен, и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить ее, но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» Господь открывает Иосифу, что там нет никакой ереси, что там нет отпадения от воли Божией, от учения Господнего. То, что Она родит, – это действительно есть от Духа Святого. Оно тебе просто необычно, потому что соль выветрилась в служении, потому что проблемы в служении, потому что фарисейская закваска вошла в служение, вот почему во сне показывает Господь Иосифу. Сон – это проблемы, и ветхозаветная церковь имела проблемы. Господь говорит: посмотри на проблемы ортодоксального православия сегодня. Ты видишь – это сон. И то, что приходит новое в церковной жизни, вера, исполненная любовью, толкование Священного Писания по духу, а не по букве, желание реформировать церковь – это есть от Духа Святого, - говорит Господь. Все повторяется, - говорит Екклесиаст, - вот, кажется, что-то новое, а оно уже было от веков. Все идет по спирали, и это рождение Иисуса Христа повторяется в каждом из нас. Оно повторяется в Церкви…



† † †



ВЫШЛИ В СВЕТ ТАКИЕ КНИГИ ПРОТОИЕРЕЯ ОЛЕГА ВЕДМЕДЕНКО:

* Пособие по духовному деланию “ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ...”
(Внутренняя Сила или духовные основы успешности и здоровья; почему мы болеем или как стать здоровым; памятка для тех, кто ищет спасения; практические советы в продолжение дня; правила борьбы невидимой; если на вас наслано порчу; прерывание родового проклятия; самоотчитка... Эти и другие материалы вы найдете в небольшой по размеру, но содержательной и исполненной реальным опытом книжке, 104 стр.).

* Две книги из серии “Ответы священнослужителя”: “ЕЩЕ НОЧЬ...” и “ВКУС БЛАГОДАТИ” (Ответы на вопросы, коими укоряют православных представители различных протестантских конфессий: почему поклоняемся Богу перед иконами; почему празднуем не иудейскую субботу, а новозаветное воскресенье; почему крестим грудных детей; почему часто крещение осуществляется не через полное погружение, а путем обливания; как правильно обращаться к Богу /неужто только Иегова?/; нужно ли молиться за умерших; почему почитаем мощи, молимся святым; почему чтим Богородицу, и были ли у нее еще дети, кроме Иисуса... Также о числе зверя /666/; когда и как придет Антихрист; как правильно поздороваться в церкви; можно ли есть мясо с кровью; головной убор в храме /мужчины и женщины/; свойства святой воды; происхождение человека и т. п.).

Книги на украинском языке.



* НАПИШИТЕ НАМ
, и мы проинформируем Вас как получить по почте книги, конспекты лекций, а также аудио- и видеозаписи лекций и проповедей протоиерея Олега. В письмо вложите пустой конверт с обратным адресом.

* НАШ АДРЕС:
Протоиерею Олегу Ведмеденко, Библейская школа духовного совершенствования, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021. (Подробная информация помещена также на сайте www.vedmedenko.org «КНИГИ И АУДИОЗАПИСИ»).


Наши группы в социальных сетях:

Facebook: Олег Ведмеденко

Вконтакте: Олег Ведмеденко

Наши блоги в социальных сетях. Добавляйтесь:

güzel sözler