Библейская школа духовного совершенствования Епископа Олега Ведмеденко
  на главную    укр   рус      Учение Господне состоит в едином слове: ВОЗЛЮБИ! Возлюби, а для этого СМИРИСЬ, а значит, прими ближнего своего и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды.
ПОИСК В РАЗДЕЛЕ ЛЕКЦИИ:

Евангелие от Матвея. Мф. 4.17-22; Испытание Антония Великого. Иисус начинает проповедь и выбирает себе первых учеников.

Лекция № 13

Лекция:
Мы рассматриваем четвертую главу Евангелия от Матфея… Искушения, приходящие на человека. Мы христиане, и на примере пути Христа рассматриваем те искушения, которые приходят в нашу жизнь, в жизнь каждого христианина, когда он идет великим путем смирения к совершенной любви и Царству Божьему, ибо Бог есть любовь. Принято, чтобы каждое слово подтверждалось двумя-тремя свидетелями. И мы всегда стараемся приобщать к подтверждению тот или иной стих библейских пророков. Но сегодня я хотел бы обратиться к еще одной книге, "Добротолюбию". Это чрезвычайно сильная книга. В ней собрана, отражена и обобщена большая часть практического опыта православной церкви. Мы уже касались "Добротолюбия", когда рассматривали тему "Стяжание Духа Святого", приобретение Духа Святого, духовного восхождения. Но сегодня я хочу коснуться этой книги, потому что Господь так открыл, и привести пример отцов Церкви. Пример пустыни в нашей жизни, пустыни испытаний, которую прошел еще один подвижник - Антоний Великий. Святой Антоний Великий открывает "Добротолюбие". Его труды и описание его благочестивой жизни выписаны первыми. Сегодня я хотел бы прочесть небольшой отрывок, буквально четыре страницы из "Добротолюбия". Отрывок о подвижничестве Антония, о пустыне, в которой пребывал святой Антоний Великий. Я буду читать на языке оригинала:

"Таким претрудным путем шел святой Антоний. Но, как известно, такая жизнь без борьбы не проходит, как не бывает света без тени". Это же для нас, не будем забывать, что Священное Предание и Священное Писание - это книги для нас и о нас. Это опыт церкви, теория и практика церковной жизни. И мы должны очень внимательно прислушиваться, чтобы не допустить ошибок на пути нашего восхождения (потому что и так их будет достаточно), чтобы их было как можно меньше. Вспомним, как учил о подвижничестве в миру Серафим Саровский. Он говорит, что, к сожалению, на сегодняшний день и среди монашества институт старчества потерян. И некому вести, почти нет опытных старцев, которые могли бы вести и помогать в духовном восхождении. "Что же делать? - говорит Серафим, - не идти ли путем, который указал Господь? Идти! Но на этом пути пользоваться Священным Писанием в первую очередь, и Священным Преданием (сегодня у нас есть "Добротолюбие")".

"Таким претрудным путем шел святой Антоний. Но, как известно, такая жизнь без борьбы не проходит, как не бывает света без тени…" И когда мы крестимся, как Христос, когда окунаемся в Иордан, в этот животворный поток Слова, веры и благодати, который спускается с Небес, то обязательно сатана будет сопротивляться. Мы должны понимать, что чем глубже мы погружаемся, тем большее будет сопротивление. И оно будет продолжаться до полной победы, пока не погрузимся полностью, когда не будет за что нас кусать, когда не будет чем у нас поживиться. Только тогда, когда мы полностью выйдем на плавание, сопротивления уже не будет. Сегодня, даст Бог, мы будем рассматривать стихи из пророческой книги Иезекииля, который и описывает вхождение в храмовый источник.

"Не будь в нас греха, и не имей мы врага, одно добро развивалось бы в нас и росло беспрепятственно. Но как тот и другой есть (в нас! Мы четко должны понимать, что как Христос в нас - надежда славы, надежда ощущения присутствия и созерцания Божества духовными, а со временем и физическими глазами, так в нас и сатана - закон плоти, сопротивляющийся закону нашего разума. "Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих", - говорит апостол Павел, - "… потому что не делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю". Я всегда повторяю эту цитату, чтобы мы четко осознали, как проявляется диавол в нас. "Если же делаю то, что не хочу, - уже не я делаю то, но живущий во мне грех". Значит, грех в нас, возможность грешить заложена в нас. Это древо познания добра и зла. Познания добра через зло посажено Господом в саду, которым есть наше сердце) и оба предъявляют на нас свои права, то никто не обходился без борьбы с ними. Надо обессилить их и победить, чтобы свободно идти далее. Без этого они все будут путать руки и ноги хотящему право идти, кто бы он ни был. Вот почему Божья благодать, созидавшая в духе святого Антония, вводила его в брань, чтобы искусив его, как золото в горниле, укрепить нравственные силы его и дать простор их деятельности. Врагу дан был доступ, а подвижника поддерживала сокровенная помощь". (Так же, как Христос Духом Святым введен в пустыню, Дух Святой допускает диавола к испытаниям для нас. Здесь он изображается на примере Антония Великого. Мы понимаем, что идем одним путем. Кто-то идет более твердо, глубоко и преданно, а кто-то касается лишь поверхности, но все проходят этот путь испытаний, ибо это есть путь Христа и церкви). "Врагу дан был доступ, а подвижника поддерживала сокровенная помощь". (И нас поддерживает Господь! Не думайте, что Господь нас оставляет, хотя иногда нам так кажется. И не напрасны эти слова: "Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" - взывал Христос, распятый на кресте, когда пришел момент смерти. Разве любящий Отец мог оставить Сына Своего? Безусловно, нет! Но в нас присутствует субъективное ощущение неприкаянности, будто Небо отвернулось, ощущение полной темноты… Потому, что это есть борьба, огонь. И этот огонь мы должны пройти.

Когда отец учит свое дитя ходить, он держит его за ручку. И где бы ни было это дитя, оно всегда держится за палец. Но потом приходит момент и отец начинает отпускать дитя, и говорит: "А ну, давай, сам попробуй, сделай один шаг…". Обязательно тот, кто только пришел к глубокой, живой вере, кто недавно ощутил в себе теплоту молитвы, родился свыше, - он чувствует опеку Господнюю очень остро: то о чем ни помолится - все удается, о чем ни попросит - все происходит. Но проходит определенное время (для каждого свое) и Отец наш Небесный, Авва Отче (Авва - Отец) начинает учить нас ходить. Он начинает нас будто понемногу отпускать. Дух Святой ведет нас в пустыню и допускает диавола, чтобы мы росли, потому что мы не можем все время не уметь ходить. Мы должны уметь ходить, говорить, молиться. Мы должны стать взрослее, мужать. Чудесно, когда ребенок агукает к нам. Каждый отец и каждая мать об этом знают. Когда ребенок еще маленький, он лепечет, агукает, как чудесно! Но когда ребенку уже тридцать лет, а он всё еще агукает, - это уже беда! Поэтому Господь учит нас ходить, поэтому Господь учит нас стоять твердо на ногах и быть "мужами с открытым оком". Господь учит нас быть воинами, потому что жизнь - это великая борьба, происходящая в сфере духа, ареной которой являются наши сердца, без которых не будет поля битвы. Мы должны четко понимать, какую важную функцию выполняем. Мы отдаемся этой борьбе, мы отдаемся Господу, как инструменты в руках Божьих, как воины Его, для того, чтобы победить диавола во всей твари, во всем творении, чтобы обожествить тварь и стать орудием исполнения плана Божьего - обожествления творения, единения с Богом).

Святой Афанасий пространно описывает эту борьбу: "Вражеские стрелы, - говорит он, - были очень чувствительны. Но мужественный борец отражал их, ни мало не колеблясь. Сначала враг покушался поколебать его сожалением, что оставил мир, приводя на мысль с одной стороны знатность рода, без нужды будто презренную, немалые богатства будто рассоренные, и все удобства жизни, без пользы будто отвергнутые. И особенно сестру, брошенную ни с чем на чужие руки, без собственной его поддержки, присмотра и утешения". (Обратите внимание, в Священном Писании мы видим то же самое место. Вспомним, народ Божий выходит из Египта и … что начинает делать? Роптать в той пустыне! Это пустыня испытаний. Сразу ропщет: зачем ты вывел нас из египетского рабства? Там у нас были полные котлы мяса, был чеснок, был лук. А здесь ты кормишь нас манною. Эта манна (духовная пища) нам уже надоела… Это же для нас Слово, это путь - для нас. И каждый, стающий на этот путь, должен понимать: для этого Господь и открывает нам Слово Свое. Потому и называется оно Откровением, что в нем мудрость, в нем описан Путь. Эта теория показывает нам, что нас ждет. Будь уверен, будем жалеть, что оставили то, что когда-то было. Мы будем вспоминать как нам было "красиво", "весело", "бодро", как будто бы "хорошо"… Одновременно забывая, что было и плохо! Забывая, что это было рабство! Забывая, как мы вопили: "Господи, спаси нас от этого "добра!"").

"С другой, претрудность и жестокость начатой жизни безотрадной". (С одной стороны думаешь: как бы возвратиться назад, было бы легче, а с другой стороны понимаешь - будет еще труднее, потому что надо будет умереть, отречься вообще от всего. Давайте постигнем наш путь и поймем, что этот путь ведет к смерти, к полной смерти для греха, что назад пути нет, что служить Богу и маммоне мы не сможем! Что если мы положим руки на плуг и будем оглядываться назад, то Царства Божьего мы не наследуем, - так говорит евангелист Лука… Точнее, Господь говорит устами евангелиста Луки. Безусловно, необходимо невозлюбить жизни своей до смерти. Кто душу свою хочет спасти - тот погубит ее. Это не шутка, и играть этим - напоминать жену Лота, которая будто вышла из Содома, но оглянулась и превратилась в соляной столб (консервация… остановилась. Соль здесь со знаком "минус" - консервирует, убивает все живое). Этот столб, говорится, и сейчас стоит. Где? В наших сердцах, в церкви. И у нас каждую минуту есть опасность превратиться в такой же столб. Так вот, обратите внимание, диавол начинает искушать. Вспоминает какие-то прелести прошлой жизни и пугает тем, что впереди. Две стрелы (мы когда-то исследовали "Невидимую брань" Никодима Святогорца, и рассматривали сколько лукавых стрел выпускает диавол в человека. Мы насчитали шесть. Сейчас рассматриваем две: ту, которая летит сзади и ту, которая летит спереди… А еще есть справа, слева, сверху, снизу).

"С другой, претрудность и жестокость начатой жизни безотрадной. Непривычность и невыносимость тела, которому не устоять будто против таких лишений. Медлительность этой жизни, так что и конца ей будто не видится, вдали от людей, без всяких утешений, в непрестанном самоумерщвлении. Этими внушениями враг возбуждал сильную бурю помыслов. Но был не только отражен твердостью святого Антония, непоколебимо стоявшего в своем намерении и в своей решимости, но и низложен великою его верою, что все оставленное и терпимое им ничто в сравнении с нескончаемыми благами, уготовленными мироотрочным труженикам от Бога". В начале где была борьба? "И произошла на небе война"… Апокалипсис… Михаил и ангелы его боролись со змеем и ангелами его. Небо согласно духовной символике - это наша душа. Ум, воля, эмоции - в душе. Здесь дух, в сердце, и здесь начинается эта борьба, которая потом сбрасывается в плоть. Диавол сначала нападает на небе… И Михаил в нас, и Христос в нас, и диавол в нас. И эта борьба сначала происходит в сфере разума, здесь, на этих высотах. На высотах понимания, на высотах небесных начинается борьба. Рассуждаем: с одной стороны, как было хорошо там, и как будет плохо здесь… Надо определиться… Но когда определился и сжег мосты, тогда "И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною"… Куда низвержен? В плоть, и начинается уже борьба в теле… Давайте делать вывод, ибо все это написано для нас и о нас, и мы должны знать, какова нас ждет борьба. Чтобы мы были "мужами с открытым оком" и знали, где у змея хвост, где голова, где зубы, где яд, где язык. Поэтому и был поднят змей в пустыне. Следовательно, следующий шаг - пост и молитва. Будет необходимо очищение, необходима будет борьба.

И мы видим: "…но и низложен великою его верою, что все оставленное и терпимое им ничто в сравнении с нескончаемыми благами, уготовленными мироотрочным тружеником от Бога. Угодить которому удобнее свободному от всех житейских и вещественных уз. И даже повержен в прах (был диавол) непрестанными его молитвами, привлекавшими в его сердце сладчайшее духовное утешение (Безусловно, пост и молитва). Побежденный с этой стороны враг нападает на юного борца с другой, с которой привык он низлагать юность. Начинает бороть плотскою похотью, смущая ночью и тревожа днем. Борьба была столь ожесточенная, что не утаилась от посторонних. Тот приводил в разжжение члены, этот охлаждал их постом, бдением и всяким себя претруждением. Тот принимал на себя женские образы, всячески ухитряясь возбудить обольстительные влечения, а этот восставлялся горе (то есть к Небу) и созерцанием тамошних красот равно как живейшими сознаниями благородства, какого уподобляется естество наше в Господе нашем Иисусе Христе, рассеивал обманчивую прелесть. Окаянный вызывал чувство сласти от удовольствия, а блаженный восставлял противочувствия страшной горечи мук в огне вечном и от червей неусыпающих, и пребывал невредимым". Продолжается борьба в теле. Сначала борьба на небе, а потом в плоти. Это примеры для каждого из нас. Борьба во плоти… А теперь вспомним слова, которые мы читаем в Священном Писании: "Что свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе". Где "на земле"? Во плоти. Если мы боремся в теле, то, безусловно, мы связываемся и на небе. И в сфере духа мы становимся более целеустремленными, более собранными, мы становимся более вооруженными для борьбы. Как говорит блаженной памяти Александр Мень: "Каждый раз, когда мы говорим себе "нет", мы становимся сильнее, и каждый раз, когда мы поддаемся какому-то влечению, мы можем ослабеть…" Это значит, что каждый раз, когда мы говорим себе "нет", мы духовно связываемся, становимся сильнее. "Окропи меня иссопом, и очищусь". Иссоп - это связанный пучок. "Пучком иссопа" - читаем в другом месте. Связываем в теле, и это связывается в духе. И потом развязываемся, ибо придет момент, когда мы обязательно развяжемся от греха. Надо работать. Это случится не завтра… Но обязательно наступит мгновение когда: "дам сесть со Мною на престоле Моём, как и Я победил и сел с Отцом Моим", - так говорит Господь. Апокалипсис, 3-я глава, 20-й стих: "Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Победителю дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его". Это для нас.

Христос сел одесную Отца. Это - путь спасения, который нам раскрыл Господь. Распять в себе грех вместе с Христом, умереть для греха вместе с Ним, и воскреснуть в жизнь вечную вместе с Ним - вот Путь. Христос прошел этот путь, и после воскресения Он вознесся и сел одесную Отца. В этом глубокий мистический смысл. Что значит "сесть"? Утвердиться. Сесть одесную Отца - утвердиться в правых делах, в правде. Что дает утверждение в правде? Помните, как говорит Отец Сыну (это же Он говорит нам): "сядь одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножье ног Твоих". Нам надо подняться на эту высоту вознесения, на высоту единения с Богом. Богоединение - это уже высота совершенства, высота благочестия, мера возраста Христовой полноты. Сесть одесную, утвердиться, потому что пока я стою - меня очень просто сбросить. Я стою - и меня можно толкнуть сзади или со стороны, и я упаду. А когда я уже сел в кресло - попробуй столкнуть меня с него! Сел на этом престоле Правды Господней - утвердился.

Что мне даст это сидение "одесную"? В правой руке царя жезл власти… Я постоянно это повторяю, потому что это наиболее важная весть для всех нас… В правой руке жезл власти, скипетр власти. Если я сел одесную, мне будет дана эта власть. В другом месте читаем: "И дал перстень…" - символ власти. Над чем власть? Над духами злобы поднебесными, над грехом и над проклятием греха, потому что все проблемы, которые есть у нас в этой жизни, являются результатом проклятия греха. Проклятие от слова "клин". Заклинаю - соединяю, проклинаю - рассоединяю. Проклятие - разъединение с Богом. Жезл власти дает нам Господь. Он прошел этот путь. Он прошел распятие, смерть, "воскрес третьего дня по Писанию. И возшед на Небеса и сидит одесную Отца". Он сидит в теле или без него? Мистически в теле. Глава, мистически, - это Христос; тело Его - это мы с вами, церковь. Что значит "сел одесную в теле"? Это значит, что Он приготовил место для каждого из нас! Мистически для нас уже все сделано еще 2000 лет тому назад, и сейчас нам надо только поверить и больше ничего! "Верою спасетесь", - прими эту веру, окунись в эту воду и плыви! Смирись - этот путь есть путем спасения. Дорога Христа - это дорога смирения. Дорога смирения сама выведет на эту вершину: не надо ни бежать, ни прыгать. Надо плыть, как сказал апостол Павел в конце своей жизни: "Течение совершил, веру сохранил".

Веру сохранить и свершить это течение - каждый день в смирении, каждый день согласовывая свою волю с волей Божьей, каждый день проверять: иду ли я этой дорогой, которую указал мне Господь? Праведник ли я, не свернул ли я вправо или влево (не имеет значения)? Вот путь, и если будем идти этим путем, обязательно сядем одесную Отца и победим, как победили апостолы, как победили отцы Церкви, тысячи и тысячи, миллионы верных Господних, прошедших этим путем. Сесть справа - утвердиться и получить жезл власти. Это для каждого из нас! Господь говорит: "Я сел одесную Отца, Я приготовил тебе место, открой дверь - Я войду к тебе (как понимание этого пути). Сначала как Слово, а потом как Дух Я войду, и буду с тобой ужинать, вечерять (то есть решать все твои проблемы). Я с тобой буду до "утра" и благословлю тебя Духом Святым. И ты победишь со Мной, точнее Я в тебе, - позволь Мне это сделать! Я тебя посажу одесную и скажу: садись справа, пока Я всех твоих "врагов домашних", всех твоих зверей, которые водятся в поле сердца твоего (а самый хитрый среди них - змей полевой), - положу под ноги твои". Получи этот жезл! Мы молимся: "Господи! Дай нам то или иное…" Господь говорит: "Что тебе дать? Я тебе все дал, Я страдал за тебя, Я умер за тебя, Я воскрес ради тебя, Я вознесся на Небо вместе с тобой (мистически) и сел одесную Отца вместе с тобой (для тебя там есть место)! И Я имею в правой руке то, что имеет Мой Отец Небесный - власть над диаволом, над бесами, над грехом, над проклятием греха, над всеми проблемами, которые есть в твоей жизни (проблемы со здоровьем, материальные, проблемы в семье, на работе). Все проблемы, которые подкидывает тебе сатана не имеют власти над тем, кто сел справа от Меня, как и Я сел одесную Отца. Возьми жезл… Что ты молишься: "Дай, дай?!." На! Бери! Я все для тебя сделал, что ты хочешь? Тебе остается только принять это верой, стать на этот путь и все. Смириться, согласовать свою волю с волей Моей, и все, больше тебе ничего не надо!"

"Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…"; "Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас". Все, не часть, а все, - и ты получишь этот жезл, эту власть… Я всегда привожу пример: стоит на перекрестке регулировщик, машины мчат… Он поднимает жезл - и все машины останавливаются. Не потому, что боятся его, а потому что боятся этого жезла. Потому что за этим регулировщиком, за этим милиционером стоит весь аппарат государства, все "царство". Если мы этот жезл веры возьмем в свои руки (то есть, будем делать дела веры), то, будьте уверены, мы также поднимем этот жезл и скажем: "стой, сатана! У тебя нет надо мной никакой власти! Мое сердце, моя жизнь - территория Господня, а не твоя! Здесь Царство Божье, и здесь тебе делать нечего, потому что я сын Божий по благодати Христовой, потому что Отец послал Сына Своего, который показал мне этот путь и стал Братом мне. Христос мне Брат!" Христос есть Братом каждому из нас, хотя мы этого не осознаем, ибо говорится: Он стал Первородным между многими братьями, Он стал нашим Сонаследником, ибо так же как Он Сын Отца, так же и нас Он делает сыновьями Отца Своего, Отца Небесного, к Которому мы так же имеем право взывать: "Авва, Отче", то есть - Папа. Все это для нас! Сатана, ты не имеешь права, потому что Я выкуплен дорогой ценою - ценой страданий Сына Божьего! И сам стал сыном Божьим! Апостол Павел говорит в Послании к Римлянам, 8 глава: "Ибо все, водимые Духом Божьим (т.е. духовные), суть сыны Божии", а духовные мы тогда, когда помышляем о духовном. Следовательно, если я постоянно думаю о духовном, то я есть сын Божий, а если я сын Божий по благодати Христовой, то мое сердце территория Господня. А если мое сердце - территория Господня, то в нем уже не действуют законы князя мира сего, а действуют законы Божьи, и там нет власти диавола, а есть власть Божья. И там нет результатов власти диавола, нет страданий и нет смерти, а есть дары Господни, благодать Господня и вечная жизнь. Слава Богу! Путь, которым прошел Христос, которым прошли Его ученики, которым шли отцы Церкви, - таким путем должны идти и мы с вами!

"Докучливость и безобразие нападений образовали наконец в борющемся отвращение ко всяким нечистым движениям, и гнев на них с сильным раздражением, что лишило врага возможности приближаться к нему и даже издали искушать его и тревожить его с этой стороны. Его чувство ненависти к страстным движениям - суть огненные стрелы опаляющие врага. (Надо понимать, что речь идет не о ненависти в понимании эмоциональном (ненависть с пятнами на лице). Ненависть - это ненавижу, "не хочу видеть". Я не хочу видеть искушения мира сего - вот в каком смысле "ненавижу". Потому что гнев и любовь - вещи несовместимые, а побеждают подвижники только любовью, ибо сказано: "…не воинством и не силою, но Духом Моим", - говорит Господь Саваоф. Духом любви. И потому, когда мы читаем: "гневайтесь, но не грешите", - это ошибка. Так же перевел и митрополит Илларион. Как я могу гневаться и не грешить, когда само движение гнева - это уже падение для человека, это уже грех. Перевод несовершенен, к сожалению. Вот Антоний Великий дает перевод очень хороший: "Не согрешайте гневом"… Не гневался - "ненавидел" Антоний Великий нападения). Так побежден был и в этом вселукавый юностью, носящею страстную плоть. И отступил с посрамлением, потому что рабу Божьему содействовал Сам Господь, ради нас понесший плоть и в ней сокрушивший всю силу вражью, как это исповедует всякий истинный подвижник, говоря с апостолом: "Не я, но благодать, еже со мною". Но у человеконенавистника не все истощились стрелы. Видя покров Божий над юным борцом (покров благодати) и зная, что он осеняет только смиренных (В этом соль. Смирение - это путь в Царство Божье и нет иного пути. Я еще и еще буду повторять - Господь говорит: "Я есть Дверь". Кто эту Дверь найдет, то войдёт и выйдет. Куда войдет? В Царство Небесное. Выйдет откуда? Из мира сего, из проблем мира сего. И некоторые из присутствующих еще в этой жизни выйдут, и будут жить в этом мире как не от мира сего, и найдут "пажить" Благодати… Но этот путь, эта дверь - только через смирение! Христос говорит: "… научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим"… Кроткий, смиренный… В чем истинна? Мы изучали и знаем это наизусть: в одном слове - Возлюби!.. "Подожди. - скажет некто - Очень легко декларировать: Возлюби. А я не могу! Легко сказать: Возлюби! А я не могу любить того бомжа, который воняет… Я не могу любить своего соседа, который мне делает вред вот уже несколько десятков лет... Я не могу возлюбить своего коллегу по работе, который все время подъедает меня, занимается сплетнями и плетет интриги... Я не могу возлюбить! Что мне делать?.." И правильно, это правомерный вопрос, потому что сам по себе человек и впрямь не может, потому что мы есть ничто, потому что и вера не от нас, а любовь - это вершина веры. Вера, надежда, любовь - три в одном, и наибольшая среди них любовь. Правильно, не только любви ты не можешь приобрести, но и веры: "… и сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился". Так вот, не могу любви достичь. Я знаю, что истина в одном слове "Возлюби!", но я не могу. Теперь попробуем расширить это понятие…

Истина в одном слове "Возлюби!" Истина в одном слове - "любовь". А любовь достигается путем смирения! Смирение - единственная дверь! Потому что "Господь противится гордым, а смиренным дает благодать". И смысл нашей жизни - стяжать эту Благодать, в том числе и вершину благодати - Любовь. Совершенная любовь - это благодать Господня (это по благодати дается).

"…Замышляет лишить его этого покрова, возбудив в нем высокоумие и самомнение" (В соблазн хочет бросить, церковнославянским - "прелесть". Это для каждого из нас, потому что большинство упали из-за прелести, большинство упали из-за гордыни. Человек может пройти борьбу со сластолюбием, сребролюбием, а вот со славолюбием не проходит. Большинство народных сказок рассказывают об огне, воде и медных трубах. Вот огонь, воду пройдешь, а медные трубы - эту славу - нет. И не обязательно, чтобы тебя на руках носили. Внутри только тихонькую славу: "Вот, какой я молодец!" - и все, и это уже гордыня! А Господь противится гордым, помним об этом! Какие бы победы ни были в нашей жизни - помним, и каждый день напоминаем себе: не я, а только Ты, Господи, ибо я есть ничто… Любовь не от меня, надежда не от меня, вера не от меня, слово, дающее веру, не от меня, жизнь моя не от меня! А что мое? Моего нет ничего! Единственное мое - это свободная воля, которую дал мне Господь. Он создал меня по воле Своей, Он есть Сущий, т.е. имеет сущность Сам в Себе и ни от кого ни в чем не нуждается, абсолютно свободный. Он есть Дающий жизнь - всем дает жизнь, и ни от кого ни в чем не зависит. Потому Он и Бог - Богатый на все - Единый Бог. Единственный, дающий все и все энергии создающий, ибо Он Творец. Диавол ворует энергию, хотя имеет очень много, потому что мы ему много даем наворовать. Когда я разгневался - я отдал сатане, когда я испугался - я отдал сатане, когда я стал позорно жадным - я отдал сатане. И посмотрите, какие сатана накопил мощные энергетические склады! Имеет такую силу зла в этом мире, что владеет землей, стал князем мира сего. Так вот: огонь, вода и медные трубы… Помни, не отдавай эту благодать, то, что имеешь, держи и говори: не я, Господи, только Ты! Я есть ничто, единственное, что я имею, - это воля (данная Тобой), которую Ты дал мне будучи Сущим, будучи Иегова - Тот, Кто имеет сущность Сам в Себе. И Ты мне дал образ Свой, свободную волю, а моя заслуга в одном: я позволил Тебе войти в мое сердце. Скажу еще более: даже в этом нет моей заслуги. Моя заслуга в одном - не очень сильно сопротивлялся воле Господней. Вспомним, разве так уж распахнули мы дверь сердец своих, понимания своего перед Господом? Нет, долго стучал Он под дверью нашей жизни, пока мы немножечко приоткрыли дверь и впустили Его, да еще и с недоверием: ну, заходи, садись, что скажешь?.. Правда? Будем помнить об этом, и пусть покаяние наше широко раскрывает эту дверь для Господа ежедневно).

"Видя покров Божий над юным борцом и зная, что он осеняет только смиренных, замышляет лишить его сего покрова, возбудив в нем высокоумие и самомнение. Для сего является видимо в виде малого отрока (помним, что для совершенных сатана является видимо, и это реально существующие вещи) черного и с притворным унижением говорит святому Антонию: "Победил ты меня". Полагая, что тот, отнесши победу к себе, возмечтает много о себе и тем прогневает Бога, ему помогающего. Но святой Антоний спросил его: "Ты кто такой?" "Я - дух блуда, на котором лежит возбуждать разжения похоти и ввергать в плотский грех. Многих, давших обет целомудрия, обольстил я. Многих, долгое время умерщвлявших плоть довел я до падения. Но тобою все мои сети порваны, стрелы поломаны и я низложен". Тогда святой Антоний, благодаря Бога, Спасителя своего, воззвал: "Господь мне помощник и аз воззрю на враги моя". (Пс. 117.7) И затем, небоязливо смотря на врага сказал: "Черным попустил тебе Бог явиться ко мне, в показание черноты твоих злоумышлений (здесь раскрывается символика Священного Писания. Черный - Куш, Египет, Эфиопия, - это все символизирует черный цвет, в противовес белому) и отроком в обличение твоего бессилия (отрок - это еще не победа над диаволом. Я говорю в положительном значении. "Пишу вам, дети, - говорит Иоанн Богослов, - потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального". Познали сущность Господню, получили слово Мудрости, не ведения, а наивысшую мудрость - духовную. Так вот, отрывок символизирует собой "обличение бессилия". Отрок - это не есть еще муж), потому и достоин ты всякого презрения". От сих слов дух этот как огнем палимый бежал, и уже не приближался более к блаженному Антонию. Победа над страстями приближает к бесстрастию. Бесстрастие же в какой мере утверждается, в такой приносит мир душевный. ("Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах…" - это была его борьба, а теперь приходит беспристрастность. Приходит момент - развязывается. Сел одесную… И человек начинает летать…). А мир душевный, с сладостными ощущениями подаваемыми молитвой и богомыслием, возбуждает в сердце духовную теплоту, которая собирая к себе все силы духа, души и тела, вводит человека внутрь, где водворившись он ощущает неотразимую потребность быть одному с единым Богом. (Все, поднимаешься на высоты Богосозерцания, углубляешься в себя, и там Господь, там Царство Божье, там уже свет. Потому что беспристрастность: тьма рассеивается, и начинаешь видеть Бога в себе, т.е. то, что было мистическим, становится реальным).

Это неотразимое тяготение внутрь, пред Бога, есть вторая степень духовного преуспевания, и к ней-то подошел теперь святой Антоний. И доселе он бывал больше один, но к нему нередко приходил искренний его из села. (Ближний из деревни - был такой человек, крестьянин, который сочувствовал ему и приносил хлеб и овощи тогда). А сам он хаживал то к старцам, то в сельскую церковь на богослужение, особенно литургию. Все это было сопряжено со своего рода развлечениями, как не отсекай их. Востяготевший внутрь, дух святого Антония начал требовать решительного уединения, чтоб ничего не видеть и не слышать. К этому, как указывалось, душа приходит сама собой, прямым путем подвижничества. Но ускоряют этот поворот и дают ему решительный толчок какие-нибудь сильные порывы самоотвержения. Явить такой порыв святому Антонию подал случай, явное нападение на него бесов. Бесы лишаясь возможности действовать через помыслы и очистившуюся душу, начинают действовать из вне, являются видимо (запомните эти слова! Даст Бог и вы увидите. В том смысле, что очистится душа и перейдет борьба на новый уровень. А увидев, помолитесь: Господи, я не хочу видеть. Дай мне не видеть…) и строят подвижнику то, чем надеются повредить ему и поколебать его добрые намерения. Благодать же Божья допускает это в виду преуспеяния подвижника. Открывая через то путь на высшую степень, и вместе снабжая неким правом на приятие потом власти над самими духами искусительными, это и было со святым Антонием. Самый важный в сем обстоятельстве момент есть тот, когда святой Антоний, очнувшись в притворе церковном, в селении, и едва еще дыша, сказал своему другу: Неси меня опять в мое уединение. Ибо этим он выразил предание себя на смерть, ради жизни, которую в своем лице сознавал единственно угодною Богу. Это значило то же, что и делом умереть Господа ради, ибо готовность была для этого полная. (Вот оно! Надо быть готовым: когда ты полностью готов умереть ради Господа, нет в тебе сомнений, - тогда Господь ведет тебя дальше. И это все равно, что ты умер. Вспомним Авраама, который приносил в жертву Исаака, своего сына - отрока. Готовность полная, и эта готовность была перед Господним лицом равносильна действительно уже принесенной жертве. Потому что Господь судит не по самим делам, а по мыслям, по желаниям, и за каждое слово дадим ответ в день судный, не говоря уже о делах. А слово - это выражение мысли, т.е. Господь судит нас за то, что мы желаем, а не за то, что у нас вышло. Вы представьте себе, что пришел человек срубить новогоднюю елку своему ребенку. Пришел с сыном, замахнулся топором, слетает топор с топорища и убивает ребенка. Нарушение шестой заповеди: "Не убей!". Будет ли отец отвечать перед Богом за нарушение шестой заповеди? Нет! Потому что он не хотел убить, он хотел принести ребенку радость. Вот в этом суд Господний. За каждую мысль, за желание будем давать ответ. Было у Авраама желание довериться Богу - и доверился Богу, и это было ему зачтено, будто он уже принес сына в жертву! Также и здесь, если мы полностью готовы умереть за веру, умереть для греха, то это равносильно тому, что мы умерли для греха, потому что это смерть духовная. Физически мы еще можем ходить, а духовно мы уже можем быть мертвыми для греха, но живыми для Господа).

Готовность на смерть ради Господа и угождение Ему есть всепобеждающее оружие, ибо чем еще можно искусить и устрашить имеющего ее? (Если мы уже умрем для греха, если я уже прошел эту смерть, если я прожил агонию, если я прошел этот суд, в самом деле не возлюбив жизни своей аж до смерти, - чем ты меня можешь напугать? Чем можно напугать тех подвижников, которые шли в огонь, которые шли на разрывание зверями, которые шли на муки и страдания ради Царства Небесного, уже будучи там одной ногой? Они вошли в это Царство, и рассматривали свою мученическую смерть как возможность полностью покинуть этот мир, потому что они уже вошли, потому что после смерти есть воскресение, а это есть Богоединение, это есть наивысшая цель нашего восхождения). Готовность на смерть считается исходным началом подвижничества и крепостью во все продолжение его. Господь и Спаситель наш, Подвигоположник наш, все дни жизни Своей земной видел смерть перед собой (вот путь для нас). В саду Гефсиманском, во время молитвенного борения Он окончательно победил ее человечеством. Страдания и смерть крестная делом совершили то, что там изречено. За этим следовало трехдневное субботствование (пребывание в гробу) пред славным воскресением. Этот путь проходят все души (путь для нас), пошедшие во след Господу. Первый шаг при сем есть шаг самоотвержения (смирение, готовность смириться до смерти, готовность идти. Положив руки на плуг, назад не оборачиваться, - вот самоотверженность, готовность идти до конца), но в каких бы малых начинаниях оно не было, в нем всегда есть своя доля готовности на смерть. Затем растет это самоотвержение, растет и сия готовность, и сия готовность есть душа самоотвержения. Кто дойдет до такой степени готовности, какая была у Спасителя в саду, тому предлежит тотчас восхождение в духе на крест. (К кресту надо еще дойти. Господь говорит: бери крест свой и иди за Мной. К Голгофе надо дойти, к распятию в себе греха и смерти для греха надо дойти. Для этого надо смириться, взять крест и идти за Господом). И затем субботствование духовное (т.е. три дня, а потом воскресение. Взошел на крест - будто умер, распялся и умер потом. Как в коконе продолжается невидимый процесс, и гусеница превращается в бабочку. Гусеница - кокон - бабочка. Смерть - трехдневное субботствование, пребывание в гробу, - воскресение) за которым следует духовное воскресение во славе Господа Иисуса. Вот это и совершилось теперь в духе святого Антония. (Вера, надежда, любовь - все время возрастание по спирали, все развитие идет по спирали). Словами к другу нести его туда, где его так мучили (демоны, которые являлись, мучили его) он показал, что в его духе было то же что и у Спасителя, когда Он по молитве в саду сказал ученикам: "Идем, ибо приблизился предающий Меня!" За этим тотчас следовало его удаление в дальнейшую пустыню и пребывание в ней в безмолвии. (Обратите внимание, как шел подвижник, на какую Голгофу взошел), как его распятие и субботствование в духе. Лишь только оправился святой Антоний от страданий причиненных бесами, как устремился в пустыню, за два или три дня пути от жилых мест. И там заключился в старом заброшенном капище, в котором был колодец с водою, а хлеб доставлял ему каждые полгода друг его. Какие нес он здесь труды и подвиги, что с ним было, никто не видел, но судя по тому каким он вышел из затвора (вот он, "кокон". Кокон закрывается - и не видно, что происходит. Гусеницу мы видим, бабочку видим, а что в коконе - не видим. Это для каждого из нас, этот кокон смирения, в котором мы должны закрыться и работать, постом и молитвой очищаясь) должно заключить, что это было время созидания его духа Духом Святым (В этом и есть смысл нашего бытия ). Здесь то же происходило, что происходит с гусеницей (Антоний Великий раскрывает эти вещи. Я пользуюсь символикой: гусеница - кокон - бабочка. И оказалось, что Антоний Великий тоже пользовался такой символикой. Кто у кого перенял - Я у него? Он у меня? Нет! Вот что значит одна мысль, что значит одно информационное поле. Начинаешь говорить одними символами, одно видение. И Слава Тебе, Господи! Верный путь и верное понимание даешь Ты мне, слава Богу! Велик Господь!), когда она завертывается в куколку. Никто не видит, что с ней делается в эту пору, она будто замерла. Но между тем все оживляющая сила природы действует в ней, и в свое время из нее вылетает прекрасный разноцветный мотылек.

Так и в святом Антонии никто не видел, что с ним. Но Дух Божий ни для кого незримо, неведомо большею частью и для самого Антония
(Вот как действует Дух Святой: в большей части неведомо и для нас, как Он действует. Нашел эту "колею" - и иди. Смиряйся, и ежедневно отдавайся на волю Божью, полностью на плавание. Плыви в этой реке и не думай, что с тобой происходит: Господь Сам все сделает и Сам все сформирует. Не я живу, Христос во мне живет! И Христос во мне работает, я Ему только позволяю это делать. Вот путь христианина! Говорит Господь: Все заботы ваши возложите на Меня. Все, не частично, а все полностью! Я не хочу, чтобы часть нес ты, часть Я. Поднимись к этой высоте, чтобы ты мог полностью положиться на Меня. Пока еще ты не можешь, то частично будешь нести и ты, а придет момент, ты вырастешь в "мужа совершенного", - и тогда полностью Я буду жить в тебе, уже не ты будешь жить, а Я буду жить в тебе…) созидая в нем нового человека по образу Создавшего его. Когда кончился срок созидания, ему было повелено выйти на служение верующим. (То же самое видим и с Серафимом Саровским. Это пятый шаг - принести, поделиться духовным опытом с людьми). И он вышел, облаченный разными благодатными дарами Святого Духа. Как Христос восстал из мертвых в Славе Отчей, так и святой Антоний шел теперь обновленный Духом жизни. Этим кончилось образование духа святого Антония. Вся последующая за тем жизнь была не что иное, как плодоношение от того, что посеяно в первые два периода его жизни. Это третий, время служения во благо Церкви, как будто апостольство его (апостольство - это же для нас! Если для Антония это апостольство, то и для нас это апостольство! Некоторые говорят: двенадцать апостолов - и всё, слово апостол больше не имеет значения для Церкви... Апостольство для Антония и для нас, только должны сначала подняться на эту вершину лестницы Иакова. А тогда спуститься на служение - в этом смысл церковного единения. Следовательно, три периода: распятие - смерть - воскресение.) Сколь многоплодно и широко было это служение, всякий увидеть может из описания жизни его святым Афанасием (Афанасий Александрийский написал жизнеописание Антония Великого). Он служил всеми дарами благодатными. А каких у него не было? Был дар чудотворения, дар власти над бесами, над силами природы и над животными, дар прозрения мыслей, дар видения происходившего вдали, дар откровений и видений. Но из всех даров самый многоплодный и обширный по приложению был дар слова. И им то послужил он меньшим своим паче всех других даров…"

Вот этот отрывок я хотел с вами сегодня рассмотреть. "Идите, научите все народы…" - это первый и наиважнейший дар, потому что "в начале было Слово". Мы видим, что все идет по спирали, что все идет все выше и выше. Шесть дней работай и делай все дела свои, а седьмой день - суббота, покой. И не останавливайся. Снова шесть дней, снова на седьмой день будет покой. И это в вечности, сказано: от субботы к субботе… Речь не идет о буквальной субботе, как это толкуют те, кто трактует Священное Писание по букве. А от мира к миру, от покоя к покою, от радости к радости в Духе Святом. От пройденного этапа к последующему периоду, постоянное совершенствование без остановки… Спираль развития, и она идет от рождества к вознесению. Посмотрите на путь Иисуса Христа. Он же показал путь от рождения к вознесению. Посмотрите, какие там витки спирали и где там есть ночь и день. "И был вечер, и было утро…" День первый, день второй, день третий и т.д. Сначала, о чем мы читаем в Евангелии от Матфея? Смирение Марии. Все начинается со смирения. Мария и Иосиф смиряются. Дальше - Рождество Христово, а потом Египет. Снова видим возрастание духовное в Галилее, дальше крещение, после того - пустыня. Следующий виток после пустыни - начало проповедования. Христос идет на проповедь. Дальше преображение Господнее, потом Голгофа, а после Голгофы - трехдневное субботствование в гробу, потом воскресение и снова падение. Какое? Еммаус. Идут в Еммаус ученики, в село идут. Понимаем ли о чем идет речь? Ученики идут в Еммаус, в село. Что такое село? Идут к человеческой вере, к человеческому пониманию, суеверию. Идут, опустив голову, от Иерусалима в противоположную сторону. Помните, две дороги: одна в Иерусалим, а другая из Иерусалима. Так вот, из Иерусалима в Еммаус идут… Слышали? Был Мессия, распяли, убили, и Его уже нет и не знаем, что делать… Потом Иисус является ученикам в преломлении хлеба - снова подъем. И вершина - вознесение. И дальше: вот Я с вами до скончания века… А теперь работайте, дальше все переходит на духовный уровень, дальше начинает работать программа спирального развития. Господь раскрутил спираль, к которой подключил мистически, духовно Церковь. А теперь вы идите тем же путем. Так же путём до вознесения и к новому Иерусалиму, к моменту, когда "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его", вознесшись. Все по спирали, идет подъем.

Возвратимся к Евангелию от Матфея. Рассматриваем 4 главу с 17 стиха. "С того времени Иисус начал проповедовать и говорить (мы возвращаемся в то время. Аналогично мы читали об Антонии - он с того времени начал учить. Так и Христос: прошел испытания, очистившись, прошел пустыню и, победив диавола, начинает проповедовать): покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное! (Он начинает с того, чем закончил Иоанн Креститель). Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, забрасывающих сети в море; ибо они были рыболовы; и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Заведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Заведеем, отцем их, чинивших сети свои, и призвал их. И они тотчас оставили лодку и отца своего, последовали за Ним".

"С того времени Иисус начал проповедовать… Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающего сети в море; ибо они были рыболовы"
(Не берем сейчас букву, буква раскрыта прекрасно. Только дух: кто есть рыболовы на библейском языке? Те, кто ловит рыбу. Что такое море? Море суть племена и народы. Что значит ловить рыбу? Вылавливать души человеческие из жизненного моря, взволнованного бурею искушений. Кто такие рыбаки в духовно-символическом плане (я не говорю буквально о рыболовах - апостолах, я говорю, что это есть образ, тень будущего)? К кому первому пришел Христос? У кого первого есть наибольшая возможность реформировать Церковь? Церковь, потому что речь идет о религиозном мире. Вся Библия написана для нас и о нас, а мы являемся членами Церкви. И когда мы читаем о войнах, которые будут в последние дни, то речь идет не о буквальных войнах, они были и есть. Другой вопрос, что войны обостряются и становятся глобальными… Речь в первую очередь идет о межконфессиональных, о церковных войнах. И когда читаем о голоде, то о голоде на Слово, в первую очередь в церкви. И когда читаем, что Солнце правды затмится - то Солнце правды Христос затмится в церкви. И когда читаем, что месяц превратился в кровь, то это значит, что церковь начинает отражать не свет Солнца (Христа), а кровавое, душевное, плотское, телесное, агрессивное.

Так вот, если мы будем рассматривать в этом плане рыболовов, то рыболовы - это священники, это церковнослужители, это духовенство, это проповедники слова Божьего, это религиозные деятели, это те же самые работники в винограднике. Это те же двенадцать колен Израилевых, которые должны работать. Земля Завулонова и Неффалимова. Завулонова земля до Сидона (Сидон это "рыбная ловля"). Задача народа Божьего, в сане ты или не имеешь сана - не имеет значения, - мы все должны быть священниками. А священники - это те, чьи "уста должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа". И мы все, имеющие хлеб Слова, не можем его есть, спрятавшись под одеяло. Если поднялись к пониманию, обязательно начинаете проповедовать в своей семье, среди своих знакомых, у себя на работе, среди друзей. Обязательно, а некоторые не сдерживаются и начинают проповедовать в транспорте и везде, где находятся. Потому, что ты не можешь смолчать, потому что та радость, те знания, которые открывает тебе Господь, ты не можешь спрятать, потому что скрывая это, ты будешь нарушать волю Господню. Сказано, что это свет, который зажег Господь в твоем сердце и в твоем понимании для того, чтобы ты поставил его на свечник, и чтобы он светил в доме (дом - это церковь, в первую очередь).

Так вот, рыболовы в духовно-символическом плане - это сыны Божьи, сыновья земли Завулоновой и Неффалимовой, которые живут у моря и ловят души человеческие из этого житейского моря, взволнованного бурею искушений. "Проходя же близ моря Галилейского…" Здесь уже море называется Галилейским (перед этим мы читаем Тивериадское). Галилея - это религиозный мир, там где по кругу ходят "волы". А волы - это пресвитеры церкви. Говорится: Не заграждайте рта волу, когда он молотит. Разве о волах Господь беспокоится? Не говорит ли Он это о нас? - говорит апостол Павел. Да, для нас и о нас. Это реальные вещи: не о волах, не об овцах, не о козлах, не о лошадях… Все это о нас и для нас. Эти волы ходят и молотят. Это священничество церкви, это же пресвитеры церкви, которые поднялись, это те, которых Господь поставил рыболовами, которые должны ловить души. Мы все должны быть царями и священниками в духовном плане, но речь идет, безусловно, и о буквальных вещах. Безусловно, буквальные священники более всех призваны к этому труду. "Проходя же близ моря Галилейского (т.е. религиозного моря), Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром (Симон значит "Слушание") и Андрея, брата его (Андрей значит "Мужественный"). Симона, называемого Петром… "Петрос" с греческого - камень, скала. Значит тот, кто слушает, кто тверд в вере - это Петр и "мужественный" Андрей. Он в самом деле мужественный, потому что для того, чтобы бросить отцовские сети, свои старые сети, необходимо мужество. А что такое сети? Это проповедь, безусловно. Какими сетями ловили? Ловят, ловят, поймать ничего не могут… Штопают, штопают те сети, они уже сгнили… Старая проповедь прогнила: буква, задогматизированное учение, консерватизм. Вот какими сетями ловили тогда, и в такие сети превратились современные неводы, которыми ловят рыболовы души человеческие из моря страстей…

"Увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море". (проповедовали). Вот представим (в духовном плане) идет проповедь в церкви с амвона: Они рыболовы были и ловили. Но кого ловили? Рыбу. А рыба немая… Что такое немота на библейском языке? "Что на сердце лежит о том и говорят уста". Ловят, ловят, смоковница существует, листья шумят, а плода нет. В сердце пусто, рыба немая, ей надо раскрыть рот. Уста ведение хранят, а ведения нет. Рыбу ловят, люди в церковь ходят, но остаются немыми, как рыба. Если нет ведения, то уста ни о чем не говорят. И не о сегодняшнем ли дне в самом деле эти слова? Да, потому что Слово Божье живо и деятельно, Оно было живым и деятельным тогда, и не более ли оно живо и деятельно теперь, сегодня, во время второго пришествия Христа?! "…Они были рыболовы, и говорит им: "Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков" (не рыбу будут ловить, а людей. А человек говорит, он духовно сформирован. Здесь человек со знаком "плюс". Человеческое со знаком плюс, в сравнении с бессловесной рыбой. Человек, имеющий слово, имеющий знание, - это тот человек, который изображен рядом с евангелистом Матфеем).

"И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за Ним". Кто пошел первый? Первым пошел Андрей (вот почему мы называем его Первозванный). Его первого позвал Господь и он пошел первый. Это младший брат Петра. Это надо иметь большое мужество, чтобы бросить старые сети, чтобы отбросить старое понимание, чтобы бросить старую букву, которой учат тебя в семинарии, которой учат тебя твои родители - старый Заведей - и пойти за Христом. Сначала в понимании - за новым неводом. За каким неводом? Неводом проповеди Слова Божьего. Неводом толкования Слова Божьего по духу, в первую очередь, отбрасывая букву. И мы видим все время эту борьбу буквы и духа: как в те времена фарисеи толковали Слово по букве и по букве побивали камнями, так и сегодня фарисеи побивают камнями по букве.

"Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Заведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Заведеем, отцем их, починяющих сети свои, и призвал их". (Обратите внимание, чинят невод, он уже прорывается… Басни о Боге, сидящем на туче… Замесил Бог глину в корыте и слепил Адама. Потом через шланг вдохнул в него дух жизни… Посылает Бог на землю Ангелов крылатых, вот-вот перья должны посыпаться… Не по духу, а буквально толкуют Священное Писание! Каин взял сестру себе в жены, а в какую страну пошел неизвестно (потому что "страна" - земля заселенная), но найдут и страну. Придумают, и скажут, что это земля, ставшая впоследствии страной. И ищут на карте ту реку, где-то выходящую и на четыре потока разделяющуюся, несмотря на то, что такого в природе нет, а потоки только соединяются в одну реку… Это противоречие, такого нет в природе, это духовные вещи. Нет, будут искать и будут чинить, чинить тот невод… Разве может Господь сказать: благословен тот, кто возьмет детей вавилонских и головы их поразбивает о стену? Ну разве Тот, имя которому Любовь, Кто дал шестую заповедь "Не убий!" может сказать - убивай? Нет, мы поставим заплаты, говоря "языческих детей"... Им же надо поразбивать головы, потому что из них вырастут бандиты… И чинится, чинится тот невод… И чинится доныне во всех конфессиях тот невод!

Помню, спрашиваю когда-то одного пастора: "Брат любезный! Вот сказано: "Не будешь пахать волом и ослом поля одновременно". Говорю, кому придет в голову запрягать их вместе? Это же неудобно, еще бы петуха написали?.." Он мне отвечает, что, видимо, у народа Божьего в связи с этим были проблемы. Вот таким неумным был народ Божий, что все припрягает и припрягает то, что никогда не припряжется! Невод буквального понимания Священного Писания старый, его надо зашить. Знаем еще одну конфессию, которая на сегодняшний день толкует, что "открыл наготу Хам своего отца Ноя", значит, что он его изнасиловал буквально!.. Я уверен, что здесь знают о какой конфессии я говорю. И снова говоришь: разве может такое быть? Это же духовные вещи! Нет, будут пришивать, лепить… Найдут "открыть наготу" там, где оно значит какие-то половые связи и, вот на тебе, "сшили" невод. И так постоянно, и так на каждом шагу. Эти неводы штопаются во всех конфессиях сегодня. Пока не приходит Христос и не говорит: Бросайте свой невод, бросайте эту рыбу! Что вы ловите, эта рыба нема! Ты для Меня делаешь что-то этим? Абсолютно нет! Я тебя научу ловить людей, Я научу тебя труду, угодному Мне, Я тебе покажу как сорвать этот покров буквы со Слова Моего! Как обновить, как очистить этот колодец Иакова, который осквернили филистимляне своим пониманием. Бросайте сети отцовские! Что значит имя Заведей? "Дар Божий". А что за дар Божий для нас? Вера! "Вера не от вас, - говорит апостол Павел, - Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился". Вот он Заведей, или Зевадия на еврейском языке. Отцовская вера - старая вера. Отбрось сети отцовские. Отбрось старое понимание (муж - библейским языком "понимание"). Отбрось старое: "Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя…". Отбрось "мать", только не свою родную мать, потому что у нас, по букве трактуя, некоторые бросают своих родителей. А отбрось старую жизнь свою; отбрось отца - старое свое понимание задогматизированное, консервативное, отбрось и старую веру свою, отбрось свое ретроградство и иди за Мной, говорит Господь. "Кто не возненавидит отца и мать свою ради Меня…"… И снова противоречие буквы и духа. Ну неужели, по букве я могу ненавидеть свою мать или отца своего? Ведь тут же Законодатель дает мне пятую заповедь: "Почитай отца и мать свою…". Нет, можно сшить: а если отец и мать безбожники, ты их должен возненавидеть, потому что Бога надо слушать больше, чем людей… Одним словом, мы можем эти сети чинить еще сто лет и погибать, и отдавать диаволу душу свою… Нет, "брось отца и мать" - это возненавидь старое понимание, старую жизнь, иди к обновлению, иди за Мной, Я научу тебя ловить людей здесь, внутри! Я научу тебя стать человеком, а не "скотом безгласным", - как говорит Давид. Стать человеком действительно по образу Божьему, человеком со знаком плюс, человеком положительным.

"И они тотчас оставили лодку и отца своего, и последовали за Ним". (Что такое лодка? Община. Но это не означает выйти из общины своей, а это значит выйти из Вавилона духовно. Потому что Господь говорит: "Ненавижу развод…"). Если тебе что-то открылось, то это еще не означает, что ты должен покинуть православие, а это означает, что ты должен выйти на эту трибуну и проповедовать слово Божье, и проповедовать в православии, очищать жену в водной купели слова, как это делал Христос. Каждый из нас должен так поступать, потому что ненавидит Господь развод. И в том состоянии, в котором Я застал тебя, и оставайся, - говорит Господь, - и там работай, и там неси свет. "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела (не теорию, а практику, Хлеб и после него Вино), и прославляли Отца вашего Небесного". Потому что во всех конфессиях нужны Мне работники, во всех дворах нужны Мои овечки, чтобы Я соединил всех в одну паству и был Одним Пастырем над вами. "…и последовали за Ним".

А в ином месте один из учеников говорит: "Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов". Неужели Христос не дал бы похоронить отца? И здесь же Церковь учит: одна из обязанностей православного христианина - похоронить умершего. Противоречие? Сквозь букву проникай во внутреннее и понимай, что значит "оставить отца и мать свою" - старую жизнь греховную, старое понимание неправдивое…

"…и последовали за Ним". И действительно, обновление Церкви начинается всегда с рыболовов-проповедников, священников. И в истории мы видим, что реформаторы Церкви: Лютер - священник, "рыболов", Александр Мень - "рыболов". Господь начинает с рыболовов духовных…



† † †



Библейская школа протоиерея Олега Ведмеденко не имеет постоянной финансовой поддержки от церковных или светских структур – наши программы благословляют своими молитвами и средствами те верные, чьи сердца открыл для этого Господь.

Имеющие возможность поддержать дело возрождения духовного учения Христова собственным пожертвованием, могут сделать это с помощью почтового перевода в адрес Библейской школы (Протоиерею Олегу Ведмеденко, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021) с пометкой: «пожертвование», «десятина», или «на построение храма», или же перечислив средства на счет Независимой православной религиозной общины Христового Воскресения, настоятелем которой является протоиерей Олег (тел. в Луцке /0332/ 74-04-04; 8-096-23-01-777): расч. сч. № 26003017473 в КБ «Захидинкомбанк» ТсОО г. Луцка, Украина. МФО 303484. Идент. код 34827281.

МЫ МОЛИМСЯ ЗА ЖЕРТВОВАТЕЛЕЙ ДЕЛА БОГОПОЗНАНИЯ И ИХ СЕМЬИ ПОСТОЯННО.


“Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?” (Книга пророка Малахии, 3 глава, 10 стих).


Наши группы в социальных сетях:

Facebook: Олег Ведмеденко

Вконтакте: Олег Ведмеденко

Наши блоги в социальных сетях. Добавляйтесь: