istanbul ofis taЕџД±ma istanbul evden eve nakliyat evden eve nakliyat kavacД±k evden eve nakliyat maltepe evden eve nakliyat
Библейская школа духовного совершенствования Епископа Олега Ведмеденко
  на главную    укр   рус      Учение Господне состоит в едином слове: ВОЗЛЮБИ! Возлюби, а для этого СМИРИСЬ, а значит, прими ближнего своего и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды.
ПОИСК В РАЗДЕЛЕ ЛЕКЦИИ:

Евангелие от Матвея. Мф. 4.1-2. Дьявол искушает Иисуса.

Лекция № 10

Лекция:
Начинаем исследовать четвертую главу. Я прочитаю отрывок, начиная с первого по одиннадцатый стихи, чтобы мы видели всю панораму и перспективу изображенных здесь событий, но полностью мы его сейчас не рассмотрим.

"Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих". Потом берёт Его диавол в святый город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: "Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею". Иисус сказал ему: написано также: "не искушай Господа Бога Твоего". Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от меня, сатана; ибо написано: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи". Тогда оставляет Его диавол - и се, Ангелы приступили и служили Ему".

Именно этот отрывок мы сегодня начнем рассматривать. "Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола…" После чего? Помним постоянно: тайна сокрыта от веков и родов - Христос в нас. Христос есть путь. Христос прошел путь буквально для того, чтобы мы прошли его духовно. Мы должны идти этим путем. Прошлый раз мы рассматривали крещение (Иоанново крещение), то есть крещение в покаяние для всех нас. Христос прошел его, чтобы показать путь, хотя Ему не было никакой потребности креститься в покаяние. Ему не было в чем каяться. Он без греха - Бог во плоти. Но Он прошел для того, чтобы мы пошли тем же самым путем. И мы видим, как только погружаемся в покаяние (а это, собственно, первый шаг для нас), - мы получаем благодать Святого Духа в покаянии. То есть - мир, спокойствие, облегчение. Я отважился, я ступил в эту воду, я начал работать над собою и сразу получаю Отчее благословение, благословение Отца нашего Небесного: "Это Сын Мой…" Это для нас, если мы идем путем Христовым, если мы действительно христиане. Но однажды появляется и искуситель, чтобы противиться нам. Обязательно! Сразу! Знаем же это, и будем всегда готовы к этому. Я всегда рассказываю такую христианскую притчу. Двое людей идут и спорят между собою. Один говорит: "Я не верю в существование сатаны, потому что я с ним никогда не встречался". А другой говорит: "Как же ты с ним встретишься, если ты с ним идешь в одном направлении? Пойди против него, и сразу почувствуешь что он есть!" Вот как раз тот самый момент. Как только мы делаем первый шаг, начинаем действовать, - это уже погружение. Потому что часто мы понимаем, знаем Слово, и осознаем, что необходимо погружаться в покаяние, надо начинать новую жизнь, необходимо сделать первый шаг, но мы его не делаем… Символика погружения в воду очень хорошая, потому что речь - о духовных вещах, безусловно. Не для того крещение, чтобы войти в воду сухим, а выйти мокрым. Речь идет о водной купели Слова и, соответственно, действии за этим словом: воплощение действия слова. А тогда сходит и Дух Святой. Слово - Вера - Благодать.

Так вот, мы идем вдоль берега и все не отважимся погрузиться. Так же и буквально. Вот вода - будто холодная… Подошли, коснулись ногой: ой, холодная! Этого мало, что мы хотим туда погрузиться и видим, что это хорошо, что это - чудесно. Мы можем быть духовно расслабленными, как духовно расслабленный возле купальни Вифезда, который ждет тридцать восемь лет, чтобы его кто-нибудь бросил в эту воду. Опять - духовную воду, речь не идет о буквальном. "Тридцать" - имеет веру в Триединого Бога, а "восемь" - ожидание новой седмицы (восемь - новая седмица, новая неделя). Веру имеет и ждет новой жизни, ждет, когда же начнется новая жизнь. Понимая, что эта жизнь, оздоравливающая жизнь, настает только тогда, когда мы погрузимся в воду. Но не имеет сил сделать это самостоятельно, потому что он расслабленный. Не имеет воли и ждет, что бы кто-то ему помог… Вот как важно погрузиться! Мало того, что мы понимаем, мало, что мы имеем веру, но как чудесно, когда мы являемся не просто верующими, но и верными! Блажен, кто верует - тепло ему на свете… Мы это понимаем, мы видим верующих соседей, близких или знакомых. Мы видим, как изменилась их жизнь. Мы видим, что с каждым годом их отрыв от нас становится все больше и больше, а мы все стоим на месте, мы все идем берегом, все никак не отважимся войти в эту воду. Так вот, важно все-таки войти в эту воду, погрузиться, ибо мало того, что мы понимаем, что это хорошо. Надо принять решение и исполнить его! Это очень важный момент. Благословен, кто идет во имя Господнее. Идти - действовать, жить, истинно идти этим путем. Господь прошел через погружение в покаяние: "Благословен, кто идет…" Кто не идет - не услышит благословение Отца нашего Небесного: "Сей есть Сын Мой возлюбленный…"

Благословен, кто идет… Вера без дел мертва. И бесы верят, но трепещут. Но помним: как только мы начнем идти этим путем, - появится сатана для того, чтобы нам препятствовать. Я часто вспоминаю, да и слушатели библейских курсов тоже, когда впервые приходили на курсы - спали. Просто спали - физически. Будто все нормально, пришел бодрый, и вдруг откуда-то сон. Не ощутил как и уснул, и пропустил - это нормально, мои любимые, это есть борьба! Через это я сам прошел. Или - приходит человек в храм и сразу начинает думать о ногах, мешают посторонние мысли. Это означает, что началась борьба! Слава Богу, мои любимые, мы погружаемся, мы идем, мы работаем! Должно быть противление, потому что существует противник, и мы уже его видим. Мы видим его в разнообразных проявлениях и искушениях на каждом шагу. И тогда мы начинаем проявлять свою волю, согласованную с волей Божьей. И Господь помогает нам. Сказано: кто придерживается его законов, идет этим путем, тому во всем помогает Господь. И говорит Господь: "В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил Мир". Это значит, что победим и мы, потому что мы идем Его путем и Он в нас, не только между нами, и не только над нами… Он везде есть и все наполняет! Только идите - тогда победите и вы! Принимайте это просто, как аксиому, потому что у страха глаза велики. И сатана говорит: никогда ты не сможешь пройти этим путем! Господь говорит: не бойся! Не думай, что будет через месяц, через год. Думай, что будет через пять минут! Сегодняшний день - твой, смотри себе под ноги. Если за день ты прошел хотя бы сантиметр, хоть полшага - чудесно, это прогресс, ты праведник, ты идешь!..

"Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню…" Дух ведет в пустыню… Что значит пустыня на библейском языке? В данном случае - пустыня испытаний. Потому что пустыня библейским языком - не только пустыня бездуховности, но и пустыня борьбы. Сорок лет Моисей водит народ Божий по пустыне, это - испытание, пока не умрет все рабское. И тогда сможем войти в обетованную землю, которая наполнена молоком и медом. Где эта земля? Эта земля - наши сердца. Речь не идет о буквальном Израиле, во всяком случае, в данный момент. Речь идет о духовном Израиле, а он в наших сердцах - вот та земля, которая должна наполняться молоком и медом (молоко - слово; мед - дух)! Мы уже выяснили, что мед - духовное наслаждение. "Молоко" укрепляет веру, а по вере дается Дух, Благодать. "Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола". Вот здесь начинается пустыня нашей жизни, пустыня испытаний, - все мы по ней проходим. Для некоторых она короче, для некоторых длиннее, но она должна быть для всех, потому что Христос прошел по ней. Он показал путь, - никуда не денемся, Царство Божье усилиями восхищается! Мы должны пройти через пустыню! Вышел народ Божий из Египта и пошел в пустыню… Сразу попадает в пустыню. Мы можем пройти скорее… Они подходят к Иордану, надо пройти Иордан, надо сразу погрузиться, а они начали идти берегом, посылать разведчиков, те возвращаются и говорят, что это действительно чудесная земля. Они приносят огромные плоды, просто невероятные плоды: прозорливость, духовную радость, чудеса и т.д. То есть то, что пообещал Господь, то, что мы рассматривали в теме "дары Духа Святого…" Абсолютно невероятные, чудесные, удивительные плоды! Ты можешь даже летать! Но там живут великаны. Эта земля заселена великанами, а это значит, что нужно приложить огромные усилия для того, чтобы победить, чтобы эту землю одолеть… Никогда никого Господь не принуждал на ведение захватнических войн! Есть здесь противоречие буквы духу? Безусловно, есть. "Сквозь букву проникай во внутреннее!" Параллельно коснемся одного интересного момента. Вопрос: "Так что, по букве народ Израиля никогда не воевал?" Воевал, и сегодня воюет, но буква убивает, - дух животворит. Не тот иудей, который внешне иудей, а тот, который в сердце иудей. Не тот Израиль, что наружно, а тот, который духовно Израиль. Истинный Израиль, духовный Израиль, дети Божьи не воевали! А те, которые воевали (буквально), как раз были теми, о которых мы читаем в Священном Писании: они не исполняли постановлений Божьих. Нарушали шестую Заповедь - "Не убей!"

Хотя, безусловно, понятие праведности - понятие пути. И жестокость наших предков была некоторым образом обусловлена исторически. А милосердие Господнее принимает и несовершенных детей. Своих, которые вопреки всему двигаются к "не убивай". "Камо грядеши? - Куда идешь?"

"Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола". Там сорок дней Он был искушаем от диавола. Эта пустыня должна быть в жизни каждого из нас. Одни проходят ее быстро. Вот, если бы народ Израиля, пройдя короткую пустыню из Египта до Иордана, перешел Иордан, послушав двух посланников (Иисуса Навина и Халева), которые сказали: Бог будет с нами, чего вы боитесь?! Почему ты боишься погрузиться в эту реку? Ты начинаешь пересчитывать: там надо будет одного лишиться, другого… Необходимо будет вступить здесь в борьбу, а значит выдержать искушения внешние и внутренние… И ты будешь в глазах родных, друзей и знакомых человеком не от мира сего, станешь посмешищем… Потому что Христос приносит в первую очередь не мир, а меч, то есть происходит разделение даже среди членов семьи. Муж идет в ресторан, а жена - в церковь - разделение… Я не перейду Иордан! - Хорошо. Ты не перейдешь - и поэтому ты будешь в пустыне сорок лет. Пока в тебе это рабское не умрет, пока ты полностью не смиришься, пока ты полностью не отдашься на волю Божью! Потому что Господь наметил тебе путь: перейти Иордан и войти в Землю Обетованную, и воюй, и веди духовную борьбу! А наша борьба не против крови и плоти… Не та Господняя борьба, что против плоти и крови, но против начал, против властей, против духов злобы поднебесных. Так вот, ты должен ходить этой пустыней сорок лет, пока в тебе не умрет все рабское, и ты не смиришься. И все равно окунешься в покаяние! И все равно приступишь к борьбе и победишь! Потому что Господь победил мир и показал путь победы. Не зря мы на просфорах, Агнцах, ставим печать: NIKA; и когда вам освящают ваши дома также пишут: NIKA , что в переводе с греческого языка обозначает - "победа". Христом побеждаем! Распять в себе грех, умереть для греха (вот она - пустыня безводная, в которой ты взываешь: жажду! - как Христос на кресте…). И кажется, что и Господь тебя покинул! И действительно, мы видим, - Дух Святой вводит Его в пустыню и будто-бы покидает, и ангелы покидают… Тогда же, когда ты победил, - будто бы появляются ангелы и начинают служить Христу… В действительности же Христос, Господь, Отец, Дух Святой всегда рядом, и ангелы тоже рядом! Это нам только так кажется из-за немощности нашей, будто Господь отходит от нас. В действительности, если мы в смирении на протяжении всей нашей борьбы - Господь с нами! Так же, как мы никогда не оставляем своих детей, - никогда, ни при каких обстоятельствах! Мы ведем ребенка за руку, и приходит момент, когда мы говорим: тебе нужно научиться ходить! И отпускаем его руку… Мы видим, как он падает, но это не значит, что нас нет! Какая мать бросит детскую руку, развернется и уйдет? Нет, - рядом стоит и переживает… Хотя знает, что упадет, - ну хотя бы не разбился… Никогда Господь нас не оставит! Если мы, будучи злыми, можем так думать о своих детях, то неужели Отец наш Небесный, имя которому Любовь, оставит нас в пустыне без помощи, без присмотра? Нет! Он везде есть и все наполняет. Его око не дремлет. И не зря оно изображено на иконах в храмах, это око всевидящее. Помним, что даже, когда нам кажется, что Господь от нас отошел, - это не так. Никогда Он нас не покинет! Он нас учит ходить, ибо если не будет пустыни, если не отпустишь руку ребенка, то он никогда не научится ходить. Господь хочет, чтобы мы были мужами, чтобы мы выросли в меру возраста Христа. Чтобы мы были совершенными, как был совершенный Он.

"Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола". Господь допускает эти вещи. Представьте: Дух ведет Диавола! Когда так посмотрим невооруженным взглядом, - делается ужасно! Здесь явное противоречие буквы и духа. Что может быть общего у чистого и нечистого? Святого и не святого, света и тьмы! Господа и Велиара?, - так говорит нам Священное Писание. Как Дух Святой может вести к диаволу?! Он выводит от диавола! Все гораздо глубже… Вспомним, как говорит апостол Павел: "тварь покорилась суете не добровольно". Творение - это мы с вами, тварь церковнославянским языком. Вообще, мы часто подменяем понятия и теряем смысл. Сейчас "тварь" - будто какое-то злословие. Это - "творение" - церковнославянским языком. Мы есть творения Божьи, - все. Так вот, когда мы покоряемся суете, когда мы попадаем в испытания, - мы делаем это не добровольно, на это - воля Божья. Нас учат ходить, нас учат быть в возрастании! Нас учат возрастать духовно, а растешь только в борьбе! Господь нас тренирует; устраивает "спортзал" нашей жизни, в котором мы наращиваем духовные мускулы. И это не вопреки молитве "И не введи нас во искушение…" Господь не искушает нас! Искушает диавол! Господь допускает испытания, чтобы мы победили диавола. Потому что мы должны сделать это, точнее - Он в нас. Семя жены будет поражать змия в голову, читаем, - у Бога нет рук. Борьба происходит в наших сердцах, борьба добра и зла. Как Достоевский говорил: жизнь - арена борьбы добра и зла. И это поле борьбы, поле битвы - наши сердца, сердца людей. Тут происходит эта борьба… Господь допускает, и творения покоряются суете не добровольно, но по воле Того, Кто его покорил. Все по воле Божьей, без воли Божьей волосок не упадет с нашей головы… Для чего? Чтобы тварь сама освободилась! Чтобы поднялась на высоту Богосыновства, к славе сыновей Божьих! Чтобы мы проявили свою волю, согласовали ее с волей Божьей и стали на эту борьбу, разрешили Богу бороться за нас в нашем лагере против диавола! Вот величественная программа, потому что иначе мы никогда не поднялись бы к подобию Божьему. Иначе мы были бы просто роботами! Для того, чтобы творению обожиться (а в этом - программа Творца относительно нас, относительно творения своего), необходимо пройти пустыню! Дух Святой ведет на испытание, а мы молимся: "И не введи нас во искушение…" Не введи нас в испытание… О чем речь? Не дай нам испытаний больше, чем мы сможем понести! Не дай нам креста большего, чем мы сможем поднять! Но мы должны нести крест, испытания должны быть, и искушения должны прийти, ибо мы живем в этом мире. Земля - место испытаний, - говорит Священное Писание…

"Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал". Эти два стиха мы и будем сегодня рассматривать, ибо это - бездна премудрости. Я не могу просто так "проскочить" их и дать всего несколько коротких объяснений.

"…И, постившись сорок дней и сорок ночей…". Пост. Это - путь для нас: погрузились в покаяние, омылись - получили, возродили веру. Иоанново крещение - вера, возрождение веры, которая есть в каждом из нас, потому что сказано, что каждому Господь дал меру веры. Она в нас заложена генетически: человек верует и верой живет. Другой вопрос в каком направлении он направляет веру. Один верит в Бога, а другой, что Его нет. Это опять же понятие нашей свободной воли, мы избираем направление, потому что мы созданы по образу Божьему. Вера, Надежда, Любовь. Первый шаг - вера. Чудесно, есть база - вера, которая от слова Божьего. Следующий шаг - надежда, возрастание в надежде, очищаемся в надежде, - в этой окружающей нас пока еще, пустыне. Да и в нашем сердце пока еще пустыня. Эта пустыня должна стать Едемом, раем, наполниться Благодатью. Но пока еще она заросла терниями и волчцами. Тернии - дух корыстолюбия, так объясняет нам притча о Сеятеле; а волчцы - дух насилия, агрессия. Эти инстинкты объективно в нас существуют. И мы должны научиться властвовать над ними, над этими зверями в наших сердцах. Хитрее всех зверей, - читаем в книге Бытия, - есть змей. Это - закон плоти. Именно так проявляется в нас "уж древний, что диавол он и сатана". И он нашептывает нам: нет, не умрете… Покорись плоти, уму земному, а не небесному, сатанинскому, а не Божьему… Начинается борьба, приходит момент борьбы. Еще раз вернемся: сначала - вера. "И произошла на небе война…" Это - вопрос относительно прихода к вере. Мы приходим к вере через Слово. Сфера духа - небо. Наше небо - сердце и разум. Здесь происходит война между Михаилом и змеем. В нас и Михаил, и змей. И потом, когда побеждает Михаил ("Кто яко Бог"), Господь побеждает, воинство Божье побеждает в нас, - все, вера очистилась, мы погрузились в покаяние, поняли, что так жить нельзя… Верую, Господи! Веди меня правдой Твоей! И начинается пустыня… Сбрасывается змей… Куда? В плоть! И ходит, как рыкающий лев, зная, что недолго ему осталось, и ищет, кого бы пожрать. Сорок дней, сорок лет - называй как угодно. Число сорок - символическое. Четыре умножить на десять (4 х 10 = 40, где 4 - всесторонность, со всех четырех сторон; 10 - Закон Божий, воля Божья, вера). Всестороннее испытание веры - пока все рабское не умрет, пока змей не умрет в нас, пока Господь не положит всех врагов у наших ног, пока не победим, пока не сядем по правую сторону Христа, как и Он сел одесную Отца Своего.

Вот она, пустынная борьба. Борьба Господа с Амаликом из рода в род. "И, постившись сорок дней и сорок ночей…" Что такое пост? Воздержание, умеренность. Диавола победишь не иначе, как только молитвою и постом. Да, другого пути нет. И пост - не борьба с колбасой, как считают некоторые. Пост - борьба с грехом! Воздержание языка, сердца, чрева, - как учат Отцы Церкви. В первую очередь - языка, потому что иначе не возможно сосредоточиться на духовных вещах. Как-то к Иоанну Кронштадтскому пришли два посетителя. Он спросил: за чем пришли? Что привело их к нему? "Да так просто, - поболтать…" Он выносит им два стакана чая, насыпает сахар и говорит: "Вот, поболтайте…" Воздержание (языка, сердца, чрева). Чрева здесь - пожелание плоти. И чрева будто на последнем месте. Почему? Ведь борьба "с чревом", на самом деле, необходима! Так вот, только тогда будет борьба в чреве, только тогда сможешь ты победить сластолюбие, когда освятится сердце… Ибо говорит Иоанн Лествичник: три основные головы дракона мы должны отсечь: сластолюбие, сребролюбие и славолюбие. Вот, когда эти три победишь, тогда и остальные пять (их всего восемь) победишь. Если эти три головы осек, то остальные гибнут сами, то есть, тебе будет легко их добивать. Главное - эти три победить в себе. И, безусловно, пост и молитва - пустыня. Воздержание: языка, сердца, чрева. Относительно языка повторюсь, потому что мы должны четко осознать эту борьбу. "Оградись молчанием и прислушивайся к себе". Вот почему воздержание языка - борьба проходит внутри, и если ты много отдаешь, "болтаешь", то не видишь, что происходит внутри. То, что происходит внутри, можно увидеть лишь в молчании, только сконцентрировавшись. Что свяжете на земле, то будет связано и в сфере духа, ты увидишь борьбу, которая происходит в твоей духовности. А когда развязано на земле, - развязываешься уже от греха. А преодолеешь грех плоти своей, - развяжешься и на "небе", и, одолев, станешь духовным мотыльком. А до того времени будешь "гусеницей", которая спряталась в кокон, в котором происходит эта борьба. Процесс происходит внутри нас. Царство Божье - внутри нас, и ад - внутри нас. Свет - внутри нас, и змей "хитрее всех зверей полевых" - в нас. Поле - наше сердце, это глубины сознания и подсознания. "Тайна, сокрытая от веков и родов… Христос в вас…" "Оградись молчанием и внемли себе, - говорит Серафим Саровский, - ибо от молчания еще никто никогда не раскаивался". "Говори, когда имеешь что-то лучшее, чем молчание", - говорит Григорий Богослов. "Я видел многих, которые спаслись молчанием, а многословием - ни одного", - говорит Амвросий Медиоланский.

Воздержание сердца… Вот тогда уже начинается борьба и в сердце. Тогда ты уже слышишь свое сердце, тогда ты уже подбираешься к корню, ибо из сердца все выходит: злые мысли, прелюбодеяния, душегубства и прочее. И сластолюбие также начинается в сердце, в этих глубинах сознания и подсознания. И закон плоти - в сердце, инстинкты также там. Потому что если корень свят, то и ветви святы. И неправильно начинает тот, кто приступает чистить внешнюю сторону чаши, - учат отцы-исихасты. (Исихазм - "безмолвие". Это путь восточной церкви, православия; путь подвижничества, духовного назорейства, истинный путь - "царский путь"). Приступай чистить изнутри. Если ты смиришься в сердце своем, то мало-помалу это смирение передастся тебе. И тогда ты сможешь успешно бороться со сластолюбием, сребролюбием, славолюбием. Но если ты начинаешь рубить эти головы дракона, не поразив его в сердце, то вместо одной будет вырастать десять, и они тебя задушат и съедят, потому что ты не правильно ведешь борьбу. Основной метод исихазма изображен в старинном трактате "Метод священной молитвы и внимания". Заключается он в том, что надо начать с сердца, смириться в сердце - это первый шаг. Для того, чтобы связать в сердце, необходимо вымолчать. Просто меньше говорить и прислушиваться к себе, по другому ты не услышишь голос Господний. Когда светит солнце, то звезд на небе не видно. Звезды видны тогда, когда свет угасает. Когда мы говорим, то не слышим, что делается внутри нас. Мы слышим внешний шум и имеем внешнюю связь. Наше внутреннее содержание течет самостоятельно, изолированно, там блаженствует царь Ирод в вакханалии плоти. И человек уподобляется тогда воину, который с завязанными глазами начинает воевать: получает удары и не знает откуда, направляет удары и не знает куда. "Пост - воздержание языка, сердца, чрева (плоти)", - говорит Антоний Великий. Языка, не зря, в первую очередь. Когда связывается язык, тогда начинается борьба в сердце: что свяжете на земле, то будет связано на небе - в разуме и сердце. А тогда, если свяжете на небе, в сердце, - развяжется на земле от греха. Тогда закон плоти будет под твоими ногами, ты освободишься от рабства, от пут греховных. Тогда развяжется и "на небе", а, следовательно, в сердце будет благодать. И ты будешь летать, как тот голубь в небесной сфере, имея мудрость, имея ведение, имея счастье в душе безграничное. Это все равно, как цветок белый (существует такой научный опыт) поставить в воду подкрашенную чернилами. Корешок погружаешь и видишь, что начинает подкрашиваться и стебель, и листья, и цветок. Если корень свят, то святы и ветви, но начинаем обязательно с корня. Ты можешь очень долго подкрашивать ветви, и ничего из того не выйдет, дождь будет смывать краску. Освятить корень: вот пост и молитва; а тогда придет момент борьбы и с "колбасой", а точнее - со сластолюбием.

"И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал". И снова - испытание для нас. Сорок - всестороннее испытание нашей веры - пост. Очищение в надежде. Вера - Надежда - Любовь. Потом приходит момент совершенной любви, тогда можешь пророчествовать. "Достигайте любви: ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать". И чем оканчивается этот пост? "С того времени Иисус начал проповедовать…" (Мф. 4.17). Когда вышел из пустыни! Только тогда! Потому что мы проповедуем о том, что видели. И когда ты не был в этой борьбе, о чем будешь проповедовать? Чему ты научишь? Врач, исцели сначала себя, - говорит Господь. Иди в пустыню…

Сорок дней и ночей… Каждое слово имеет значение. Почему "дней и ночей"? День - ты будто на подъеме, в тебе победа. Ночь - падение в этой борьбе. "На последок взалкал". Что обозначает "…напоследок взалкал"? Кроме буквальных вещей. А на тридцатый день не хотел есть? Давайте поищем духовные вещи. На что проголодался? Что значит "есть" библейским языком? Исполнять волю! Библия сама себя раскрывает и, не дай нам Бог, придумывать что-то или отнимать от Слова… "Моя пища - творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его". Действительно, если ты прошел момент надежды и поднялся к совершенной любви, то ты можешь идти пророчествовать, можешь идти проповедовать слово Божье и творить чудеса. И знамения идут за тобою, и в этом есть воля Божья: "Итак идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа, обучая их всему тому, что Я вам завещал", - говорит Господь. Только тогда идите и научите, ибо мы говорим только о том, что видели. Ты должен пройти эту борьбу, ты должен пройти эту пустыню. Ты должен очиститься, ты должен подняться, чтобы сойти… Опять лестница Иакова. Патриарх Иаков старозаветный, видит сон: лестница в Небо. И на вершине лестницы Господь, там совершенная Любовь. И ангелы восходят и сходят. Поднявшись, ты становишься ангелом Господним, вестником Господним, чтобы идти и научить. "Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа". А мы все должны стать священниками, мы все должны посвятить свою жизнь Господу. Все должны подняться на эту высоту, - высоту Божественной любви. Тогда можно сойти, чтобы учить. Так вот, когда поднимаешься, появляется голод на исполнение воли Божьей, а воля Божья: "Идите, научите…" Тогда потоки, реки воды живой потекут из утробы твоей, - ты не можешь их оставить, ты хочешь поделиться этим. Это в нас, оказывается уже с самого начала. Мы уже говорили о жене, которая нашла драхму, и побежала хвалиться к соседям. Она убирала в доме. Вот оно - очищение: убирала в доме, сердце свое очищала постом и молитвою. И нашла драхму. Драхма - еще не талант, это очень мелкая монета, одна из наименьших. И она нашла эту драхму, и бежит, и хвалится. Безусловно, она проголодалась на священнический хлеб. Показные священнические хлеба стояли в скинии, а хлеб - исполнение воли. Мы должны показывать свое служение перед Господом. Так вот, взалкал Христос. И мы знаем: для нас это слово, Христос в нас! Если мы пройдем этот пост, то есть очищение постом и молитвой, поднимемся на определенную высоту, очистившись, - мы обязательно проголодаемся на труд Господний, на труд священнический. "Ибо уста священника должны хранить ведение…" Мы обязательно будем стремиться поделиться своим опытом, своею радостью. Мы обязательно будем стремиться поделиться своими знаниями, своим видением. И мы будем говорить: я видел, брат, дай руку! Я хочу, чтобы мы были вместе! Любовь никогда не бывает эгоистической, она альтруистична. Любовь не ищет своего (как читаем в 1 Кор.13.5). Любовь не ищет выгоду, любовь отдается.

"И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал". Кое-кто трактует: если взалкал, значит у Него начались такие искушения, которых он не мог выдержать… Давайте почитаем Послание к Евреям, 4-ю главу, с 14-го стиха:

"Итак, имея Первосвященника великого (это - Христос. Это он Первосвященник. Мы должны быть священниками, а Он - Первосвященник), прошедшего небеса (поднялся на Небо, показал нам путь. Он для того и сошел, чтобы показать нам путь, как и нам подняться. Он говорит: Я хлеб сошедший с Небес), Иисуса Сына Божьего, будем твердо держаться исповедания нашего (исповедания веры). Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который подобно нам, искушен во всем, кроме греха". Кроме греха! Грех не одолел Его. Так вот, он "взалкал", - проголодался на труд. Взалкал на то, чтобы с того времени проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Божье… Это мы будем исследовать через несколько стихов.

А теперь давайте откроем Книгу Исход, 34-ю главу, и прочитаем 27-й и 28-й стихи. Потому что нужно, чтобы все подтверждалось двумя, тремя свидетелями. Давайте пригласим Моисея в свидетели. Сказано в Священном Писании, что Иисус как Моисей. И о Моисее сказано, что придет Такой, как он. Моисей - в старозаветные времена, Иисус - в новозаветные. Моисей принес Закон - 10 заповедей Господних. Иисус принес Закон - "Возлюби!" Правда, есть аналогия? Безусловно.

"И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем". Речь идет о Старом Завете, потому что Новый Завет не могли тогда воспринять. Ибо сначала был дан Новый Завет, - имеются ввиду две Заповеди любви. Но не могли удержаться в них - и разбил Моисей эти первые каменные таблицы, а потом получил вторые. И в новых таблицах две заповеди в развернутом виде, в виде десяти. На одной четыре - наши отношения с Богом, и шесть на второй - наши отношения с ближними; которые можно было бы объединить в две Заповеди Христа: возлюби Господа Бога своего и возлюби ближнего, как самого себя. "И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова Завета, десятисловие". И принес их опять. Также и Христос - после сорока дней и сорока ночей вышел и стал проповедовать. Где был Моисей эти сорок дней и сорок ночей? На горе Хорив (Хорив - в переводе "Пустынный"). Опять пустыня. И сейчас эту 34-ю главу мы рассмотрим подробнее.

"И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и написал на скрижалях слова Завета, десятисловие". История повторяется. То, что было с Моисеем, было и с Христом, только уже на ином уровне. И в нас сначала это происходит на уровне Моисея, а потом на уровне Христа. Сначала на уровне Старого Завета - когда мы "дети"; а когда мы становимся "мужами" по мере возраста Христова, - это происходит на уровне уже Нового Завета. После рождения духовного, после прихода к вере, которая исполняется любовью.

"И сказал Господь Моисею: вытеши две скрижали каменные (каменные - навечно, вечный материал), подобные прежним (мы с вами уже выяснили какие были прежние, разбитые. Их было две и они говорили о любви), и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил. (Это - тоже самое. Закон Божий един. Просто мы можем понимать его по-разному. Подзаконно мы понимаем тогда, когда мы старозаветные, а когда мы уже новозаветные, то понимаем подблагодатно. Это - благодать на благодать). И будь готов к утру; и взойди утром на гору Синай". (Утро - когда осветится твой путь и ты будешь видеть, куда идти). Взойдешь на гору Синай. Что обозначает название горы Синай? Слово "Синай" обозначает "Купина Яхве", или другой перевод - "Покрытый кустами". Мы помним ту купину Яхве, ту Купину, которую видел Моисей, когда пас отары своего тестя Иофора, священника мадиамского. Он увидел купину, Неопалимую купину - терновый куст, который горел и не сгорал. Это - духовные вещи. Это есть Церковь Остатка, "колючая" (здесь тернии со знаком плюс). Она - девственна, невинная, и оплодотворяется только лишь Святым Духом. И в которой горит огонь Слова Божьего, огонь Веры, огонь Благодати. Это - тот самый огонь.

Так вот, гора Синай называется "купина Яхве" или - "покрытая кущами" благодатными. Так на Синае или на Хориве дал Господь скрижали? Синай и Хорив - два названия одной и той же горы! А Хорив обозначает "Сухой, пустынный". Идите в пустыню, и если пройдет сорок дней и ночей, - вы выйдете к земле, которая течет молоком и медом. Иди на ту самую гору Господню, которая называется "Пустынною" - Хорив. И пройдет сорок дней и ночей в этой пустыни, этого труда, этого очищения, поста и молитвы, - она станет горою, покрытой райскими кущами - Едемом, нежностью, деликатностью, умилением. Пустыня испытаний приводит в Землю Обетованную подвижника - того, кто преодолевает эту пустыню. А она для всех, ибо прошел Христос. Ее прошла как Новозаветная церковь, так и Старозаветная. Эта пустыня приводит подвижника в Едем, это путь смирения. Господь - смирение, "Я есть Двери…" Без смирения никакие кущи не вырастут на этой горе, она так и останется сухой и пустынной. Смирение. Я - Дверь, Я - Скала, - опять гора… Она должна покрыться теми "кущами", "купинами" сердец, в которых горит огонь слова Господнего, горит огонь веры, горит огонь Благодати, и становится человек Божий серафимом пламенным.

"И будь готов к утру; и взойди утром на гору Синай (иди в пустыню. Дух Святой ведет), и предстань предо Мною там на вершине горы". (Вершина горы - смирение. Если ты станешь на вершине горы, она покроется кущами, и ты поднимешься к высоте совершенной любви. И станет она для тебя Горою Синай. Была Хорив - станет Синай).

"Но никто не должен восходить с тобою, и никто не должен показываться на сей горе: даже скот, мелкий и крупный не должен пастись близ горы сей". Никто не восходит, это - путь Моисея. Это - путь Христа. Это - путь апостольского служения. Это - путь совершенных. Только тот, кто сможет подняться на эту гору, увидит. Других нужно будет вести и показывать путь. Есть моменты в истории, когда Господь посылает Своих сынов - пророков, посылает в церковь, и только они могут взойти, но их не понимают, и над ними насмехаются, и их побивают каменьями, потому что они видят то, что не видят остальные. Они видят Небо открытым, иные же могут воспринять это лишь верою. Приняли - блаженны. Блаженны, кто не видел, но уверовал (то есть, пошел за пророком). Не все Моисеи. "Разве все апостолы?", - говорит нам Господь устами апостола. Разве все апостолы? У каждого свое служение, хотя и здесь есть момент апостольского служения, ибо мы все идем путем Христовым, путем Моисея. Но не все Христы и Моисеи. "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божье, пришедшее в силе", - говорит нам Господь. Пока не войдет, как Моисей, в мистический мрак, для всех закрытый, для одноплеменников и для скота мелкого и крупного (для паствы). Для всех. Апостолы взошли на эту гору, а потом начали вести, указывать путь. Начали пасти скот. Мы видим, что пас Моисей скот на горе Хорив. А скот бывает мелкий и крупный. Так и среди нас: один имеет больший потенциал к труду, другой - меньший. Но Господь не смотрит на лица, для него все они - паства… Я всегда привожу следующий пример. Я имею двух сынов: меньший Василек, а старший Павлик. И каждый из них несет груз, который может поднять. Я никогда не позволю им быть ленивыми, но я не обвиню Василька за то, что он может поднять только бутылку с водой, тогда как Павлик несет связку удочек.

"И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано утром, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь: и взял в руки свои две скрижали каменные. И сошел Господь в облаке (что такое облако? Здесь - Благодать, сходит Благодать), и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы". Дух Святой ведет Иисуса в пустыню. Облако Господнее ведет Моисея на гору - одно и то же. "И прошел Господь пред лицем его, и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу (что значит "поклонился"? Склонил свою волю перед волей Божьей, свое понимание перед пониманием Божьим), и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет владыка посреди нас; ибо народ сей жестокосерд". Да, безусловно. И мы всегда, когда выходим на эту гору, входим в эту пустыню, говорим: Господи, помоги мне, потому что я маленький. Тот народ, который во мне, жестокосерд. Верую, Господи, помоги неверию моему! Я слаб, я мал, я вот сейчас в духе, а вдруг какая-то болезнь, что-то заболело, и я уже в панике, начинаю хвататься за телефонную трубку, звонить врачам… Жестокосерд народ, этот народ - в наших сердцах. Будь с нами, Господи, когда мы входим в пустыню, не оставляй нас, Господи!..

"И сказал Господь: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим (с нами, с нашими мыслями и желаниями, - вот этот народ в нас. С нашими эмоциями, с нашей волей, с нашей душей. Душа - наш народ. А мы есть Моисей - дух) соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя". Я даю Завет и соделаю чудеса. После восхождения на эту гору, после борьбы с диаволом в сердце своем ты будешь проповедовать дело Мое! Что делал Моисей? Он проповедовал Закон, с последующими знамениями. Я буду соделывать чудеса, которых никто не видел, и будут удивляться все народы, к которым ты будешь заходить…

"Сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоню от лица твоего Амореев, Хананеев, Фарезеев, Евеев и Иевусеев". Опять - где эти народы? Они в наших сердцах. Мы четко должны осознавать это. Давайте рассмотрим, о ком идет речь? Вот мы становимся на борьбу на горе Хорив, которой название "Пустыня". Поднявшись на высоту смирения, мы ждем, когда эта гора станет Синаем. Когда она вся укроется райскими кущами, благодатными, благословенными кущами Божьими, когда она превратится в Едем в наших сердцах, на этой земле Обетованной. Господь сказал: Я обещаю тебе эту землю, там будет Царство Божье. В твоем сердце эта земля потечет молоком и медом. Но пока еще там живут ханаанские племена. Они большие, великаны… В каждом из нас есть эти племена. Какие племена? Амореев, хананеев, хеттеев, ферезеев, евеев, иевусеев.

Кто такие амореи? Амореи в переводе: горные жители или жители вершин. Они в каждом из нас, пока мы еще язычники (это - хананейские племена, языческие), когда мы говорим: нет Бога, но плюем через левое плечо - хочется чему-то поклоняться, хочется чего-то высшего, и мы ищем предмет для поклонения. Один поклоняется музам: поэзии, музыке, науке… Мы ищем предмет поклонения, идеал. Вот говорит, Павлик Морозов - мой идеал. Другой говорит: Павел Корчагин - настоящий идеал. Поиск идеала проходит в каждом из нас, каждый хочет чего-то высшего. Для иных этот идеал - римские легионы, а тот запоем читает историческую литературу о Чингиз-Хане, например… Он себе представляет, что он бы делал не так… Так вот, об амореях. Амореи - те, которые стремятся к высотам поклонения, но то поклонение языческое (тот поклоняется деньгам, этот - власти, а тот - влюблен в популярность, мечтает чтобы его носили на руках, осыпали цветами). Это желание каких-то высот, но, к сожалению, языческих. Вот он и есть "житель вершин", он стремится к высотам поклонения, но это поклонение языческое. И оно фактически является тщеславием и суеверием. Фактически, это поклонение не Творцу, а творению. Говорят: я поклоняюсь природе. Но природа же - творение! Поклоняйся Творцу, наблюдая природу. Наслаждайся творением, но поклоняйся Творцу, а не намазывай пень салом, чтобы разбивать об него лоб. Итак, амореи - начало религиозного ощущения, если мы будем искать положительное. Если его освятить истиной, как поиск правдивого поклонения, тогда оно станет положительным. Если изгнать этого аморея и на его место войдет народ Божий, в это самое ощущение религиозного поиска, то эта религия станет истинной, действительной. Освяти истиной - и аморей станет израильтянином.

Давайте вспомним Иезекииля, 16-ю главу, 3-й стих. Помните, что говорит Господь дочке иерусалимской, то есть Церкви? Он говорит: твой отец - аморей, а мать - хеттеянка… Это мы из этого вышли. Из этого выходят все, кто выходит из язычества. Ибо есть же такие ощущения, что нужно чему-то поклоняться. Где-то какие-то высоты есть, ибо не может быть, чтобы вот так было, как есть. Но это все языческое. Помните, как сказано о сотворении человека: "и Дух Божий носился над водою. В начале сотворил Бог небо и землю". Земля - тело, небо - духовность. Но земля темная, духовность темная. Это не значит, что человек не ходит на концерты, не смотрит кино. Он ходит на рок-концерты и смотрит фильмы ужасов. Это не значит, что духовности нет. Она есть, но темная. Это не значит, что нет поклонения. Есть поклонение, есть религиозное ощущение, но оно не освященное, языческое. Есть вера, ибо у каждого она есть, потому что сказано: Господь каждому дал меру веры. Только та вера не освященная светом истины, она темная, и она в действительности есть суеверием, а не верой. И бесы верят, но трепещут… Вот кто такой аморей...

Отец аморей, а мать хеттеянка - тоже интересный момент. Аморей - отец, наша вера, сначала суетная, суеверная, но стремление есть к поклонению. А хеттеянка - жизнь. Но какая же наша жизнь? Или, кто такие хеттеи? Хеттеи в переводе "страх". Безусловно, это жизнь в страхе, и из-за стремления спастись в какое угодно суеверие попадаешь. И плюешь через левое плечо, когда кошка перебежит дорогу, и назад не возвращаешься, чтобы тебе было хорошо. Ты боишься вернуться назад, потому что отец твой аморей, а мать хеттеянка. Это один из примеров суеверия и жизни в страхе. Ты боишься и хочешь какой-нибудь защиты, ты хочешь кому-то (или чему-то) поклоняться. И ты ищешь спасение в творении, а не у Творца… Поклонение солнцу, молнии; жертвы приносят ветру, дождю, чтобы был урожай и т.д. Вот вам: отец аморей, а мать хеттеянка. Речь идет о начале веры, тут они раскрываются. Нужно подняться к высотам веры истинной.

Кто такие хананеи? Ханаан… Вспомним, это - внук Ноя, сын Хама. Если коротко - в Ханаане происходит падение. Проклятие Хама упало на Ханаана. Как раз эти все племена являются ханаанскими, то есть теми, которые отпали от истинного учения. Ной после потопа - истинная вера, праведники, которые остались после потопа бездуховности в мире на определенном этапе. Выходит Ной из ковчега, обрабатывает землю (сердца людей: проповедует Слово, сеет семена Слова), насаждает виноградник. Виноградник - Церковь, библейским языком. Получает плоды, упивается плодами своего труда - и лежит в шалаше своем (догматический шалаш церкви, шалаш защищающий) пьян и наг. Это фарисейская закваска, которая входит в религиозную жизнь. Так вот, три брата, - Сим, Хам, Иафет. Три сына Ноя. И Хам насмеялся над проступком отца. (Нагота - провинность). Опьяненное фарисейство освящает нам линкоры, корабли, чуть ли не общественные туалеты. И насмеялся над этим. Но мало того, еще позвал братьев и говорит: идите, посмотрите на наготу отца! Но чем это заканчивается? Ной проспался… Проспится обязательно и православие, и католицизм и протестантизм. Придет Христос - овечки Господние есть во всех дворах. Ной проспался, проснулся и узнал что сделал Хам (слово "хамство" всем нам известно) - насмеялся над отцовской наготой вместо того, чтобы смиренно, не смотря (именно спиной вперед вошли Сим и Иафет, не смотря на наготу Ноя, и укрыли ее своей одеждой, праведностью, своим смирением), укрыть ее своей одеждой… Смиренно работай, не смотри, что твоя мать - церковь или отец - вера наг и пьян. Не иди к мачехе, но отрезви отца, умой мать, "жену" (общину свою - другим языком) в купели водной Слова (Еф.5). Работай, ненавижу разводы, - говорит Господь! Уважай отца и мать своих, - говорит Законодатель, не только по букве, но и по духу. Так вот, отрезвел Ной и проклял. Только не Хама, а его сына Ханаана. Опять символика. Проклятье ложится на наших детей, если мы смеемся над отцовской верой, вместо того, чтобы очистить ее, поднять, вместо того, чтобы спастись самим, и тем самым, чтобы вокруг нас тысячи спаслись, а не где-то там, у красивой мачехи, которая еще и "гуманитарку" дает… Это все о нас и для нас! Ханаан - это сын Хама, проклятый Ноем. Это - проклятье от греха, который соделал Хам, не укрыв своим смирением, праведностью наготу веры. И имя Ханаан значит "Раб" или "Купец". А это значит, что он торгует, подменяет духовное на материальное (вспомним, Господь выгоняет торговцев из храма). Или "раб", когда начинаешь служить Господу и маммоне, начинаешь торговать духовностью, тогда рано или поздно приходишь в рабство греха, потому что начинаешь служить маммоне. А кто кому служит, тот тому и раб. Вот тебе и раб, вот тебе и Ханаан…

Кто такие ферезеи? Переводится как "деревенские жители". Что это значит? Те, которые живут в деревнях. Деревня - уже группа людей, которая занимается какой-то работой. Это - народные желания, о которых говорит Григорий Сковорода: "Оставьте эти ваши народные желания; разве не видите, что Господь выводит слепого из деревни, чтобы открыть ему глаза". Вот те народные желания - политика, иродианство в церкви. Это люди, которые казалось бы в церкви, но в действительности их интересует больше церковная политика, чем спасение свое и ближнего своего. Вот та толпа, которая кричит: распни! Распинает Христа. Это - "деревенские" жители. Ферезеи в Ханаане (повторяю, Ханаан - проклят). Это те, у которых была сначала связь с Богом. "Религия" - "ре" - обновляю, "лига" - связь, - эта связь была утрачена Хамом. Потеряны настоящие религиозные чувства.

Далее - евеи. В переводе евеи - "жители селений", церковнославянским - "жители хижин". Домашние жители - те, которые живут в хижинах. Что они символизируют? Это те, которые в пещерах. Замкнулся в себе и живет в хижине, и говорит: только и того света, что в моем окне. Это консерватизм, библейским языком. Евеи символизируют собой консерватизм, ретроградство, пещерное невежество… Не знаю и знать не желаю - мне хорошо в моем мировоззрении. В своем доме своя правда. Куда там мне в церковь, на библейские курсы? Нет. Мне и так хорошо...

И, наконец, иевусеи. Иевусеи происходят от названия города Иевус. Между прочим, Иевус - первое название Иерусалима. В Ханаане, в язычестве, Иерусалим назывался Иевус, и там правили хананеяне. Так вот, Иевус переводится, как "Ток, гумно", на котором молотят. "Ток", или "Потоптанный", или "Угнетенный", или ещё русским языком - "Попираемый ногами". Символизируют собой иевусеи тех, которые страдают от проклятия греха. Страдают, потому что мир топчет их, они мучаются, горят в огне геенском, в огне страданий сего мира. Это те, которые страдают. Страдание спасет мир. И у всех нас сначала в сердце, в этой земле, обещанной Богом, сидят иевусеи, и мы страдаем, караемся, мучаемся, но не каемся… Но приходит момент, когда страдание спасает мир, - не красота, как говорит Достоевский, а страдание. Как тревога - то до Бога… Когда припечет, когда говорим: Господи, Боже, за что? Помоги! Тогда понемногу начинаем на "току" молотить пшеницу Господнюю, и отделять чистое от нечистого, святое от не святого, происходит очищение зерен от половы. И становится "ток" тот, тот Иевус уж не Иевусом, а Иерусалимом, - вот она, земля обетованная. А Иерусалим - уже "Фундамент мира, основа мира". Господь говорит: Загоню в такое тесное место, что вынуждены будете воззвать ко Мне. Вот вам Иевус. Иевус - и есть то тесное место, которое должно воззвать к Господу.

Теперь понятно о ком идет речь, когда читаем: "Сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоняю от лица твоего Амореев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев". Теперь мы понимаем, что они все в нас, и Господь выгоняет их. Это Господь выгоняет, а не мы! Это не наша борьба, но Господа с Амаликом из рода в род…

"Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите…" Что такое "столб"? Премудрость Господняя - столбы истины. Их столбы сокрушите, сломайте. Потому что у вас другая мудрость. Вспомним книгу Притч, 9-ю главу, 1-й стих. "Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его", и на тех столбах премудрости приготовила стол. Приготовила богатую вечерю… Премудрость Господня. Так вот, их мудрость вы будете сокрушать. Мудрость мира ты будешь ломать, потому что ты имеешь иную мудрость - Премудрость Господню. "Жертвенники их разрушьте…" Какие в нас жертвенники? Кому приносим жертву? Богу. Жертвенник любви. А у них какой жертвенник? Жертвенник сатаны, жертвенник ненависти. "…Столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их" (то есть посвященные языческим богам. Какие боги, какие идолы? Злая похоть и любостяжание - вот их идолослужение. Вот боги мира сего - дух насилия и корыстолюбия). "Ибо ты не должен поклоняться Богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - "ревнитель"; Он - Бог ревнитель". Помните, говорит: Я - Бог "ревнитель". Я не допущу тебе безнаказанно служить иным богам. Я не допущу тебе положить свою жизнь, здоровье, вечность свою на алтарь похоти плоти и любостяжания. "Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богам своим (блудодействовать - оплодотворяться не от Духа Святого, а от духа насилия и корыстолюбия. Вот он - блуд) и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их". То есть, не иди к язычеству, к этим мирским пожеланиям. Не ешь их жертвы и не приноси жертвы их богам. "И не бери из дочерей их жен сынам своим…" Когда сыны Божьи брали дочерей человеческих себе в жены, в результате рождались монстры. И вырождение, и потом потоп… Если ты имеешь истинную веру, то не бери себе эту жизнь, этих "жен". Не живи мирской жизнью, не будь как они. "…Дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих (ибо если ты будешь жить этой мирской жизнью, то вера твоя погибнет обязательно), не ввели и сынов твоих в блуд вслед богов своих". То есть, языческая жизнь очернит вашу веру.

"Не делай себе богов литых". То есть, не нарушай первую и вторую заповедь. Первая гласит: Я Господь Бог твой, пусть не будет тебе иных богов передо Мною; вторая: не делай себе подобие Бога. "Праздник опресноков соблюдай". Что такое "опресноки"? Знаем. Не будешь жить в фарисейской закваске кислой, в гордыне. Но, наоборот, будешь жить, питаться, есть, исполнять в опресноках смирения и чистоты. Вот что такое "опресноки" "…семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива…" Семь дней. Всю седмицу, все время в смирении, все время в чистоте. Что такое "Авив"? "Авив" переводится как "месяц колосков" или "созревающие колосья". Здесь речь о том, что ты будешь приносить плод в благоприятное время. Сказано: не дай Бог вам, если суд приидет зимою. Надо, чтобы суд пришел, когда "лето": есть плоды, тепло, есть колосья - месяц Авив. "…Ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта". Да, безусловно, этот добрый месяц для нас. Ты уже погрузился в воду иорданскую, ты уже принес плоды, ты уже очистился. "Все, разверзающее ложесна" (то есть, все первородное, а первородное библейским языком - духовное. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…" А потом Слово становится плотью. Первородное должно быть первым. Сначала должен быть Исаак, а потом Измаил! Нет, мы делаем наоборот: сначала Измаил, а потом Исаак. И так на каждом шагу) "Все, разверзающее ложесна - Мне, как и весь скот твой мужеского пола (то есть и вера твоя, и паства, и скот тот в тебе), разверзающий ложесна, из волов и овец". Вол - кто? Это освященные верой наши могучие потенции. Вол - обрезанный бык. Бык - весь потенциал нашего организма. "Тогда возложат на алтарь твой тельцов". Тогда, когда мы смиримся. "И овец" - смирение. Смиренное служение: и всю жизнь нашу Христу Богу отдадим. Вот волы и овцы… "Первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его, сломав ему шею". Когда первородное ослиное, то есть духовность "ослиная" (а она также в нас), то того осла надо привести к потокам водным, потому что он сам не идет. Это не олень, это не овечка, которая идет за пастырем. Осел упрямый, его нужно тянуть к воде. Что значит "заменяй агнцем"? Приведешь к смирению, а если не будет тебя он слушать, то сломаешь ему шею. Неужели Господь хочет, чтобы мы крутили ослам шеи? Не о том речь! Тот "осел" - в нас. Осла (закон плоти, упрямство) надо убить, если он не смиряется. Сломать ему шею. Что такое "шея"? Шея поворачивает голову, поворачивает наши глаза. Потому не нужно буквально ломать шею (шея - желания) ослу, надо найти того осла в себе, и эти мышцы скрутить, уничтожь эти желания. Убить в себе плотское. А чем убивается плотское? Постом и молитвой. Мы с вами говорили, как учат отцы Церкви: если имеем в сосуде своем змею и скорпиона, то закрой крышкой и не давай поживы, и рано или поздно сдохнут. Вот оно - скрутить шею. Убей этого осла. Властвуй над своими желаниями. Возле порога лежит грех, а ты должен властвовать над ним, - как говорит Господь Каину. Это духовные вещи, а по букве толкуют эти вещи, и говорят, что Господь завещал ослам шеи крутить! "Всех первенцев из сынов твоих выкупай (выкупай свою духовность). Пусть не являются пред лице мое с пустыми руками". (Без дел, без плодов, - неплодородная смоковница). Не будут бесплодными, потому что будут приносить плоды милосердия и Богопознания, плоды любви, плоды смирения).

"Шесть дней работай, а в седьмой день покойся…" Шесть дней работай, а седьмой - спокойствие. Вот так и работай всю жизнь: от субботы в субботу, по спирали, все выше и выше. На каждом уровне, от начала до конца. Только пашешь, чтобы посеять, а уже жатва. От начала до конца иди этим путем - шесть дней работай, а седьмой день отдохнешь от трудов. "И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года". Что же это за праздник седмиц? Этот праздник называется еще "пятидесятница" или "праздник жатвы", "праздник седмиц". А что в день пятидесятницы совершается, в конце года? Дух Святой сходит, безусловно! Слава Господу! Вот так работай, работай всю жизнь и приобретёшь Духа Святого. Смысл жизни христианина в том и заключается, чтобы стяжать Духа Святого. Ты поднимешься туда - обещано и сказано так! Эта Книга - отнюдь не пособие юного агронома или зоотехника о том, как обходиться с ослами. Это пособие нам, как пройти этот путь. Господь говорит: по духу толкуй эти вещи! Как можно на них смотреть буквальными глазами?! "Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, ибо я прогоню народы от лица твоего, и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа, Бога твоего, три раза в году". Трижды в год должен перед лице Господа явиться - тогда будет все успешно в твоем прохождении. Что такое "три"? Вера, надежда, любовь. Уверовать, восыновить веру и распространить ее вокруг себя. И все должно быть перед Господним лицем! Это все должно быть в истине, а не в обмане. Лжевера - "и бесы верят и дрожат", исполнение через насилие фарисейское, и лжераспространение: кто не с нами, тот против нас…Анафема… Это не перед Богом! Перед Богом, по Божьему, в любви должно быть все. Трижды должен являться! Каждый раз, когда возрастаешь в вере, в исполнении, в одухотворении, все должно быть только перед Богом! Только тогда Он прогонит перед тобою всех хананеян, о которых мы читали, и не даст им возвратиться назад.

"Не изливай крови жертвы на квасное…" В "крови жизнь" - церковная жизнь. Не будет церковная жизнь сквашена фарисейской закваской. А что это за закваска? Гордыня. Любить не Бога, а себя на фоне Бога. Не нужна такая жертва. "…Жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра". Еще не время… В одной притче говорится о смоковнице: еще не пришло время родить ей. И один год - не время родить ей, и второй, и три года, а все не время… И смотришь: ходит человек вокруг той воды и никак не может погрузиться. Еще не время… Вот придет пост и я начну новую жизнь, я принесу те плоды, смирюсь. Приходит пост - нет, я уже после Пасхи… Будет Пасха, и как запоют "Христос Воскрес!" - все, я начинаю новую жизнь… И все ходит беременным всю жизнь, с тем животом, и не имеет плода. Так вот, до утра не будешь ждать… Вот рассвет и я приду к Богу… Нет! Сейчас тьма, но сейчас и иди к Богу в эту секунду, не жди, пока в тебе рассветет, не жди, когда очистишься… Вот тогда я приду в храм и закажу благодарственный молебен… Беги сейчас в храм Божий, падай в углу на колени, пока в тебе ночь, приползай сюда! "Самые первые плоды земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего". Твоя духовность должна быть перед Господом освященной. Это не должна быть лжедуховность, не темнота должна быть там. Сердце твое должно стать храмом Господним. В храм принесешь все это. "Не вари козленка в молоке матери его". А кому в голову придет варить козленка в молоке матери его? Я даже не знаю как это назвать. О чем идет речь? Что значит жена библейским языком? Жизнь. Что значит мать библейским языком? Наша старая, греховная жизнь. Козленок - наша жертва. Так вот, не будем вариться в старой нашей закваске, в старой жизни! Это все равно, что сказать: очиститесь от грехов своей старой жизни. Вот что такое - не вари козленка в молоке матери его…

"И сказал Господь Моисею (то с чего мы начали): напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил: и написал на скрижалях слова Завета, десятисловие". Мы сейчас прочитали то, что мы рассматривали в четвертой главе Евангелия от Матфея, только языком иного свидетеля Господнего - Моисея. Все то же самое: та же пустыня, в которой мы должны приносить плоды, в которой мы должны подняться на высоту Едема. Пустыня, в которой мы должны постом и молитвою очистить себя. Мы обязаны пройти эту пустыню.

"Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал". Это - путь. А вот, как искушал диавол Иисуса, рассмотрим в следующий раз.



† † †



ВЫШЛИ В СВЕТ ТАКИЕ КНИГИ ПРОТОИЕРЕЯ ОЛЕГА ВЕДМЕДЕНКО:

* Пособие по духовному деланию “ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ...”
(Внутренняя Сила или духовные основы успешности и здоровья; почему мы болеем или как стать здоровым; памятка для тех, кто ищет спасения; практические советы в продолжение дня; правила борьбы невидимой; если на вас наслано порчу; прерывание родового проклятия; самоотчитка... Эти и другие материалы вы найдете в небольшой по размеру, но содержательной и исполненной реальным опытом книжке, 104 стр.).

* Две книги из серии “Ответы священнослужителя”: “ЕЩЕ НОЧЬ...” и “ВКУС БЛАГОДАТИ” (Ответы на вопросы, коими укоряют православных представители различных протестантских конфессий: почему поклоняемся Богу перед иконами; почему празднуем не иудейскую субботу, а новозаветное воскресенье; почему крестим грудных детей; почему часто крещение осуществляется не через полное погружение, а путем обливания; как правильно обращаться к Богу /неужто только Иегова?/; нужно ли молиться за умерших; почему почитаем мощи, молимся святым; почему чтим Богородицу, и были ли у нее еще дети, кроме Иисуса... Также о числе зверя /666/; когда и как придет Антихрист; как правильно поздороваться в церкви; можно ли есть мясо с кровью; головной убор в храме /мужчины и женщины/; свойства святой воды; происхождение человека и т. п.).

Книги на украинском языке.



* НАПИШИТЕ НАМ
, и мы проинформируем Вас как получить по почте книги, конспекты лекций, а также аудио- и видеозаписи лекций и проповедей протоиерея Олега. В письмо вложите пустой конверт с обратным адресом.

* НАШ АДРЕС:
Протоиерею Олегу Ведмеденко, Библейская школа духовного совершенствования, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021. (Подробная информация помещена также на сайте www.vedmedenko.org «КНИГИ И АУДИОЗАПИСИ»).


Наши группы в социальных сетях:

Facebook: Олег Ведмеденко

Вконтакте: Олег Ведмеденко

Наши блоги в социальных сетях. Добавляйтесь: